Кого и куда послал Владимир Путин

Кого и куда послал Владимир Путин
4 Декабря 2014

Президент России Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием. Главное, что на высшем уровне зазвучали слова о русской нации: «В Крыму живут наши люди, и сама его территория нам стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение святой князь Владимир, а затем и крестил всю Русь».

- Крым - наш, его отдавать не собираются, а значит продолжение конфронтации с США и ЕС неизбежно. С жизнью в условиях санкций руководство страны уже смирилось. Заявление главы ВТБ Андрея Костина, что отключение российских банков от платежной системы SWIFT приведет к войне, отражает степень обеспокоенности российского крупного капитала эскалацией конфликта, который не может быть быстро разрешен.

Новороссию Владимир Путин не упоминал, что по факту подтверждает недавнюю утечку из администрации президента, что наверху действительно нет железного сценария на ее счет, ситуация застыла в стадии неопределенности. На фоне неопределенности Россия будет пытаться уклониться от чрезмерного давления со стороны США, избегая изоляции, а также вынужденно снижать зависимость от Запада в технологическом плане.

Экономику Украины профинансировали почти на 30 млрд долларов. Иными словами, мы частично оплатили американский банкет. Ответов на тему того, что делать с Украиной, так же не прозвучало, одни обиды на Запад, который совсем потерял совесть.

Курс рубля будут удерживать в рамках приличия (Центробанк, судя по всему, намеки понял и снова занялся валютными интервенциями), то есть - 50-55 рублей за доллар. Спекулянтов обещали покарать. Но в целом идет борьба с последствиями.

Социалку будут в меру возможностей удерживать, хотя на фоне увеличивающихся военных расходов и ухудшающейся внешнеэкономической ситуации такая задача является нетривиальной. Крым и тут получит плюшку с материнским капиталом.

Анонсирована амнистия офшорных капиталов, которая в теории должна компенсировать идущее бегство капиталов из страны. Анонсированы, кроме того, послабления для малого и среднего бизнеса.

Высказан целый ряд благопожеланий на тему необходимых темпов экономического роста, желательных изменений в тех или иных сферах экономической жизни, но благопожелания плохо стыкуются даже с прогнозами правительства, которые в последний месяц стали совсем уж мрачными. Недавно советник Путина Андрей Белоусов уже попытался их дезавуировать, назвав мрачные прогнозы правительства набором цифр.

Естественно, перед лицом внешнего давления объявлено о желательности консолидации общества перед внешней угрозой. Начавшиеся бои в Грозном проиллюстрировали тезис о нарастающих угрозах. В других выражениях озвучивался тезис о необходимости национализации/суверенизации элиты.

Подтверждены ставки на традиционализм, священное право частной собственности, свободу предпринимательства. Традиционные мантры про западных партнеров на сей раз выглядели совсем уж дежурными. Подчеркнуто, что речь идет о реальном суверенитете. В целом курс остается умеренно-правым. Никаких новых индустриализаций, левых поворотов и мобилизационных сценариев. Но насколько курс отвечает текущим вызовам, будет видно уже в ближайшие месяцы, когда на фоне украинской конфронтации станет нарастать внешнее давление. Послание, очевидно, преследовало цель несколько снизить накал паники в обществе и на валютном рынке и обозначить линию на сохранение прежнего курса, без резких поворотов. Осталось впечатление, что сказанное (помимо выполнения текущих задач гашения панических настроений) является продолжением линии на откладывание решения украинского кризиса на потом и поэтому, полагаю, значительная часть из сказанного не выдержит столкновения с реалиями нового издания холодной войны.

Борис Рожин, севастопольский блогер

- Послание Владимира Путина Федеральному собранию состояло из трех частей: внешнеполитической, экономической и социальной.

Внешнеполитическая: на Украине произошел государственный переворот, по сути, налицо возвращение к весенней риторике про нелегитимное киевское правительство. Крым - священное место, Храмовая гора для русских (и, соответственно, никакие переговоры о его возвращении Украине невозможны). Внешнеполитическая изоляция и санкции, по мнению Путина, не связаны с Украиной и являются реакцией на подъем России. Помимо всего прочего, он припомнил, как Запад поддерживал чеченцев в 90-х годах. Но - никакой Новороссии, только «Юго-Восток Украины». Никому не удастся достичь военного преобладания над Россией, мы грозные и страшные, мы всем все покажем, но без конкретных слов и шагов (типа признания Донецкой и Луганской народных республик, например). Я бы назвал выступление Путина запудриванием мозгов патриотической общественности.

Общее впечатление: несмотря на жесткую риторику, никаких роковых решений по-прежнему не было принято, ситуация с Новороссией остается в подвешенном состоянии.

Экономическая: самое главное - амнистия всех капиталов, незаконно выведенных из России, при возвращении на Родину. Проверочные каникулы для малого бизнеса, отказ от повышения налогов на ближайшие четыре года, введение KPI (ключевых показателей эффективности) для госкомпаний и увязывание зарплат руководителей госкомпаний с их эффективностью. Обеспечение доступа малого и среднего бизнеса к госзаказам, деофшоризация экономики, финансирование создания индустриальных парков, разработка программы поддержки несырьевых компаний, борьба с коррупцией, в том числе в оборонном заказе (показали грустного Дмитрия Рогозина). Все хорошо, но непонятно, почему развитие малого и среднего бизнеса, а также несырьевого сектора, начинается лишь сейчас, после санкций. «Гром не грянет, мужик не перекрестится».

Общие впечатления: экономический блок - самый важный. В отличие от грозной, но бессодержательной внешнеполитической речи, в экономике в ответ на санкции объявлена либерализация. Ни слова о рецессии, прям как будто речь из 2010 года.

Социальная: сохранение программы материнского капитала, возможный пересмотр ЕГЭ, окончательный переход к страховой медицине, жесткое привязывание выпуска специалистов с высшим образованием к реальным потребностям экономики, сокращение количества учащихся в вузах с упором на качество подготовки, забота об инвалидах, дальнейшее расширение цирка общественных палат и прочих декоративных общественных органов.

Общее впечатление: Владимир Путин пытался создать ощущение, что, несмотря на санкции и нефть, сокращения социалки не будет.

Итого: несмотря на атаки в Грозном, Путин все еще пытается не переходить Рубикон, ограничившись серьезными и нужными мерами по повышению эффективности экономики (каковые меры, по уму, надо было предпринимать десять лет назад). Тем не менее тот факт, что одновременно с выступлением Путина шли бои в Грозном, показывает, что одной лишь экономикой ограничиться не удастся при всем желании. Причем для комментаторов во внешнеполитической части много вкусных грозных заявлений, но, повторюсь, ни одно из них ни к чему не обязывает (кроме категорической позиции по Крыму). Пару лет назад от такой грозной риторики мы бы были в эйфории, но сейчас, во время гуманитарной катастрофы в Новороссии, риторика «нас никто не победит» смотрится как боязнь решительных внешнеполитических шагов.

Егор Просвирнин, публицист, русский националист

- После Валдая было заявлено, что в послании Путина внешнеполитическая тематика не будет затрагиваться - все уже сказано. В послание пойдет речь о сугубо внутриполитических проблемах. В общем-то, если отбросить ту часть послания, которая носила характер явной и совершенно бессмысленной импровизации, то в целом заявление оказалось правдой.

Впечатление от послания было крайне тягостным - как в импровизационной части, так и в той, которая шла по шпаргалке. И та, и другая часть носили совершенно неприемлемый характер. Практически не делались попытки выделить причины происходящего, поэтому непонятным остался вопрос, насколько системные меры предлагается принимать. Если, к примеру, катастрофа на валютном рынке носит искусственный спекулятивный характер и власти «знают имена спекулянтов», то почему не подается сигнал рынку и не называются имена с тем, чтобы его успокоить? Или у нас фамилия Грефа настолько сакральна, что ее запрещено произносить даже президенту? Тогда немедленно возникает следующий вопрос: если вся мощь государства неспособна укоротить зарвавшегося банкира, то с кем мы намерены вообще бороться?

Надерганные меры в конечном итоге свелись к призыву возвращать капиталы из-за рубежа, причем никому за содеянное ничего не будет. Стимул, прямо скажем, слабый. Если Россию атакуют, а ее руководство неспособно четко и внятно озвучить свою позицию, кроме оправданий и рассказов, что мы не позволим и не дадим, то любой вменяемый человек еще быстрее будет выводить все, что у него здесь запрятано.

Ни слова не было произнесено про дальнейшие шаги России на Украине. 30 млрд долларов, которыми в 2014 году был поддержан нацистский режим, истребляющий русских на Востоке, - и есть тот магистральный путь, по которому будет осуществляться защита соотечественников? Тогда понятно, почему их убивают - безнаказанность порождает вседозволенность.

Можно разбирать текст выступления чуть ли не по абзацам, однако столь слабая и практически ни о чем речь человека, живущего в какой-то своей, очень далекой от нас реальности, не нуждается в разборе. В реальности Путина не вышвыривают врачей на улицу, не повышают тарифы на ЖКХ, не растут цены, все и всем довольны. В реальности президента даже непонятно, демографическая ситуация лучше прогнозной за счет увеличения рождаемости и роста средней продолжительности жизни коренного населения или просто за счет массового въезда и натурализации мигрантов и их детей?

Есть четкая схема подобного рода программных заявлений. Что было намечено, что достигнуто, что предстоит сделать. Отдельно - что не удалось и по каким причинам. Кто виноват и что с ним делать. Лозунги - в начале и конце. Только так можно понять, почему задача удвоения ВВП трансформировалась в просьбу преодолеть проклятие нулевого роста.

В целом эклектичное и бессистемное выступление президента России Владимира Путина вызывает лишь полное разочарование. Мешанина звуков с минимальным набором смысла вызывает стыд за человека, их произносящего.

Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид), военный эксперт

Пустой, но антилиберальный Путин. Впечатления писателя Эдуарда Лимонова и публициста Дениса Тукмакова от послания президента Федеральному Собранию
Автор(ы):  Борис Рожин, Егор Просвирнин, Анатолий Несмиян
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~OHonD


Люди, раскачивайте лодку!!!