ФСБ против Воронежской коммунальной палаты и Единой процессинг-сервисной службы ЖКХ

ФСБ против Воронежской коммунальной палаты и Единой процессинг-сервисной службы ЖКХ
10 Ноября 2015

В Воронеже разгорелся наиболее крупный за последние годы коммунальный скандал, если, конечно, не считать выхода доклада «Коррупционный спрут земли Воронежской. Часть 1», посвященного нарушениям в работе областного департамента ЖКХ и энергетики, от МОО «Против коррупции» из Химок Московской области. Воронежское управление ФСБ совместно с антимонопольщиками выиграло арбитражный суд у АО «Единая процессинг-сервисная система ЖКХ Воронежской области», которое обслуживает интересы управляющих компаний, до недавних пор де-юре входивших в Воронежскую коммунальную палату бывшего депутата областной думы Вадима Ишутина, но не переставших быть ВКП по факту.

Воронежская коммунальная палата была основана Ишутиным при поддержке губернатора Алексея Гордеева на обломках Городской управляющей компании, созданной при экс-мэре Борисе Скрынникове. После того как ГУК обанкротился, для управления его жилфондом возникло шесть районных УК - Центрального, Советского, Коминтерновского, Ленинского, Железнодорожного и Левобережного районов. Юридически акционерные общества числились на балансе муниципальных предприятий «Производственная база ЖКХ» и «Городская аварийно-спасательная служба», пока в конце 2009 года администрация города (на тот момент ее возглавлял Сергей Колиух) не приняла решение уступить пять из них неизвестно кому. Что интересно, всего за 500 тыс. рублей и без всяких обычных для такого дела конкурсов-аукционов. Впрочем, кому - известно. После завершения грабительской для города сделки они вошли в структуру ишутинской коммунальной палаты.

Процесс консолидации управления жилфондом Воронежа на базе ВКП (УК Центрального района в конечном счете перешла туда от проректора Института физкультуры и депутата Александра Сысоева) сопровождался риторикой Алексея Гордеева про комплексный подход к решению проблем ЖКХ. Губернатор ратовал за создание в отрасли саморегулируемых организаций, с которыми региональная власть могла бы вести партнерский диалог и с которых могла бы спрашивать.

В 2010 году Вадим Ишутин избрался при поддержке Гордеева в Воронежскую облдуму, а в реготделении «Единой России» естественным образом стал курировать партийный проект, касающийся нечуждой ему коммунальной отрасли. «Надо понимать: бизнес, который пришел в управление жилфондом, социально ответственный и рассчитан на перспективу», - отечески наставлял губернатор Алексей Гордеев Владислава Ландсберга, председателя правления ВКП, на одном из совещаний. Гордеев неоднократно высказывался за расширение Воронежской коммунальной палаты, укрепление ее взаимодействия с Торгово-промышленной палатой Воронежской области и ведение общими усилиями реестра управляющих компаний по степени доверия граждан и количества поступивших жалоб.

Именно при поддержке губернатора стартовал масштабный совместный проект ВКП с Центрально-Черноземным банком Сбербанка России и областным Агентством по инновациям и развитию (Владимир Логинов) по созданию в регионе единого расчетно-кассового центра. «Все участники проекта не сомневаются, что центр повысит качество обслуживания населения, исключит возможные злоупотребления со стороны жилищных организаций», - заявлял Ишутин. На пике формы Воронежская коммунальная палата представляла собой эдакого монстра, который включал 14 УК и контролировал до 60% жилфонда города: 3180 домов (7 млн кв. м).

Собственно, с тех пор почти ничего не изменилось. Нет только единого бренда - «Воронежская коммунальная палата». Но единые нити управления связывают ОАО «УК Левобережного района», ООО УК «Городок», ОАО «УК Железнодорожного района», ООО «РЭК Жилищное Единство», ООО «РЭК Жилищное Содружество», АО «УК Коминтерновского района», ООО «РЭК Комфорт», АО «УК Ленинского района», ООО «УК Мастер», ООО «УК РайДЭЗ ЖКХ Железнодорожного района», ООО «УК РЭК № 22», ООО УК «РЭП-101», ОАО «УК Советского района», ОАО «УК Центрального района», ООО «РЭК Центральный», ООО «УК «Наш Дом». А единый расчетно-кассовый центр был создан под маркой «Единая процессинг-сервисная система ЖКХ Воронежской области». По данным на сентябрь 2015 года, 50% АО принадлежат ООО «Информационно-расчетный центр», владельцем которого является Владимир Смольянинов (по-видимому, человек Ишутина и Ко), 25% - департаменту имущественных и земельных отношений области, 25% - МУП «МИВЦ». Единая процессинг-сервисная система ЖКХ Воронежской области имеет филиалы в Борисоглебском, Калачеевском, Острогожском и Россошанском районах.

Стоит, правда, напомнить обстоятельства, при которых Воронежская коммунальная палата де-юре перестала существовать, а губернатор Гордеев от нее дистанцировался. Проблемы у Палаты возникли в 2012 году, когда руководство ВКП инициировало создание 14 новых УК, отличавшихся от уже действовавших структур номерами ИНН и ОГРН. Фирмы были зарегистрированы в Калужской области, на них перебросили жилфонд старых фирм, в которых началась процедура банкротства, чтобы, как объясняли в палате, уйти от искусственной задолженности в размере около 500 млн рублей. В дальнейшем прокуратура установила, что информация об изменении адреса местонахождения УК в нарушение Жилищного кодекса и правил предоставления коммунальных услуг не доведена до сведения жителей 348 домов.

Маски-шоу началось весной 2013 года - после жесткого разноса творящегося в коммунальном секторе беспредела со стороны президента России Владимира Путина. Тогда в офисах коммунальной палаты прошли обыски и выемки документов, а риторика Алексея Гордеева с благожелательной изменилась на резко отрицательную («Я думал, что вы люди умные, но вы, оказывается, просто хитрее. Однако людей не обманешь красивыми словами. Они видят реальные дела. Если не поменять свое отношение к работе, то для вас она скоро закончится»; «Я всегда выступал против незаконных действий, предпринимавшихся на коммунальном рынке, в том числе структурами ВКП. Мы будем делать все, чтобы удалить их с рынка. На нем должны работать только добросовестные компании»).

Как мы знаем, свое обещание губернатор не выполнил (ну разве что номинально). А уголовное дело ВКП по факту мошеннического хищения около 500 млн рублей платежей жителей Воронежа в конечном счете развалилось. По версии следствия, неопределенные лица, используя реквизиты УК, входящих в ВКП, с начала 2010-го и по июнь 2012 года собирали с жителей платежи за горячую воду и теплоснабжение. Фирмы должны были перечислить деньги поставщикам тепла. Однако переводили далеко не полную сумму. Часть денег, как утверждали следователи, направлялась по фиктивным договорам на счета аффилированных организаций, в результате чего у УК образовалась задолженность перед поставщиками на сумму около 500 млн рублей. Пострадавшим оказалось МКП «Воронежтеплосеть», и 500 миллионов являются теперь невозвратной дебиторкой теплоснабжающей организации.

Фактически нынешняя атака управлений ФСБ и Федеральной антимонопольной службы на Единую процессинг-сервисную систему ЖКХ Воронежской области является второй попыткой борьбы с монополией ВКП. Суть дела в следующем. В УФАС совместно с УФСБ выявили факты нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в навязывании жителям Воронежа услуг по расчету и сбору платежей и перечислению платы за ЖКУ на расчетный счет ЕПСС. Антимонопольная служба признала действия организации незаконными. И хотя представители ЕПСС настаивали, что их организация является всего лишь представителем 16 управляющих компаний и «Воронежтеплосети», но УФАС приняло решение в пользу жителей города. Сотрудники ведомства пришли к выводу, что воронежцам искусственно создают обязательства перед ЕПСС.

УФАС потребовало от расчетного центра, УК и «Воронежтеплосети» устранить нарушения закона о защите конкуренции. Иными словами, бывшая Воронежская коммунальная палата и ресурсоснабжающая организация должны были разорвать агентские договоры с ЕПСС. А ЕПСС - прекратить взимать деньги с населения за коммунальные услуги. Но руководство Единой процессинг-сервисной системы жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области не согласилось с предписаниями УФАС, подало иск в воронежский арбитраж и проиграло процесс. Есть, конечно, апелляционная инстанция. Но тренд на ослабление ВКП очевиден.

«На местном рынке ЖКХ все очень централизовано, - подтверждает бывший депутат гордумы Воронежа коммунальщик Федор Ковалев в интервью «Коммерсанту». - Если не работаешь с Единой процессинг-сервисной системой ЖКХ Воронежской области, на нем не удержишься. Но я бы не сказал, что платежная дисциплина по отношению к поставщикам ресурсов возросла. Не жалуются лишь «Газпром» и «Квадра», но они сами собирают платежи за свои услуги. В целом у меня возникает ощущение, что ЕПСС создавалась как вариант некоего единого кармана, из которого можно доставать средства. Причем не только на оплату коммунальных услуг». В общем, благодаря вмешательству УФСБ и УФАС все выходит строго со словами Алексея Гордеева: «Людей не обманешь красивыми словами. Они видят реальные дела. Если не поменять свое отношение к работе, то для вас она скоро закончится».

Заметим, что интересы Воронежской коммунальной палаты и ЕПСС представляет в Воронежской гордуме гендиректор ЕПСС Руслан Кочетов. А с недавних пор та же группировка контролирует воронежский ритуальный рынок. Во всяком случае в начале сентября администрация Воронежа подвела итоги конкурса по созданию совместно с мэрией ПАО «Воронежское похоронное бюро». Его победителем стало ООО «Городская похоронная служба», близкое, как считается, как раз бывшему теперь уже депутату облдумы Вадиму Ишутину. Оговаривалось, что некоему стратегическому инвестору, выбранному по конкурсу, предстоит вложить минимум 150 млн рублей в инфраструктуру новых кладбищ и отчислять по 20 млн в год на содержание уже действующих захоронений. Одновременно с рынка должно уйти МУП «Комбинат спецобслуживания». Также ишутинское ООО «Каскад» занимает большую часть рынка хранения и утилизации отходов Воронежа (в 2011 году запустила первую очередь полигона твердых коммунальных отходов в Семилукском районе, вложив в проект, рассчитанный на 15 млн кубометров отходов, около 300 млн рублей). В 2012-м компания «Каскад» планировала начать строительство мусоросортировочного завода мощностью 350-400 тыс. тонн в год и стоимостью около 1 млрд рублей, но пока предприятие остается в проекте. Полигон «Каскада» занимает 34,9 га, а в сутки на нем утилизируют более 6 тыс. кубометров.

«Коррупционный спрут земли Воронежской. Часть 1»

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~6FyZc


Люди, раскачивайте лодку!!!