Заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев провел с руководством ряда регионов совещание по вопросу предоставления в 2017 году субсидий агропромышленному комплексу, в том числе новой единой субсидии. По ней наибольший объем поддержки в Черноземье могут получить Белгородская и Воронежская области, а всего шести субъектам Федерации планируется выделить 4,7 млрд рублей. Региональные чиновники считают указанные в проекте суммы сопоставимыми с прошлогодними, но опасаются новых корректировок и урезания лимитов и скептически относятся к передаче части полномочий по субсидированию банкам.
На селекторном совещании с чиновниками из регионов, которое заместитель главы Минсельхоза Иван Лебедев провел 17 ноября, обсуждались объемы предоставления субсидий по новым правилам. Они начнут действовать уже с 2017 года. Вместо 18 нынешних субсидий предполагается введение единой. За ее рамками останутся субсидии на килограмм молока и по инвестиционным кредитам, несвязанная поддержка в растениеводстве, а также финансирование мелиорации и развития сельских территорий. Вместо субсидий по процентным ставкам министерство сельского хозяйства планирует ввести кредитование аграриев ключевыми банками под 5% с последующей компенсацией от Минсельхоза в размере 100% ключевой ставки.
В Черноземье по единой субсидии в 2017 году наибольшие суммы могут получить Белгородская и Воронежская области (они лидировали и в 2016-м) - 1,67 и 1,52 млрд рублей. Курской области предполагается выделить 440,3 миллиона, Липецкой - 642,8 миллиона, Орловской - 441,8 миллиона, Тамбовской - 606,6 миллиона. В целом в Российской Федерации объем единой субсидии может составить 36 млрд рублей.
Цифры примерно сопоставимы с действующим объемом поддержки. «В 2016 году Воронежская область получила 2,3 млрд рублей по 18 видам субсидий, - рассказал профильный вице-премьер облправительства Виктор Логвинов. - Выходит, что нам недодали 777 миллионов. Но сумма в 2,3 млрд рублей включала субсидии по краткосрочным кредитам, а за них теперь отвечают банки. Впрочем, лимиты по единой субсидии окончательно не утверждены, так что есть вероятность их снижения. Что же касается поддержки через банки, то соответствующий механизм пока не отработан». Господин Логвинов добавил, что по инициативе губернатора Алексея Гордеева приоритет в распределении единой субсидии получит молочное и мясное животноводство, то есть отрасли с наибольшим социально-экономическим эффектом.
В других регионах Центрального Черноземья чиновники отнеслись к нововведениям с не меньшим сомнением. «Мы настороженно подходим к новым правилам, - отметил вице-премьер правительства Орловской области Дмитрий Бутусов. - Вопрос в том, какие лимиты до нас доведут в реальности. Если они будут невысокими, то с учетом того что Минсельхоз в 2016 году не отобрал для приоритетного субсидирования ни один орловский проект, мы можем здорово снизить инвестиционную активность».
Региональные власти к передаче банкам полномочий по распределению субсидий на кредитование относятся крайне скептически. «Мы не очень понимаем, как банки будут решать, кому давать льготные деньги, а кому - не давать», - признались в одной из областных администраций. Более того, скепсис чиновников разделяют аграрии. К примеру, глава группы компаний «Эконива» Штефан Дюрр убежден, что у нового механизма появится ряд недостатков. «Во-первых, субсидии не всегда поступают в полном объеме. Если они не пришли сразу, то региональные чиновники могут выплатить их производителям позже. А банки не будут давать льготы, если им не перечислили средства, - отмечает бизнесмен. - Во-вторых, теряется целевое назначение субсидий. В аграрных департаментах регионов сидят опытные специалисты, которые знают, где больше всего нужна поддержка, а банкам только предстоит выстроить систему оценки тех или иных проектов. В-третьих, у кредитных организаций свои критерии - большим и надежным компаниям кредиты обычно выдаются под меньший процент. Таким образом, мелкие хозяйства в новых условиях могут вообще не получить никаких льгот».
Передача банкам части функций по субсидированию увеличивает доминирование агрохолдингов из-за их более высокой надежности перед банками, согласен аналитик инвесткомпании «Алор» Алексей Антонов. В результате льготные кредиты могут быть использованы даже для сделок слияния и поглощения. «На долю крупных агрохолдингов приходится 70% рынка, что создает предпосылки для олигополии», - предупреждает Алексей Антонов. В свою очередь, Сергей Звенигородский из «Солид Менеджмента» уверен, что новый порядок субсидирования может сократить риски применения мошеннических схем, при которых при заключении фиктивного договора государством выплачивалась компенсация. Теперь банки сами понесут ответственность за бюджетные деньги. Конечно, риск злоупотребления с их стороны сохраняется, но он невелик, ведь участвовать в проекте будут в первую очередь государственные банки.