Епархиальная раздробленность

Епархиальная раздробленность
27 Декабря 2013

Конец уходящего года ознаменовался событием, претендующим на то, чтобы стать одним из главных в Воронежской области в 2013-м. Воронежской и Борисоглебской епархии больше нет. Новообразованная решением Священного синода Воронежская митрополия включает в себя Воронежскую, Борисоглебскую и Россошанскую епархии. Ее возглавил преосвященный Воронежский и Лискинский Сергий (Фомин). Таким образом на месте бывшей Воронежской и Липецкой епархии теперь пять епархий. Логика реформы, с одной стороны, в том, чтобы приблизить Церковь к человеку, с другой, - повысить управляемость духовной жизнью.

25-26 декабря синодальном зале официальной патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного синода Русской православной церкви. На заседании был рассмотрен рапорт митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия с предложением образовать новые епархии на территории Воронежской области. Своим определением Священный синод постановил: «Образовать в пределах Воронежской области Воронежскую митрополию, включающую в себя Воронежскую, Борисоглебскую и Россошанскую епархии. Главой Воронежской митрополии назначить преосвященного Воронежского и Лискинского Сергия».

В рапорте преосвященного митрополита Сергия на имея патриарха Кирилла с предложением образовать новые епархии в Воронежской области говорится: «Воронежская область расположена в центральной полосе европейской части России, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр области - Воронеж. Площадь территории области - 52,2 тыс. кв. км, что составляет около трети площади всего Черноземья. Протяженность области с севера на юг - 277,5 км и с запада на восток - 352 км. Численность населения, по данным Госкомстата, составляет 2233300 человек. На территории Воронежской области существуют 534 муниципальных образования, в том числе три городских округа, 31 муниципальный район, 29 городских поселений, 471 сельское поселение. Воронежская епархия всесторонне развивается. Строятся новые храмы и часовни, открываются приходы, увеличивается число клириков и монашествующих. Ввиду насыщенной активизации церковно-приходской и социально-миссионерской деятельности, благословляемой и инициированной Вашим Святейшеством и искренне поддерживаемой священнослужителями нашей епархии, сыновне прошу Ваше Святейшество рассмотреть возможность выделения из Воронежской епархии двух новых самостоятельных епархий».

В результате принято решение: 1. Образовать в административных границах Богучарского, Верхнемамонского, Воробьевского, Калачеевского, Каменского, Кантемировского, Ольховатского, Острогожского, Павловского. Петропавловского, Подгоренского, Репьевского и Россошанского районов - Россошанскую епархию, выделив ее из состава Воронежской епархии. 2. Епархиальному архиерею Россошанской епархии иметь титул «Россошанский и Острогожский». 3. Епископом Россошанским и Острогожским быть преосвященному епископу Острогожскому Андрею, викарию Воронежской епархии. 4. Образовать в административных границах Аннинского, Бобровского Борисоглебского, Бутурлиновского, Грибановского, Новохоперского, Панинского, Поворинского, Таловского, Терновского и Эртильского районов Воронежской области - Борисоглебскую епархию, выделив ее из состава Воронежской епархии. 5. Епархиальному архиерею Воронежской епархии иметь титул «Воронежский и Лискинский». 6. Епархиальному архиерею Борисоглебской епархии иметь титул «Борисоглебский и Бутурлиновский». 7. Временное управление Борисоглебской епархией поручить преосвященному митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию. 8. Образовать в пределах Воронежской области Воронежскую митрополию, включающую в себя Воронежскую, Борисоглебскую и Россошанскую епархии. 9. Главой Воронежской митрополии назначить преосвященного Воронежского и Лискинского Сергия.

Напомним, что Воронежская и Липецкая епархия была упразднена в 2003 году. Там был определенный политический аспект, поскольку бывший митрополит Мефодий, как считалось, претендовал на статус патриарха Московского и Всея Руси. Но плюс от реформы, направленной на разделение епархий, очевиден. За годы самостоятельной жизни Липецкой и Елецкой епархии число приходов возросло в разы, с 78 до 380-ти. А минувшей весной она так же, как сейчас Воронежская, стала митрополией. В ее составе две епархии - Липецко-Задонская и Елецко-Лебедянская. Белгородская митрополия, в свою очередь, делится, как известно, на Губкинскую и Валуйскую.

«Назначение новых викарных епископов и образование новых епархий ничего, по большому счету, не значит, - рассказывал пару лет назад владыка Сергий. - Церковь была лишена своей миссии только в годы советской власти. Тогда она осуществлялась даже не в рамках ограды Церкви, а лишь в стенах храма. Она была исключительно внутрицерковная. Ведь бывали такие тяжелые времена, когда крестный ход ходил внутри храма, а не вокруг его - нельзя было просто выйти за порог в буквальном смысле!

Помню, когда я поступал на обучение в семинарию, мне давал характеристику священник отец Тихон Пелех. Будучи в очень преклонных летах, он, много повидавший человек, долго думал и сильно сомневался, подписывать ли мне характеристику. Там ничего характеризующего и не требовалось - просто нужно было написать, что он видит во мне в будущем хорошего священника и рекомендует к поступлению в семинарию. Священники, служившие с ним, говорили: «Отец Тихон, вы столько гонений претерпели и ничего не боялись, что же вы боитесь просто бумагу подписать?». Но подписать в те годы характеристику фактически означало навлечь на человека гонения. Над каждым священником довлело общественное мнение, что он мракобес и смущает молодежь.

Сейчас ничего подобного нет, время иное, и проблемы совсем другие. Если Церковь не будет заниматься миссией на собственной территории, то придут, безусловно, новые миссионеры. Душа человеческая не бывает пуста, в ней не может быть вакуума, она обязательно заполнится - атеизмом, фашизмом, сатанизмом и так далее, чем угодно, но обязательно что-то в ней будет. И «что-то» становится мировоззренческой позицией, которая руководит человеком в жизни. Православие в России - на своей территории, наша Церковь не насаждает чего-то нового, мы сохраняем нашу духовную традицию. И, замечу, не действуем в рамках государства или общественной организации. Если меня приглашают на какой-то светское мероприятие, скажем, в Кольцовский драмтеатр к детям, то даже недоброжелатели не смогут упрекнуть меня в том, что владыка Сергий в своих речах при большом скоплении народа агитирует людей в православие. Да, я скажу о Христе, о Церкви, иначе я просто не могу говорить, но я скажу на понятном и доступном языке, чтобы даже дети меня поняли: самое главное - добро. Пусть малыши запомнят, как вышел какой-то бородатый дедушка и сказал, что родителей нужно любить, что надо добро по жизни нести, что в сказке тоже побеждает добро.

Можно ли такие мои слова назвать миссией? Да, пожалуй, можно. Но навязывает ли она человеку мое религиозное воззрение? Нет. Я просто занимаюсь укреплением нравственного стержня в душе человека. И я «за» такого рода миссию обеими руками, потому что она может стать началом осознания человеком смысла жизни.

Когда ребенок станет сознательным, то, возможно, задумается о Боге, но то будет уже его личное дело, потому что вера человека - божественный дар свыше. Религиозность навязать невозможно. Если у человека в душе есть струны - они отзовутся, а если их нет, то ничего и не получится: сколько ни говори о Боге, человек останется неверующим, будет даже очевидные факты подвергать критике и сомнению. На всей территории России вы не сможете найти примеры, что кого-то насильно обратили в православие или крестили в православном храме. Наоборот, на всей нашей огромной территории есть масса людей, которые не слышали или забыли о Христе, - и, я думаю, долг священства напомнить им то понимание жизни, которым была крепка и славна страна наших отцов и дедов. Если из истории Отечества изъять контекст православия, то Россия не будет Россией, многие вещи мы просто перестанем понимать. Россия - православное государство, и я не согласен с теми, кто говорит, что наша вера противоречит идее развития общества. Наша миссия внутренняя. Она востребована и действует, а если не будет востребована - поверьте, не подействует. Но, по словам апостола Павла, горе мне как священнику, если я не буду проповедовать (См.: 1 Кор., 9, 16). Каждому вопрошающему я должен дать ответ. Если говорить о традициях миссионерства Русской православной церкви среди инородцев, следует вспомнить архимандрита Макария (Глухарева), миссионера в Горном Алтае, равноапостольного святителя Николая (Касаткина), просветителя Японии и многих, многих других - слыша их слово и видя их жизнь, православие принимали люди, весьма далекие по крови от русской нации».

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~Hdh0i


Люди, раскачивайте лодку!!!