В Высшем суде Черногории во время рассмотрения громкого уголовного дела о госперевороте, в подготовке которого, в частности, обвиняются двое граждан РФ и лидеры черногорского Демократического фронта Андрия Мандич и Милан Кнежевич, разгорелся скандал. Реагируя на показания свидетеля обвинения Саши Синджелича, Кнежевич назвал его швалью и пообещал надавать ему по шее. А Мандич обозвал Синджелича болтуном и убийцей. В результате оба политика были удалены из зала суда.
Демарш лидеров пророссийской и антинатовской черногорской оппозиции вполне объясним. Они последовательно выступают с заявлениями о фейковости государственного переворота, в подготовке которого их, в том числе, и обвиняют. Необходимо отметить, что в условиях политических репрессий, фиксируемых в Черногории, демарш Кнежевича и Мандича если и не сродни подвигу, то как минимум требовал большого мужества.
По версии официальной Подгорицы, 16 октября 2016 года - после парламентских выборов в Черногории - люди, переодетые в форму черногорской полиции, должны были захватить ряд государственных учреждений. Их целью якобы было убийство тогдашнего премьера Мило Джукановича и смена власти в стране, чтобы предотвратить ее вступление в НАТО. Группа злоумышленников была задержана, и осуществить свои планы им не удалось. В феврале 2017 года главный специальный прокурор Черногории Миливое Катнич заявил, что к попытке путча причастны российские власти. Судя по утверждениям Катнича, во главе группы, планировавшей госпереворот, убийство Джукановича и предотвращение вступления страны в НАТО, стоял сотрудник русских спецслужб - гражданин РФ Эдуард Широков, чья настоящая фамилия вроде бы - Шишмаков.
Всего по уголовному делу о подготовке в Черногории переворота изначально проходило 25 человек. Но к формированию обвинительного заключения и передаче дела в суд их осталось 14, включая двух граждан РФ Эдуарда то ли Шишмакова, то ли Широкова и Владимира Попова, а также Андрия Мандича и Милана Кнежевича. Вся клоунада с переворотом, по сути, направлена против Мандича с Кнежевичем и Демократического фронта. Но, не складывая все яйца в одну корзину, одновременно правящая черногорская верхушка бросила тень на Россию, которая через представителей спецслужб якобы пытается вмешиваться во внутренние дела суверенных государств Европы.
Защищенным свидетелем обвинения в ходе процесса выступил гражданин Сербии Саша Синджелич, якобы непосредственно получавший приказы от якобы руководившего операцией по свержению Мило Джукановича Эдуарда Шишмакова-Широкова. Но Синджелич - сомнительный персонаж. В Хорватии он был осужден за убийство и скрывался от правосудия. Именно поэтому Андрия Мандич назвал Синджелича убийцей. Милан Кнежевич неоднократно заявлял, что Синджелич - агент НАТО. А на суде, выслушав показания гражданина Сербии, обозвал его швалью и пообещал надавать ему по шее. Другие обвиняемые говорили, что Синджелич является агентом-провокатором. В частности, полковник в отставке Славко Никич утверждает, что защищенный свидетель Синджелич - шпион главного специального прокурора Миливое Катнича, самого же Катнича он обвиняет в работе на президента Косово албанца Хашима Тачи, то есть в государственной измене.
Согласно показаниям Саши Синджелича, он - сербский националист, а с гражданином России, которого он называл Эди (речь о Шишмакове-Широкове), они якобы познакомились в 2013 году на съезде казаков в Ростове-на-Дону. В 2015-м во время визита в Москву Синджелич встретился с Эди во второй раз. Тот якобы долго возил его по городу, а затем устроил ему проверку на детекторе лжи в какой-то квартире. Там он спрашивал, не является ли Синджелич сотрудником силовых структур и не подослан ли ими. А после полиграфа выдал 5 тыс. евро на личные расходы. В общем, в изложении Саши Синджелича его знакомство с Эди смахивает на вербовку.
«В 2016 году в первых числах марта я получил от Эди первое сообщение, в котором упоминалась Черногория, - заявил на суде Синджелич. - Он писал: в стране нужно свергнуть власть, свергнуть Джукановича, чтобы народ вышел на улицы». Затем, по словам свидетеля, его вызвали в Москву, и при встрече Эди обрисовал ему обстановку в Черногории. Там как раз намечались выборы в Скупщину. «Эди сказал, что они дали огромные деньги на избирательную кампанию, на СМИ, что Черногория может вступить в НАТО - и если оппозиция не победит, вступит. Эди также сказал мне, что Демократический фронт контролирует всю оппозицию», - сообщил Саша Синджелич.
Из показаний свидетеля получается, что Шишмаков-Широков поручил ему собрать в Сербии группу для организации переворота в Подгорице, а при встречах в Белграде в 2016 году «выдал четыре раза по 25 тыс. евро и два раза по 50 тыс. евро» на организацию путча. Из них 15 тысяч якобы пошли на покупку оружия. К участию в заговоре удалось привлечь бывшего командира жандармерии Сербии Брастилава Дикича. Сам же генерал Дикич заявил на суде о своей полной непричастности к попытке госпереворота, назвал процесс сфабрикованным, а также рассказал о давлении и угрозах в свой адрес.
«Ложный переворот придумали для того, чтобы облегчить Черногории процедуру вступления в НАТО», - рассказал, в свою очередь, в ходе процесса Милан Кнежевич. Мотивы своего уголовного преследования черногорский политик объяснил своей национальностью - серб - и противодействием со стороны НАТО: «Я не признаю суд о перевороте, потому что речь идет о сфабрикованном политическом процессе против всего сербского народа в Черногории. Меня отобрали в качестве жертвы, так как, во-первых, я выступал против вступления страны в НАТО, во-вторых, потому что я серб».