Иллюзии правосудия

Иллюзии правосудия
18 Апреля 2014

На заседании Воронежского облсуда по апелляции публициста и бывшего редактора «Молодого коммунара» Александра Пирогова по его уголовному делу выяснилось, что его «крови» до недавнего времени хотела команда губернатора Алексея Гордеева. Но с некоторых пор - передумала. Репортаж Эмиля Боева.

Когда подходишь к входу нового здания областного суда (что в Первомайском сквере Воронежа), то видишь, как над его крышей постепенно выплывает большой крест Благовещенского собора. Сильная символика. А под крышей главного подъезда - фигура незрячей Фемиды. Однако журналистам, пришедшим на рассмотрение апелляционной жалобы экс-редактора областной газеты «Молодой коммунар» Александра Пирогова, показалось, что повязка немного сползает с глаз статуи. На иллюзию, видимо, работали обстоятельства странного дела Пирогова.

Бывший главред «Молодого коммунара» был приговорен в декабре прошлого года к четырем годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Суд признал Пирогова виновным в растрате, превышении должностных полномочий и выплате 20 млн рублей в пользу «Молодого коммунара».

Вначале сам Александр Пирогов говорил, что его преследование инспирировано некими покровителями воронежского игорного бизнеса, интересы которых он серьезно задел, опубликовав в июне 2009 года заметку «Ромашки спрятались в цветах». После выхода материала в Воронеже был закрыт крупный подпольный игровой клуб, а вскоре главный редактор «Коммунара» стал фигурантом нескольких уголовных дел. Сначала ему инкриминировалась взятка, но дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Потом появились новые обвинения - в растрате и злоупотреблении должностными полномочиями.

«Не пытаясь взять на себя функции следствия, обвинения и суда, мы обратили внимание на ряд моментов, которые, как нам кажется, указывают на обвинительный уклон судебного разбирательства, не сочетающегося с известным принципом уголовного процесса, когда все сомнения и недоказанности трактуются в пользу обвиняемого. В частности, можно отметить тот факт, что Пирогову, по его утверждению, было отказано в удовлетворении ряда ходатайств - по вызову свидетелей, понятых, запросу документов и т.д… Сопоставляя назначенное Александру Пирогову наказание с другими приговорами по тем же статьям Уголовного кодекса, вынуждены констатировать, что в его случае правосудие справлялось едва ли не по известной американской формуле: «Если украл доллар - садишься в тюрьму, если украл железную дорогу - становишься сенатором», - говорилось в открытом письме воронежской Гильдии аналитических журналистов и всех присоединившихся коллег, ратующих за справедливое правосудие.

Как выглядит правосудие областного судьи Татьяны Литовкиной, так выяснить и не удалось. Ибо новый адвокат Пирогова Сергей Беляк (москвич, не раз защищавший Владимира Жириновского) направил в суд ходатайство о переносе дела в связи со своей болезнью. Судья назначила следующее заседание на 22 апреля. Но затем Александр Пирогов, участвовавший в заседании виртуально - по видео-конференции из изолятора №3, попросил разрешения переговорить со своим общественным защитников - лидером фракции КПРФ в Воронежской облдуме Сергеем Рудаковым. Судья зал покинула, Сергей Рудаков встал у трибуны, где свидетели обычно дают показания, лицом к монитору, откуда на него взирал подзащитный Пирогов, и, таким образом, началось основное действо дня.

Пирогов предложил Рудакову встретиться до следующего заседания суда, «надо ознакомиться с десятью томами, одному без помощи будет трудно».

- Я говорил с руководителями потерпевшей стороны - с Пименовым (Денис Пименов, директор РИА «Воронеж». - ред.), с Соколовой (Оксана Соколова, руководитель информационного управления области. - ред.) - и не понимаю, претензии-то у них есть или нет? На днях они мне сказали, что претензий нету, - в ответ заявил Сергей Рудаков на весь областной суд.

До заседания общественный защитник подошел к представителю потерпевших - начальнику правового отдела РИА «Воронеж» Сергею Подболотову и атаковал его вопросами: «Куда вы пришли? Зачем? Ваши начальники - и Соколова, и Сахаров (Илья Сахаров, заместитель руководителя областного департамента связи и массовых коммуникаций. - ред.) - уже не хотят преследовать Пирогова. Уходите, а то я вам руки не подам больше».

Сергей Подболотов не ушел. Однако подтвердил, что «никто уже крови не хочет, но ущерб предприятию подсудимый должен возместить».

- А поначалу, значит, крови хотели? - уточнил ваш корреспондент.

- Да, новая же власть пришла, - неожиданно признал юрист «РИА Воронеж» и член экспертного совета Большого совета некоммерческих организаций Воронежской области, как, отрекомендовавшись, добавил сам Подболотов.

Напомню для справки, что, когда в 2009 году в Воронежской области сменился губернатор, новая команда оперативно поменяла руководителей государственных областных СМИ: сначала - Александра Пирогова, а потом - редактора «Воронежского курьера» Дмитрия Дьякова. Новая власть, новая метла...

- Я потрясен, как далеко все зашло. Налицо беспрецедентное для всей России дело. Я написал в Facebook, что освобождение Пирогова совпадет с освобождением Юго-Востока Украины. Так что скоро все свершится, - вдохновлял во время видео-конференции своего подзащитного Сергей Рудаков.

- Ну, значит, надо торопиться, - отвечал Пирогов сразу и за Украину, и за себя.

Александр Пирогов припомнил, чем завершились последние резонансные дела в Воронеже, дескать, депутатов гордумы, от коррупции которых очищалась власть, они признали вину, вернули все, что им вменяли, потому их и отпустили.

- А я же ни на что не соглашаюсь, - подчеркнул Пирогов.

- То, что не соглашаешься, - правильно, иначе тебя совсем потом затопчут, - поддержал его Рудаков. - Ну ничего, ко дню рождения Владимира Ленина только объективный приговор будет.

Со своей стороны Сергей Подболотов заметил, что потерпевшую сторону абсолютно устроило бы, «если бы Пирогова освободили, но чтобы он возместил 20 миллионов предприятию».

- Растрата выяснилась в ходе следственных мероприятий. Мы иска, если бы даже хотели, отозвать не могли, поскольку его и не подавали, - сказал представитель «РИА Воронеж».

Между тем Пирогов и Рудаков поговорили напоследок о футболе (в изоляторе заключенный не имеет возможности следить за спортом) и распрощались до встречи в офф-лайне.

Жена подсудимого Наталья Пирогова в интервью журналистам продолжила указывать на заказной характер уголовного дела. Помимо аргументов, что не раз приводились в СМИ, Пирогова дала и такую зарисовку:

- Когда к нам пришли с обыском, как они сказали, «восстанавливать доказательства», следователь, глядя мне в глаза, сказал: с каким удовольствием я бы забрал у вас ваш дом. Наверное, он делал не то, чем должны заниматься правоохранительные органы. Человек так устроен, что он (судья или прокурор, неважно) все равно отдает себе отчет, зачем он делает то, что рано или поздно его разрушит. Я никому не желаю плохого, но так нельзя.

Накануне заседания в областном суде у них с мужем было первое за четыре месяца свидание.

- Моя позиция, и Саша мне тоже пишет в письмах: все, что ни делается, происходит к лучшему. Меня радует, как он сейчас держится. Главное, чтобы был жив-здоров и на все смотрел с оптимизмом, - сказала Наталья Пирогова.

Открытое письмо воронежской Гильдии аналитических журналистов и всех присоединившихся коллег в связи с приговором публицисту Александру Пирогову

Автор(ы):  Эмиль Боев, «Время Воронежа»
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~qqIRu


Люди, раскачивайте лодку!!!