Медиаменеджеры против рыцарей пера

Медиаменеджеры против рыцарей пера
5 Декабря 2013

2 декабря в Воронеже, как уже сообщали «Четыре пера», открылся региональный медиафорум Центрального Черноземья под протокольным названием «Перспективы региональных СМИ в 2014 году. Новые формы работы». Однако не стоит судить о мероприятии по названию. Своими впечатлениями делится коварный и неожиданный (впрочем, как всегда) Виктор Лиходзиевский.

«Ибо там смешал Господь язык всей земли»

Медиафорум - не яхта, а скорее - специализированное вавилонское столпотворение. Не в плане многочисленности участников, а в смысле его многоязычия. Обсудить перспективы региональных СМИ в Воронеж приехали журналисты ведущих печатных СМИ и телерадиокомпаний из трех областей Центрально-Черноземного региона, а также председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, вице-президент международной Евразийской академии телевидения и радио Генрих Юшкявичюс, директор Центрального дома журналиста Игорь Степанов, член правления московского отделения Союза журналистов Рафаэль Гусейнов, руководитель информационно-аналитического центра Национальной академии телевидения (НАТ) Владимир Лившиц, ведущий Первого канала и общественный деятель Максим Шевченко.

Форум проходил сразу и попеременно на трех площадках: в «Арт-отеле» (где, кстати, был дан старт мероприятию), в Доме журналистов (там помимо дискуссий крутили кино) и в ВГУ. Госуниверситет организовывал встречу студентов с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым и ведущим Первого канала Максимом Шевченко. Именно университетская площадка, к неожиданности ее модераторов, получилась самой остродискуссионной.

На открытии форума в «Арт-отеле» речь шла о судьбе региональных телерадиокомпаний и телевидении вообще. Исследователь Евразийской академии Генрих Юшкявичюс и вице-президент НАТ Владимир Лившиц напомнили, что с 2015 года Россия активно переходит с аналогового на цифровое телевидение (процесс должен завершиться к 2018-му). Сейчас, по словам спикеров, формируются несколько так называемых мультиплексов, на которые разделят общефедеральные каналы. Первый мультиплекс - общедоступный, в нем будет 20 телеканалов. Заметим, что, как подчеркнул Владимир Лившиц, «такого большого количества общедоступных и некодируемых каналов нет нигде в мире».

Интересная, хотя и вызывающая недоверие подробность. Отдельный мультиплекс - региональные телерадиокомпании, их в России около тысячи. Причем приоритет будет отдан тем компаниям, которые уже сегодня имеют собственное программирование, то есть делают собственные телепрограммы объемом не менее двух-трех часов вещания в сутки. Как будет распространяться сигнал местных телерадиокомапаний - с помощью кабеля, спутника или через сеть Интернет? За счет каких средств должен производиться качественный телепродукт? Такие вопросы спикеры медиафорума намерены обсуждать с правительством России в начале января 2014 года. Пока журналистское сообщество должно выработать единую позицию и медиафорум в Воронеже - тому в помощь. Впрочем, конкретной хартии, насколько можно заметить, составлено не было.

В поисках авторитетов и «гвоздей»

Человек из телевизора Максим Шевченко (и член совета по правам человека при президенте) - также и эксперт по проблемам этнокультурной и религиозной политики. Он выступил на тему «Современные СМИ и национальный вопрос». Говорил о подоплеке последних громких столкновений на межнациональной почве. По мнению телеведущего, реакции на инциденты со стороны СМИ в подавляющем большинстве случаев неадекватны, ибо корни конфликта нужно искать не в национальной неприязни, а в бизнес-интересах. Максим Шевченко сказал много теплых и восторженных слов о кавказских журналистах, чей авторитет в республиках куда выше, чем в среднем у работников СМИ по стране.

На площадке Дома журналистов тем временем состоялся показ короткометражных фильмов-призеров Московского международного фестиваля «Профессия - журналист»: «Слово и пуля», «Два газетчика», «Юрий Щекочихин. Однажды я был…», «Наивная эпоха». 

Я застал три последних фильма. Как видим, три из четырех лент были посвящены погибшим журналистам. Гибель человека - трагедия неизбывная, но самой горькой показалась мне короткометражка «Два газетчика»: сюжет взят из рассказа Чехова и переложен на наши реалии. С начала до конца некая редакция сходит с ума, не находя сенсации на первую полосу. В итоге старый репортер полез в петлю, что и спасло выпуск газеты. Горький привкус при просмотре вызвала не циничность журналистов (что уступит, например, врачебной), просто давно я не видел, чтобы так переживали, что нет сенсации или «гвоздя» номера. Были бы площади проданы, остальное можно заполнить тем, что есть под рукой.

Тема получила развитие на встрече Всеволода Богданова и Максима Шевченко со студентами. Заметим, что накануне ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий задался в своем блоге на портале Aгентства бизнес информации вопросом, а зачем ВГУ нужен факультет журналистики? Запись в блоге ректора была на десять абзацев, но смысл ее сводился именно к такому вопросу, закамуфлированному под сетования о том, что журналисты с помощью негатива гонятся за «рейтингом». В том числе обижая родной вуз. В сети и оффлайне разгорелась дискуссия «про» и «контра», она-то и стала контекстом встречи в ВГУ, о котором именитые гости поначалу даже не подозревали.

«Не сдавайтесь рабовладельцам»

Неудивительно, что в конференц-зале главного корпуса ВГУ половину мест заняли студенты журфака. Другую группу участников встречи составили сотрудники администрации ВГУ, из которых наиболее близкими к журналистике были работники его пресс-службы. Кстати, почему-то в последний момент в программе форума произошли изменения в части посещения Богдановым и Шевченко корпуса журфака на памятнике Славы. Однако передовой отряд студентов-журналистов добрался и в главный корпус.

Одним из первых выступлений по теме стал вопрос студентки Екатерины Богдановой. Максим Шевченко упомянул о миссии журналиста, и девушка рассказала о том, что в отчетной дискуссии на портале Агентства бизнес информации от лица анонимных медиаменеджеров журналистам предлагают про миссию забыть. Короче, знать свое место. «Так забывать или нет?» - спросила студентка.

«Такова позиция рабовладельцев, которые относятся к вам как к гастарбайтерам. Не сдавайтесь, деньги можно зарабатывать, сохраняя лицо», - сказал Шевченко. А вскоре от пресс-службы ВГУ прозвучало утверждение под видом вопроса о том, что «читать в региональной журналистике сейчас нечего».

«Журналист - рыцарская профессия. Один рыцарь может напасть и ограбить, другой - спасти и защитить», - говорил Максим Шевченко, не зная, что выступает только посредником в споре. «Мне и всем присутствующим хотелось бы получить от вас совет или напутствие студентам. У нас есть факультет журналистики. Студенты журфака - уникальные студенты… Но дело в том, что, с одной стороны, конечно, им хочется проводить расследования. С другой стороны, чаще всего они становятся вовлечеными в какие-то интриги, какие-то игры. Как студентам определить то, что их не используют?» - обратилась к мэтру руководитель пресс-службы ВГУ Людмила Кудинова. Шевченко заметил, что тут «чужая война» и перестал комментировать ситуацию серьезно.

Однако такая ли уж она чужая тема - не только для элитарного журналиста, но и для общества в целом? «Что интересно, 95% журналистов, работающих в Воронежской области, - выпускники ВГУ. Подавляющая часть из них с особенным удовольствием и смакованием пишут негативную информацию о родном alma-mater… Кого мы готовим?» - пишет в своем блоге ректор Ендовицкий, не конкретизируя, правда, на кого именно он обижен.

Логика ректора довольно специфична. Получается, раз ты окончил ВГУ, ты теперь можешь писать только о лютиках-цветочках подле корпуса, чтобы в вузе не происходило? Параллельно представители «медиаменеджмента», явно аффилированные с ректоратом, укоряют журфаковцев за слепую любовь к факультету. Мол, что вы защищаете ваш факультет, посмотрите лучше на его недостатки. Выходит, выпускник журфака должен испытывать слепую любовь ко всему вузу, за исключением журфака, так, что ли?

Основной вопрос современности, конечно, ставится так: замалчивать ли социальные проблемы, когда они есть, даже если их оглашение неудобно учредителю СМИ?

«Если критика обоснована - то почему нет? Конструктивная критика - всегда хорошо», - заметил председатель СЖР Всеволод Богданов, ранее рассуждавший о том, что работающие в СМИ - единая сплоченная корпорация.

«А не могли бы вы привести примеры, когда СЖР вступился за членов корпорации, журналистов или главных редакторов, смещенных учредителями за то, что имели собственное мнение на конструктивную критику?» - спросил я. Богданов назвал вопрос «коварным» и грустно заметил, что и редактора редко помогают опальным и нуждающимся журналистам. Вообще угораздило же меня задавать вопросы человеку, который только что вернулся с протокольной встречи с губернатором.

Любопытно, что немногим ранее Максим Шевченко дал красивый сравнительный анализ журналистик - московской и местной. «Меня спрашивают, как стать федеральным журналистом? А зачем, ведь федеральные каналы - самые врущие и прислуживающие власти? Журналистика - спорящая и принципиальная - как раз может быть только в регионах», - заявил ведущий Первого канала.

Все-таки где-то в подобных спорах скрыт нерв общества. Или мультиплексы актуальнее? Со временем выяснится. К слову, медиафорум Черноземья решили собирать ежегодно. А можно и чаще… встречаться.

Виктор Лиходзиевский, «Берег»

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~2eAiz


Люди, раскачивайте лодку!!!