Вице-президент Ирака Айяд Алауи сообщил в интервью Russia Today, что не видит необходимости в помощи США в деле борьбы с Исламским государством. Ираку будет достаточно помощи одной арабской коалиции, но без присутствия в ней стран Запада.
Айяд Алауи - умеренный политик, в отличие от весьма радикального Нури аль-Малики, был премьер-министром переходного Временного правительства во время американской оккупации после свержения Саддама Хусейна. Обладает серьезным авторитетом и сторонниками. Его высказывание идет вразрез с недавним призывом Багдада к США нанести удары по позициям Исламского государства в Ираке и Сирии, который Штаты использовали для начала авианалетов и создания международной коалиции.
Очевидно, что такое решение вызывает массу проблем для правительства Ирака, которое не хочет брать на себя ответственность за последние решения Нури аль-Малики перед отставкой. Отменить их уже невозможно, США теперь будут бомбить, невзирая ни на какие протесты из Багдада, однако как-то обозначить протест нужно. Вот Алауи его и обозначает.
На самом деле для Ирака решение проблемы ИГ лежит не в Соединенных Штатах - их задачей как раз является усугубить ее. Проблема Ирака - в региональной борьбе Ирана и Саудовской Аравии. При всей жесткости борьбы между кланами в династии Аль-Саудов и разных подходах к вопросу региональной безопасности у них есть немало точек полного согласия. Одной из таких точек была фигура Нури аль-Малики, радикальная политика которого по отношению к суннитскому меньшинству сделала его неприемлемой фигурой для всей династии.
По сути, нынешняя победа ИГ в Ираке была обусловлена даже не развалом армии Ирака, а внезапным нейтралитетом суннитских племен в районе Фаллуджи и Рамади. Ополчение «Ас-Сахва» во многом контролируется из Саудовской Аравии, и во время сражения за Фаллуджу в 2004 году американцы, взяв город в результате двух штурмов, пришли к выводу, что контролировать район без лояльного отношения местных племен не смогут. Саудовская Аравия помогла союзникам, организовав враждебных Багдаду и американцам суннитов в ополчение, которое выторговало право неформально автономного существования в обмен на безопасность в суннитском треугольнике.
Какое-то время договор действовал, однако в последний год Нури аль-Малики подорвал существовавший баланс, свирепствуя в отношении суннитских представителей в парламенте, начав жесткую линию, направленную против меньшинств. В итоге Саудовская Аравия сумела повлиять на «Ас-Сахву» и местных шейхов, которые заняли нейтральную позицию по отношению к вялотекущей войне в Анбаре между ИГИЛ и правительством. Осознав, что со стороны местных племен им больше ничего не грозит, боевики ИГИЛ сумели развернуть наступление, результатом которого стало создание территории халифата и неизбежная в таком случае отставка Малики, который и довел ситуацию до столь плачевного состояния.
Теперь текущая задача Саудовской Аравии выполнена, и, вступив в американскую коалицию по усмирению ИГ, Аль-Сауды подали сигнал, что готовы вернуть на место ранее существовавший баланс. Умеренные шииты в руководстве Ирака, судя по заявлению Алауи, намек поняли и возвращают саудитам теперь уже свой.
Правда, теперь «Ас-Сахве» придется возвращаться в иную ситуацию, чем та, что была до ее нейтралитета. За прошедшие полгода ИГИЛ (то есть Исламское государство Ирака и Леванта) превратилась в ИГ, сумела дотянуться до огромных ресурсов, пополнилась людьми и выросла не только количественно, но и качественно. Удастся ли саудитам вернуть все на исходную - вопрос непростой, однако они вряд ли будут зацикливаться на таком решении.
Скорее всего, «Ас-Сахва» теперь будет выполнять роль буфера, мешающего распространению ИГ на юг, и в таком случае Саудовская Аравия закрывает проблему экспансии радикальных исламистов в свою сторону, одновременно направляя их в другую - скорее всего, опять на Сирию. В сирийском направлении никаких заслонов никто ставить не намерен.
P.S. В Гонконге между тем протесты пошли на спад. На площади осталось около сотни протестующих, несмотря на выдвинутый властями ультиматум разойтись к 6 октября. Правда, пока полиция не предпринимает никаких попыток разогнать оставшихся. Большая часть баррикад, перекрывавших вход в правительственные учреждения, разобрана.
Похоже, что все-таки речь идет о сугубо внутренних событиях, и если кто-то из внешних игроков и участвовал в них, то очень опосредовано и без далекоидущих целей. Местных Удальцовых, как водится, через какое-то время тихо прижмут и посадят. Любо возьмут на карандаш и выдавят из страны.
На текущий момент Пекин выглядит получившим наибольшее количество плюсов - пар сброшен, выявлены наиболее активные противники и потенциальные неформальные лидеры пятой колонны, центральная власть получила право немного завернуть гайки.
Очень может быть, что вся революция зонтиков - небольшой лабораторный эксперимент местного Владислава Суркова, с любопытством осваивающего технологии управления постмодерна. В случае, если эксперимент будет признан успешным, его смогут клонировать в умеренных дозах в других сепаратистских регионах, создавая контролируемые микровзрывы для снижения общей температуры.
Во всяком случае, если в ближайшие дни не будет создан какой-либо инцидент, подобный разгону Майдана в Киеве, можно будет смело утверждать, что Соединенные Штаты точно не при делах.
Автор(ы):
Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид), военный эксперт