Легат Цезаря

Легат Цезаря
9 Сентября 2014

Масс-медиа о первом годе мэра Воронежа Александра Гусева.

13 сентября исполняется год, как Александр Гусев стал мэром Воронежа, официально вступив в должность. Ему не удалось преодолеть информационную закрытость, которая появилась с первых дней его работы. Представители медиа открыто заявляют, что работа градоначальника им не интересна. «Очень жаль, если о нем спустя годы будут вспоминать негативно».

У Воронежа впервые за долгие годы появился мэр-интеллигент. Если говорить об его внешних данных, то про такого мужчину женщины говорят: «Породистый». Высокий, стройный, симпатичный, статный, имеет чувство достоинства и при всем при том еще и скромный. Тем не менее Александр Гусев - самый непопулярный мэр из всех тех, кто руководил Воронежем за последние десять лет. Так получилось, что чаще всего об его деятельности пишет «Блокнот-Воронеж».

Зачем мэру пиар?

В политических кругах Воронежа сложилось следующее мнение о работе градоначальника: «Сидит в своем кабинете и боится людей». Александра Гусева упрекают в закрытости и невидимой деятельности. Играет свою роль и информационный вакуум, который окружает градоначальника. За прошедший год его подчиненным не удалось разработать и реализовать программу продвижения мэра, нет его профессионального пиара. Если общественность и политики начинают обсуждать какую-то новость, негативно связанную с деятельностью администрации города, Александр Гусев не может внятно обозначить свою позицию. Никто не знает, что о той или иной проблеме думает мэр! Его голос теряется в хоре других. А все из-за отсутствия пиара. Приведем лишь несколько примеров.

Провал за провалом

Начало 2014 года. В политических кругах появились разговоры о том, что у мэра с октября 2013-го вдвое увеличилась зарплата. Управление информации отказалось называть точную сумму жалования градоначальника.

Январь - май 2014 года. Воронеж утонул в мусоре и неубранном снеге: улицы, дворы, стихийные свалки - во многих местах валялись бумажки, пакеты и прочее. В некоторых воронежских СМИ прошли критические статьи. Александр Гусев хранил молчание до тех пор, пока и.о. главы региона Алексей Гордеев в июле в жесткой форме не сказал ему навести в городе порядок.

Июль 2014 года. Александр Гусев заявил на заседании городского парламента о желании властей акционировать похоронный бизнес. На вопросы журналистов - зачем и для чего - прозвучали неуверенные и неаргументированные ответы.

Июль 2014 года. В мэрии Воронежа состоялось расширенное заседание с общественниками, недовольными превращением пешеходной зоны на улице Карла Маркса в проезжую часть. Вместо Александра Гусева его вел вице-мэр Владимир Астанин.

Лето 2014 года. Александр Гусев не сделал ни одного официального заявления в поддержку действующего главы региона, как будто в сентябре нет выборов. В СМИ упоминается, что губернатор поддерживает мэра, а что делает, в свою очередь, градоначальник - общественности неизвестно, а известно лишь ограниченному числу подчиненных.

Август 2014 года. В Воронеже впервые состоялся масштабный велофестиваль, в администрации города состоялась большая конференция. Ее провел заместитель по коммуналке (!) Сергей Крючков.

Нет программы и дефицит тем

По словам экспертов, с которыми мы обсудили тему информационной закрытости Александра Гусева, она могла появиться по двум причинам. Первая - нежелание самого мэра пиариться. Если он не хочет публичных выступлений, ситуация не значит, что он принял правильное решение. Мэра можно убеждать и переубеждать в каких-то вещах. Его задача - руководить городом, а задача управления информации и управления обеспечения деятельности главы - помочь выстроить правильную информационную политику. На критичное упоминание в СМИ - дать мотивированный ответ. Уметь заинтересовать журналистов информационными поводами.

- Закрытость и непубличность мэра бросают вызов экспертам, политикам и СМИ. Александр Гусев должен сам измениться, и измениться должны чиновники. Его неприятие публичной работы - ошибочно, - говорит доктор политических наук Дмитрий Нечаев.

И вторая причина информационной изолированности мэра - отсутствие программы его продвижения. В настоящее время ее нет.

- Сейчас на уровне информационного и общественно-политического блока администрации города нет ясной и внятной программы. Если бы от их сотрудников было бы больше предложений, то и польза стала бы очевидной. В конце концов закрытость мэра приведет к росту критических материалов в СМИ, на спорных темах будет выигрывать оппозиция, и к моменту истечения полномочий градоначальника губернатор вряд ли его поддержит на второй срок. Зачем ему непопулярный у населения мэр? - комментирует Дмитрий Нечаев.

Мэр не интересен

Итак, если Александр Гусев не будет вести активную публичную деятельность, его съедят оппозиция, СМИ и не поддержит губернатор. Но вот в чем дело: деятельность мэра уже сейчас не интересна ведущим политическим журналистам Воронежа. Предоставим слово Константину Чаплину:

- Во-первых, начнем с того, что Александр Гусев, в отличие от своих предшественников, хоть Александра Цапина, хоть Александра Ковалева, хоть Бориса Скрынникова, хоть Сергея Колиуха, - фактически ставленник губернатора на посту главы города и член команды Алексея Гордеева. Победил он на недостаточно конкурентных и свободных выборах. В частности, по доступу к СМИ и отсутствию дебатов. Да и в целом в условиях недоверия населения к институту выборов. Такое явление называется дефицитом легитимности. В какой-то момент казалось, что как бывший руководитель крупного предприятия, «Воронежсинтезкаучука», он все-таки сможет быть самостоятельной фигурой. Но то ли Гусев оказался слишком вписан в региональную вертикаль власти, то ли не хватило личных качеств - и в результате, на мой взгляд, Александр Викторович демонстрирует несамостоятельность. Ее, кстати, и подчеркивает информационная закрытость.

Во-вторых, Александр Гусев не выполнил очень важные пункты своей предвыборной программы. В частности, Гусев обещал уже в 2013 году придать центральной части города статус исторической достопримечательности (0% точечной застройки), внедрить единый стандарт коммунального обслуживания, чтобы обеспечить 100-процентную прозрачность управляющих компаний и ТСЖ, изучить ситуацию с доступностью медицинских услуг во всех шести районах города, а в 2014-м кардинально, на 80% обновить маршрутный парк.

Так что, с точки зрения политики, Александр Гусев мне неинтересен, тем более что я не разделяю многонациональной либерал-консервативной, а по большому счету - банально конъюнктурной идеологии партии «Единая Россия», в которой он состоит.

- Меня не очень интересует, чем каждый день занимается мэр, какие решает вопросы. Впрочем, меня также мало интересовал экс-мэр Сергей Колиух. Надо, чтобы горячая вода была у меня в доме, чтобы дороги в городе были без рытвин и так далее. Впрочем, у Гусева есть предвыборная программа, которую он, как подсчитали эксперты, пока выполнил процентов на 15, так что ему есть, чем заняться. Мэр должен быть главным дворником и сантехником по городу, а политические амбиции его не только не интересны, они не укладываются в сегодняшнюю схему управления регионом, - сказал воронежский журналист Виктор Лиходзиевский.

- Александр Гусев работает не хуже других мэров. Но такого никто не видит. Очень жаль, если о нем спустя годы будут вспоминать негативно, - говорит источник в политических кругах города.

«Блокнот-Воронеж»

8 сентября мэру Воронежа Александру Гусеву исполнился первый годик. Как избранному мэру. Срок, который для политика и хозяйственника (которым по определению является глава города-миллионника) знаковый. После первого года работы наблюдателям обычно становится ясен стиль работы руководителя. Первый год Алексея Гордеева, например, ознаменовала одновременная достройка Благовещенского собора и драматического театра. Уже тогда стало ясно, какая эпоха наступает в губернии, что будет помпезное празднование 425-летия Воронежа, что будут «зачищена поляна» и «политические карлики», что региону несказанно повезло и вообще - «Аве, Цезарь».

Легат Цезаря

Александр Гусев, напротив, ни разу о своих амбициях не заявлял, но как легат Цезаря позиционировался скромным трудягой, предложившим воронежцам свои услуги в ходе конкурентной выборной борьбы. Так что, подводя своеобразный итог его первого года, вспомним о том, на что обычно смотрят избиратели, оценивая кандидата: что обещает и с кем идет (так называемая команда) на выборы? Итак, мэр Александр Гусев через призму выполнения предвыборной программы и кадровой политики.

Аналитики подсчитали, что предвыборную программу (с помпой в картинках презентованную воронежцам год назад, в том числе в общественных местах вроде гипермаркетов) Александр Гусев пока выполнил на 10 - максимум 15%. С учетом того, что по итогам выборов мэру за раз достается пятилетний срок работ, имеющийся показатель всего на 5-10% уступает нормативу. Однако программа - не лужа, которую надо вычерпать за Х времени, некоторые задачи из нее имеют собственные временные рамки. Например, уже в 2013 году мэр Гусев обещал внедрить единый стандарт коммунального обслуживания. На исходе три квартала 2014-го, а обещанная «100-процентная прозрачность управляющих компаний и ТСЖ» выполнена на все те же 10-15%. Также обстоит дело и с «доступностью медицинских услуг во всех шести районах Воронежа». Да и кто, положа руку на сердце, верил, что такое возможно не то, что за год, а за пять лет.

Вот обновить на 80% маршрутный парк - задача более реалистичная (была в планах на 2014 год), но тоже, как выяснилось, трудновыполнимая. Зачтем, по крайней мере, старания Александра Викторовича. Начал ведь общественный транспорт обновляться? Начал. Ремонт улично-дорожной сети тоже стал более оперативным и качественным, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. Впрочем, каких-либо знаковых свершений (вроде набережной Массалитинова) в год Гусева не случилось, что само по себе знак.

Разговоры без лукавства

Но картина, конечно, будет не полной без анализа стиля руководства Александра Гусева. Надо отметить, что нынешний мэр куда менее склонен к популизму, чем все избиравшиеся перед ним (может, потому, что был настолько же назначен, насколько и выбран?). Во всяком случае, чем Борис Скрынников или Сергей Колиух, которые всегда старались разложить обещания по всем возможным корзинкам. Особенно, когда речь идет об общении с народом вживую.

Стиль же Гусева проявился на примере решения так называемых рыночных конфликтов. Первый (еще в 2013 году) был конфликт предпринимателей с управляющей компанией рынка «Южный». Претензии торгующих: высокие тарифы, нарушение условий договоров при выкупе павильонов. Мэр Гусев принял торговцев и без обиняков дал понять: город не может дотировать рынок, а тариф не может быть чисто символическим. В общем, не лукавил. Что интересно: торговцы тогда ушли удовлетворенными, их представителей пообещали ввести в состав наблюдательного совета «Южного». Похожая история случилась и с предпринимателями строящегося Центрального рынка. Депутат Галина Кудрявцева на заседании гордумы сигнализировала мэру, что от части торговцев поступили жалобы на то, что им отказывают в обещанной оферте. Дескать, кооператив предлагает неподъемные условия для захода на рынок. Мэр ответил, что на условия, предложенные кооперативом, между тем согласилась половина предпринимателей. С остальными согласился встретиться. Галина Александровна взяла на себя труд привести на прием к главе города инициативную группу с целью поиска компромисса. И, видимо, мэр нашел общий язык с обиженными предпринимателями, ибо за Галиной Александровной не заржавело бы продолжить тему.

Середа, Бавыкин, Пискунов

Но зато кадры (наш второй пункт) - самое слабое звено годичной работы мэра Гусева. Новые назначения в мэрии Воронежа в период с осени 2013-го по осень 2014 года стали притчей во языцех для всех, кому интересно сакраментальное: «Смотрите, кто пришел».

Сначала главой Левобережной управы был назначен Юрий Бавыкин, некогда выходец из структур ФСБ. Работая в Ростехнадзоре, он оказался замешан в коррупционном скандале, связанном с деятельностью фирмы «Око», а также, не имея на то полномочий, подписал разрешение на ввод в эксплуатацию элеватора в Острогожском районе. И вот стал при мэре Гусеве главой района. Однако на Бавыкине кадровый бог Воронежа только разминался.

Следующий назначенец - юрист Пискунов, который пришел на должность руководителя имущественного управления мэрии, был за шесть лет ранее задержан по подозрению в вымогательстве у прокурора Ольховатского района 1,3 млн рублей. Уголовное дело, правда, через некоторое время было прекращено. Но воспоминаний о нем журналистов хватило, чтобы, не проработав и недели (!), юрист Пискунов покинул администрацию по собственному.

В начале июля и.о. начальника управления жилищных отношений мэрии стал Юрий Середа. (Вообще в данном управлении последние три месяца вопрос о руководстве стоял ребром: и.о. руководителя Михаил Якунин был заместителем прежнего руководителя Геннадия Колдашова, который уволился 31 марта.) Юрий Середа тридцать лет назад окончил ВГУ по специальности «Правоведение». На руководящих административных должностях работает с 1989 года. Любопытная страница профдеятельности Середы связана с его работой начальником управления муниципальной собственности (2003 год), в которой ГУВД Воронежской области усмотрело признаки нарушения по статье 293 УК РФ «Халатность». По данным правоохранительных органов, чиновник незаконно передал федеральному концерну «Энергия» право собственности на два здания и спортивный комплекс в центре города. Возбудили уголовное дело.

- На следствии господин Середа признался, что его подчиненный предоставил ему для заверения перечень объектов собственности «Энергии», а он, не изучив его, поставил свою подпись. По мнению следователей прокуратуры, формально Юрий Середа подарил «Энергии» несколько зданий в центре города, - писал в сентябре 2003 года воронежский «Коммерсантъ».

- Правовед! - прокомментируем мы с характерной интонацией Маргариты Павловны из «Покровских ворот».

«…Они сами пришли»

В целом на кадровую политику Гусева во многом оказывало влияние облправительство или отдельные представители Цезаря. В частности, от профильных областных департаментов мэрия получила главного финансиста и начальника управления имущественных и земельных отношений.

Но вершиной политики прикомандирования в мэрию из области стало назначение 26-летнего Алексея Антиликаторова вице-мэром Воронежа, курирующим сразу три подразделения городской администрации - управление экологии, управление муниципального жилищного контроля и отдел по работе с муниципальными и автономными учреждениями.

В профбагаже вице-мэра - председатель молодежного правительства области (побывал дублером самого Алексея Гордеева), работа в областном департаменте промышленности и транспорта. В мэрию пришел с должности руководителя управления по развитию ОКУ «Агентство по инновациям и развитию» (руководитель Владимир Логинов - один из трех ныне действующих чиновников, которых Гордеев привез из Москвы). Явление Антиликаторова в мэрию сразу стало поводом для самых амбициозных прогнозов. Некоторые эксперты договариваются до того, что предлагают подождать, когда он станет первым вице-мэром (вспомним о владельце мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадии Чернушкине) и от того дня начать отсчет последних дней Александра Гусева.

Слухи подогревает то, что злые языки снова заговорили о кандидатуре Максима Увайдова (руководитель департамента имущественных и земельных отношений области и второй из трех чиновников, которых Гордеев привез из Москвы), как о возможном сити-менеджере Воронежа (потом оказалось, что вроде бы фейк, но, как в анекдоте, - осадочек остался).

Мы же скажем прямо: данные кандидаты ничем не лучше, а скорее - уступают скромному и взвешенному мэру Александру Гусеву, который первым годом своей работы доказал, что мэр Воронежа вообще может не быть политиком, а только - хозяйственником. И, если он уйдет, то не потому, что с чем-то не справился, а потому, что человек системы. Потребуется, уйдет.

Что касается веселой кадровой политики, то мало для кого является секретом, что не все в кадрах, мягко говоря, решает сам Александр Гусев.

«Время Воронежа»

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~ZGp6t


Люди, раскачивайте лодку!!!