Донецкое перемирие и российский экономический кризис

Донецкое перемирие и российский экономический кризис
3 Декабря 2014

Вечером 2 декабря формально начало действовать локальное перемирие в Донецком аэропорте. На других участках фронта боевые действия продолжились, хотя, как заявил председатель Народного совета Донецкой народной республики Андрей Пургин, их будут пытаться прекратить к десятым числам декабря.

Столь избирательный подход, связанный со спешным прекращением боевых действий в аэропорте, по всей видимости, отражает усталость и истощение сторон маловразумительными боями, в которых они успели раз по пять информационно победить, но в итоге объект так и не вышел за рамки оспариваемой территории. Так как никаких иных причин, кроме имиджевых, в удержании развалин не осталось, обе стороны демонстрируют явное желание покончить с обременительной ситуацией. Судя по заявлениям Андрея Пургина, в Донецке не очень верят в то, что донецкий формат перемирия будет реализован. Не верит в него также Минэкономразвития РФ, которое открыто прогнозирует, что в 2015 году санкции против России не снимут. Как известно, отмена санкций против России, согласно ультиматуму американского президента Барака Обамы и канцлера Германии Ангелы Меркель, связана с полным выполнением минских соглашений. Минэкономразватия как бы намекает, что ожидать их реализации не приходится, поэтому теперь уже официально объявлено, что с 2015 года Россия без всяких оговорок вступает в рецессию (в 2013-м экономический блок правительства все время путался в показаниях, называя происходящее то стагнацией, то рецессией). Причем то, что происходит сейчас, не дно - дно ожидается в середине 2015 года. Судя по всему, прогнозы падения экономики исходят из цены на нефть порядка 60-65 долларов за баррель и курса рубля порядка 53-55 - за доллар. Налицо в какой-то мере оптимистичный сценарий из серии «Будет неприятно, но жить можно» - и, конечно, не обвал экономики, который прогнозируют эмоциональные эксперты.

Но, с другой стороны, стоит полагать, что США предпримут и другие меры, направленные как на дальнейшее снижение цен на нефть (пока только поговаривают о нефти по 40 долларов). Разумеется, будут попытки (в том числе и спекулятивные) опустить курс рубля, чтобы либо заставить поддерживать его за счет кубышки, либо же - обваливая жизненный уровень населения и перекрывая валютные кредиты для российского бизнеса. Судя по истерическим окрикам из Вашингтона по поводу контракта с Ираном, там крайне нервно реагируют на удачные попытки России если и не выскочить из-под санкционного пресса, то серьезно ослабить его давление. Тут многое зависит от того, насколько сильно Тегеран хочет замириться с Вашингтоном, в свете чего России выгодна напряженность в отношениях Штатов с Ираном.

Что касается отказа России от газового проекта «Южный поток», то, судя по всему, европейцы в полной мере не совсем оказались готовы к торможению его строительства. Линия на его блокирование проводилась США, и как только американцы добились результата, европейцы внезапно оказались перед воем тех, кто потерял деньги. Поэтому сейчас довольно смешно наблюдать, как из Европы сообщают, что проект, оказывается, не потерян и все можно отыграть назад. Понятное дело, что на отказе от «Южного потока» теряют и Россия, и Европа, а США потирают руки - стравив РФ и ЕС, США не только подрывают идею Европы от Лиссабона до Владивостока, но и противодействуют попыткам России играть на противоречиях США и ЕС. Разумеется, часть европейских элит понимают, что нынешний конфликт США и РФ будет идти, в том числе, за счет Европы и европейских интересов. Но при всем их понимании и зажигательных речах Марин Ле Пен (лидер «Национального фронта», Франция) и Сары Вагенкнехт, депутата германского Бундестага от Левой партии, не они сейчас определяют европейский курс, а откровенно зависимые от Вашингтона Ангела Меркель, Дэвид Кэмерон и Франсуа Олланд. Украина же являет собой инструмент американской политики, который Вашингтон умело использует как против Москвы, так и против Брюсселя.

Поэтому мы сейчас и наблюдаем судороги минского формата на фоне разгорающейся холодной войны, которая, как практически официально объявлено, продлится долго. Некоторые уже впали в плохо контролируемую истерику из цикла «Мы все умрем!», но по факту - война только началась, продлится она долго, затронет она не только Украину, но и другие окружающие РФ страны, исход ее, на мой взгляд, не предрешен. Некоторые любят указывать, что Россия, свалившись в конфликт с США, гораздо слабее СССР, проигравшего холодную войну Западу. Но стоит помнить, что и нынешние США гораздо слабее самих себя 20-летней давности, так что обе стороны имеют целый ворох военно-политических и экономических проблем, которые будут затруднять для них дальнейшие ходы в противостоянии. Трезво оценивая широкие военно-политические и экономические возможности США, все-таки не стоит впадать в абсолютизацию всесилия врага, который, как показали войны последних лет, далеко не всегда достигал нужных результатов.

P.S. А вот какой любопытной информацией относительно перспектив российской экономики поделилась в социальных сетях Дарья Митина, представляющая в Москве МИД ДНР: «Разбирали экономическую ситуацию в Московской школе политических исследований. Выступала Зубаревич. Аудитория в абсолютном большинстве либеральная, большая часть слушателей свято верит, что Россия аннексировала Крым, воюет с Украиной и прочий бред. Наталья Васильевна, полагаю, многим нехило порвала шаблон, продемонстрировав массу графиков и статистики: Россия ускоренно вползала в кризис вот уже года три и, наконец, вползла, так что украинский сюжет пришелся до кучи. Итак, что имеем? Девальвация национальной валюты - 30%. Падение цен на нефть - 30%. Потери бюджета в результате обоих вышеуказанных факторов - порядка 100 млрд долларов. Теперь санкции. По подсчетам Минфина, потери составляют порядка 40 млрд долларов. По версии Центробанка, - 50-60 млрд долларов. Отток капитала составил, по состоянию на первое полугодие 2014 года, 120-130 млрд долларов. Прибавьте сюда технологическую отсталость и прочие приятности. Теперь - внимание! - в 2013 году мы имели нулевой промышленный рост, в том числе и в самых, казалось бы, продвинутых округах - Уральском (привет «Уралвагонзаводу»), Сибирском, Северо-Западном. Единственный округ, где промышленный рост отличен от нуля, - Центральный. Начиная с 2014-го, пошло небольшое импортозамещение, не сделавшее, однако, погоды. По инвестициям. В первом полугодии 2014 года - спад инвестиций почти на 3%. В 55% российских регионов уровень притока инвестиций ниже докризисного 2008-го. Другими словами, ущерб от санкций стал чистой вишенкой на торте. Отвечая на вопрос о переориентации экономики на Восток, Зубаревич скептически пожимает плечами: доля Китая в прямых иностранных инвестициях - 1,3% (54,3% прямых иностранных инвестиций - Кипр и Нидерланды. Так что для подобной переориентации потребуется радикальная структурная перезагрузка всей экономической модели. Способна ли наша власть на такую? Вопрос, полагаю, риторический. И не смогут, и не захотят. Что касается противодействия, например, продовольственным санкциям, то в проекте госбюджета на 2015 год на поддержку АПК заложено 20 млрд рублей. Смеяться надо или плакать - решайте сами. Но во всем стоит искать положительные стороны. В нашем случае они в том, что политика Запада мягче не будет, но на нее можно не оглядываться. Виноватых нужно искать ближе, не выходя за пределы Кремля».

Павел Дремов примирился с руководством ЛНР

Автор(ы):  Борис Рожин, севастопольский блогер
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~ztMaw


Люди, раскачивайте лодку!!!