Фронт культурного самосохранения

Фронт культурного самосохранения
14 Октября 2013

Протест против политики губернатора Алексея Гордеева, выписавшего из Москвы культуртрегера Эдуарда Боякова, возглавляющего Воронежскую академию искусств, прошел институционализацию. В Воронеже создано реготделение всероссийской организации «Культурный фронт», которая выросла из противостояния околокультурного сообщества Перми с галеристом Маратом Гельманом и «его соратником» Бояковым. Фронт борьбы с «коллективным бояковым» объединил националистов, консерваторов, левых и монархистов, десятки деятелей искусства. Начат сбор подписей под обращением к Владимиру Путину о необходимости создать на федеральном уровне комиссию, которая призвана оценить состояние местной культуры и вклад в нее со стороны «оккупантов»-культуртрегеров.

Дом, где останавливались императоры

Собрание деятелей культуры и общественников, недовольных политикой губернатора Алексея Гордеева и деятельностью «коллективного боякова» изначально должно было пройти в Доме офицеров, относящегося к воронежской филармонии. Но туда участников мероприятия не пустили. Как говорили в кулуарах, руководитель филармонии Геннадий Белоусов, узнав об увольнении директора Театра оперы и балета Игоря Непомнящего, испугался репрессий со стороны департамента культуры и архивного дела области.

В результате собрание прошло 12 октября в расположенном по соседству памятнике архитектурного наследия - Доме Тулинова, что само по себе символично. Ведь здесь бывали Александр I, Николай I, поэт Алексей Кольцов, здесь останавливался, будучи наследником престола, будущий царь-освободитель Александр II (и, кстати, вместе с учителем, русским поэтом Василием Жуковским - другом Александра Пушкина), наконец, здесь жил русский издатель и журналист Алексей Суворин, первооткрыватель Антона Чехова.

Собрание открыл национал-державник, главный редактор газеты «Экономика и жизнь - Русь» Святослав Иванов: «Та ситуация, что сложилась в культурном пространстве Воронежа, особенно после увольнения из Театра оперы и балета Игоря Непомнящего, стала той чертой, за которой - конец. Нельзя отмалчиваться. Нужно выходить на улицу и бороться за русскую традиционную культуру, как боролись в Перми, Краснодаре и других городах».

После небольшой вводной Иванов, на которого, когда недавно он выступил с инициативой бойкотировать обсуждение доклада «Воронежский пульс» от Эдуарда Боякова и Ко, обрушилась лавина звонков от деятелей искусства, предложил избрать лидером воронежского «Культурного фронта» солиста оперного театра Александра Назарова, а его заместителями - Алексея Попова, солиста филармонии и руководителя местного филиала организации «Суть времени» (лидер - федеральный политолог Сергей Кургинян), и Ольгу Лозу, главу местного филиала «Всероссийского родительского сопротивления» (тоже - детище Кургиняна). К «Культурному фронту» присоединились левопатриотическое движение «Русский лад», созданное воронежскими коммунистами - депутатами облдумы Николаем Булавиным и Александром Латушко, возглавляющим в Воронеже Театр юного зрителя, а также структуры, входящие в Русскую палату Воронежской области, - такие, как местные отделения «Народного собора» и «Союза русского народа», - и вице-предводитель воронежского Дворянского собрания, историк и монархист Юрий Лукин.

Несмотря на то что Назаров, как представил его Святослав Иванов, - «человек популярный, талантливый, активный и русский», кандидатура солиста оперного театра вызвала споры. Как посчитали многие собравшиеся, а всего их насчитывалось человек тридцать, лидерство Александра Назарова в местном «Культурном фронте» будет воспринято в качестве вызова губернским властям от семьи Игоря Непомнящего. Но сам Назаров напомнил, что давно и последовательно борется за духовность и нравственность, за русский народ и традиционную культуру, выступал против ряда постановок театра и неоднократно - лично против Непомнящего. В результате руководящие органы были выбраны большинством голосов.

Соло Александра Назарова

Главными вопросами повестки дня собрания после организационных стали стратегия и тактика борьбы с «коллективным бояковым», но прежде всего - утверждение программных документов «Культурного фронта». Все согласились, что нужно некое заявление о создании движения и обращение к Владимиру Путину, где указывалось бы на несоответствие государственной культурной политики региональных властей духу Валдайской речи и других президентских выступлений, в том числе на недавнем совете по культуре и искусству, а также содержалось требование вмешаться в непростую ситуацию, складывающуюся в Воронеже, и создать федеральную комиссию, которая бы выслушала обе стороны противостояния вокруг деятельности культуртрегеров. Речь прежде всего шла о навязывании большинству мнения агрессивного меньшинства как опасном социальном эксперименте, лишении большинства права на культурную и даже половую самобытность.

Свои заранее подготовленные варианты предложил Александр Назаров. Но они оказались отвергнуты как излишне эмоциональные, конспирологические, к тому же содержащие националистические нотки, что отпугнет часть потенциальных сторонников протеста.

Риторика заявлений Назарова представляла собой утверждения о том, что в наш дом - Воронеж пришел коварный и хитрый враг, пытающийся внедрить в общественное сознание идеи содомии, толерантности, которые накроют город волной мерзости. Во время реализации пермской культурной революции от Гельмана и Боякова Эдуард Бояков, считает Назаров, не был центральным персонажем, враги России сознательно выводили его из-под удара, чтобы в дальнейшем перебросить на Воронеж. Однако в Белгород, где служит Отечеству национально ориентированный губернатор Евгений Савченко, бояковых и гельманов никогда бы не пустили, в Липецк тоже - там силен рабочий класс.

Вообще Александр Назаров в ходе всего заседания проявил себя как наиболее жесткий эмоциональный критик Эдуарда Боякова и Ко. Стоит привести несколько цитат: «Кодло пьяное во главе с губернатором сидело в Концертном зале на спектакле «Вера Полозкова. Избранное», а там выражались матом, и кричало «Вау!»; «Бояков уже репетирует в драмтеатре спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева, где на сцене будут раздеваться, и уже заявил актерам, что возьмет только тех, кто не стесняется раздеваться до гола»; «Их смоет валом народного возмущения!»; «Профессор Бронислав Табачников недавно дифирамбы пел Игорю Непомнящему, а теперь перебежал на сторону бояковых» и так далее. 

Власть боится массового протеста

Остальные выступающие были конструктивнее. В частности, лидер воронежского отделения кургиняновского движения «Суть времени» Алексей Попов говорил об информационно-психологической войне, которая ведется против России и ее населения, о том, что при реконструкции общежитий Воронежской академии искусств стоимостью около 30 млн рублей Эдуард Бояков допустил очень много нарушений, о том, что отношение к культуре как к оказанию услуг является одной из красных нитей доклада «Воронежский пульс». О том, наконец, что к подготовке исследования не подключались представители академической науки. Но был среди них столичный либеральный блогер Антон Носик, считающий хулиганскую выходку панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя искусством.

Доктор политических наук Дмитрий Нечаев предложил провести общественный аудит деятельности департамента культуры и архивного дела Воронежской области, инициировать альтернативное бояковскому исследование региональной культуры и разработку концепции ее развития. Националисты и Ольга Лоза, лидер воронежского отделения «Всероссийского родительского сопротивления», созданного в свое время для противодействия введению в стране ювенальной юстиции, настаивали не только на выпуске антибояковско- антигордеевских листовок, но и на проведении уличных акций. Власть боится только массового протеста. Других вариантов добиться изменения ее решений нет.

Депутат облдумы-коммунист Николай Булавин ратовал за необходимость протестовать против строительства в центре Воронежа за «ЦУМом» гостиницы «Мариотт», а другой гостиницы - в районе Никитинской библиотеки. Булавин констатировал, что Бояков вызывает отторжение у большей части местной интеллигенции. А тех, кто против Боякова, поддерживает не только уволенный директор Театра оперы и балета Игорь Непомнящий, но и, к примеру, Александр Латушко, главный режиссер Театра юного зрителя.

Было решено создать интернет-ресурс, где бы аккумулировать новости «Культурного фронта» и антибояковские тексты, начать выпуск листовок и подготовку серии протестных митингов. А за основу заявления о создании организации и обращения к президенту взяты тексты, которые предложили Святослав Иванов и Дмитрий Нечаев.

Оперные дела

Отдельной темой заседания протестного штаба, разумеется, стал Театр оперы и балета. По версии Максима Непомнящего, сына уволенного директора культурного учреждения Игоря Непомнящего (тот не смог быть по состоянию здоровья, находится в больнице), главная цель губернских властей - разрушить театр. Реконструкция здания, он считает, неизбежно приведет к роспуску труппы. Только эпопея с переездом в Воронежский концертный зал займет полгода, а весь процесс от начала капитального ремонта до возврата актеров обратно - пять-шесть лет. Максим Непомнящий рассказал, что, по расчетам его отца, требуется всего 800 млн рублей, но Игорю Непомнящему предлагали определенную сумму, чтобы тот утвердил смету в 2-2,5 млрд. Он отказался, будучи сторонником коллегиального органа, который будет принимать все решения. С тех пор с ним начали рвать связь. Было очевидно, что сын уволенного директора театра намекал на откаты. Отставку отца Максим Непомнящий объяснил попыткой рейдерского захвата учреждения. Труппа в целом настроена против политики региональных властей. А Елена Ищенко, руководитель областного департамента культуры, не ответила ни на один острый вопрос коллектива.

Между тем сама Ищенко, встречаясь с труппой, по сообщению РИА «Воронеж», заявила, что ориентировочно работы по ремонту и реконструкции займут 2,5 года. Она заверила артистов и работников театра, что труппа не будет расформирована, а сам театр будет продолжать творческую деятельность на площадке Воронежского концертного зала. Как выяснилось со слов Елены Ищенко, Непомнящий сваливал на департамент культуры все беды театра. Отсутствие денег на постановки, жилья для актеров, низкие зарплаты объяснял тем, что «не дают финансирования». Ищенко также заявила, что за без малого три месяца, в течение которых она возглавляет департамент культуры и архивного дела области, Игорь Непомнящий ни разу не обращался к ней с подобными вопросами. Как бы там ни было, а он, очевидно, является одной из центральных фигур «Культурного фронта».

Некоторые соображения общего порядка 

Можно сколько угодно скептически относиться к институционализации в Воронеже организации, которая пытается саккумулировать протест против культурной политики губернатора Алексея Гордеева и деятельности культуртрегера Эдуарда Боякова, называть ее членов и, главное, лидера, солиста Театра оперы и балета Александра Назарова фриками, ретроградами, людьми, оторванными от настоящих культурных процессов, протекающих в цивилизованных якобы европейских странах и российской столице.

Но, во-первых, стихийное противодействие «Воронежскому пульсу» (кстати, достаточно рыхлому, аморфному исследованию, не имеющему генеральной линии), идущее снизу, фиксировалось и до создания в регионе отделения всероссийского «Культурного фронта». Так что оно давно стало одним из факторов областной политики как таковой.

Во-вторых, достаточно показательно, что протест объединил представителей совершенно разных идеологических парадигм - националистов, монархистов, консерваторов и левых. В «Культурный фронт» вошли художники, журналисты, писатели, театральные и филармонические артисты, бизнесмены, ученые и так далее. Начат сбор подписей под письмом к президенту, что привлечет к фронту внимание и новых членов.

В-третьих, очевидно, что губернатор Алексей Гордеев упустил момент, когда мог бы выступить в роли арбитра, стоящего над схваткой и не занимающего одну из сторон конфликта в воронежской культурной среде, которая сама по себе фрагментирована. Он однозначно на стороне культуртрегеров - Эдуарда Боякова, Антона Носика и Ко.

В-четвертых, в какой-то степени наличие «Культурного фронта» выгодно Гордееву, поскольку противостояние в сфере культуры, чисто теоретически, способно заместить собой антиникелевые протесты, отодвинуть их в сторону, в принципе, они и так потихоньку сворачиваются. С другой стороны, создание фронта, особенно если его деятельность перерастет в уличные акции, создаст Гордееву определенные трудности в связи с грядущими губернаторскими выборами, намеченными на 2014 год. Тем более что участники движения поднимают вопросы, на которые глава региона ответов не дает.

Почему в воронежской культурной сфере процветает фаворитизм и, скажем, Камерный театр Михаила Бычкова получает едва ли не больше бюджетных средств, чем академический Театр драмы Владимира Петрова? Почему к исследованию Боякова и Ко, за редким исключением, не привлекались представители академической науки? Чем обусловлена рокировка Ивана Образцова в качестве руководителя культурного департамента области на выходца из ВГУ Елену Ищенко? Почему, если, как говорит Ищенко, к Игорю Непомнящему давно копились вопросы, к выборам нового руководства Театра оперы и балета, директора и худрука, власти приступают только сейчас, а не приступили, скажем, год или два назад? Почему с таким опозданием создается областной совет по культуре, войдут ли в него оппоненты Боякова и Ко? Прав ли ли Максим Непомнящий, когда говорит об угрозах отцу со стороны губернатора? Имели ли они место или их не было? Возможен ли допуск общественности к оценке эффективности расходов бюджетных средств департамента культуры области за последние четыре-пять лет? Почему, наконец, когда президент России Владимир Путин говорит о национальной идее и необходимости национальной самоидентификации, в Воронежской области во многом делается ставка на современное искусство в ущерб поддержке национальных культурных традиций? И т.д., и т.п.

Константин Чаплин

Карикатура Николая Провоторова
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~oM2Ey


Люди, раскачивайте лодку!!!