Лидер партии «Родина», депутат Госдумы Алексей Журавлев, баллотирующийся в нижнюю палату российского парламента по Аннинскому одномандатному округу на территории Воронежской области, выступил в эфире воронежской радиостанции «Мелодия». Разговор шел о проблемах здравоохранения и способах их решения.
«Главная причина возникновения платных медицинских услуг - недостаток бюджетного финансирования, - заявил Алексей Журавлев в эфире «Мелодии». - А точнее - фактически полный отказ от государственного финансирования и переход с 1 января 2015 года на одноканальную систему - все деньги только через систему обязательного медстрахования. Государство в лице министерства здравоохранения и социального развития решило сбросить с себя лишнюю обузу. В результате деятельность фондов ОМС свелась только к тому, что они аккумулируют средства и распределяют их в здравоохранение через страховщиков, оставляя на содержание своего аппарата 2,8%».
«Медицинские страховые компании обеспечивают граждан РФ полисами ОМС, ведут реестры застрахованных лиц, контролируют сроки, объемы и качество предоставленных медицинских услуг и по закону имеют право оставлять на свои нужды до 2% поступивших от ФОМС средств, а заодно получать до 10% премии от сэкономленных денег. В итоге выходит, что предприятия ежемесячно перечисляют в ОМС 5,1% от фонда зарплаты, за неработающее население (детей, пенсионеров и т.д.) взносы платит государство, а фонды ОМС и страховые компании богатеют», - подчеркнул Журавлев.
Известно, что в 2014 году бюджет обязательного медстрахования составил более 1,2 трлн рублей. Значит, в фондах ОМС и у страховых компаний только за 2016-й осталось около 60 млрд рублей. И их можно было бы потратить с пользой. К примеру, подсчитано, что на лечение всех детей с онкологией, включая закупку лекарств, проведение исследований и оплату труда врачей, требуется около 8 миллиардов.
«Нужно рассмотреть вопрос об отказе от системы фондов обязательного медицинского страхования. Вернуться к прямому бюджетному финансированию здравоохранения. Единственный оптимальный способ финансирования - система здравоохранения на бюджетном содержании, то есть точно так же, как содержится армия», - уверен лидер «Родины», так как «охрана здоровья - такая же функция, как охрана границ, безопасность, правопорядок, и не должно быть никаких товарно-денежных отношений».
«У нас катастрофически мало денег выделяется на здравоохранение, а либералы в правительстве говорят, что надо еще что-то урезать, - оседлал Алексей Журавлев любимую тему борьбы с пятой колонной. - Германия, Италия, США, Франция, Великобритания, Канада, Япония выделяют на здоровье 7-8% ВВП. В республиках бывшего СССР картина следующая: в Белоруссии - 4,3%, Эстонии - 4,9% и т.д. А в Российской Федерации - чуть больше 3,5%. Причем в феврале Минфин предложил провести сокращение антикризисных расходов Минздрава в три раза: с 45,8 млрд до 13 млрд рублей. Нужно понять, что медицина - не рыночная категория. Здесь нельзя мерить категориями прибыльности или убыточности. Критерий должен применяться только один - достаточно ли средств, чтобы наше население было здорово.
А все пресловутые оптимизации ничего кроме вреда не принесли. За 2013-2014 годы по России число врачей сократилось на 23 тысячи. Хотя их нехватка и так составляла как минимум 22% от необходимого. У нас почти треть работников отрасли пенсионного возраста. И кто придет вместо них работать? Да и придет ли? В Москве - да, конечно, придет, там крутятся большие деньги, можно и работать, и семью содержать. Но разве справедливо, когда в Воронеже врачи абсолютно такого же высокого уровня, точно так же ежедневно спасающие жизни, в том числе детские, в том числе новорожденных, получают гораздо более низкую зарплату, чем в российской столице? Наверное, пора подумать о том, что в государственных медицинских учреждениях должна быть единая ставка по всей стране. Труд медиков одинаково труден, одинаково почетен и должен одинаково высоко оплачиваться. Часто в регионах людей не обеспечивают в нужном объеме льготными препаратами (особенно остро стоит проблема по инсулинам). А как быть людям, которые не относятся к льготникам, но нуждаются в регулярном приеме медпрепаратов (например, при гипертонии)? Лекарства стали безумно дорогие».
«В стране должна быть программа по государственному софинансированию стоимости лекарств, - убежден Журавлев. - Эффективность подобного подхода доказана. В Кировской области был внедрен пилотный проект: пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями платят только 10% стоимости препарата. Результат: за год смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 15%, а экономический эффект - 50 млн рублей. Причина - доступность лекарственной терапии. Сейчас у нас лишь 20% больных следуют рекомендациям врачей из-за дороговизны препаратов (в ЕС - 65%).
Есть, кстати, вот какие интересные оценки экспертов. Внедрение всеобщего лекарственного возмещения хотя бы для наиболее критичных для страны заболеваний (респираторных, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем) позволит в 2,5 раза увеличить число пациентов, получающих лечение без госпитализации. Уже через десять лет общая смертность сократится на 10%. Речь о 1,5 миллионах спасенных жизней».
Кто и как считает зарплаты воронежских учителей