Доклад канадской разведки. Потенциальные риски и угрозы к 2018 году

Доклад канадской разведки. Потенциальные риски и угрозы к 2018 году
26 Июня 2016

Увидел свет доклад канадской Службы безопасности и разведки. В нем достаточно комплексно анализируются основные тенденции современного миропорядка, рассматриваются основные, с точки зрения канадской разведки, угрозы для текущего мироустройства. Отдельными главами выделены Китай, Халифат, Россия, страны-изгои вроде Ирана и КНДР, а также угроза кибертерроризма.

Доклад представляет из себя проект краткосрочного прогноза на ближайшие два года.

Общие выводы

1. Китай и Россия будут генерировать военно-политическую напряженность, создавая агрессивную повестку внешней политики. Причем экономические проблемы Китая и РФ на тренд повлиять не смогут.

2. Войны в Сирии, Ираке, Ливии и Йемене продолжатся. Халифат и «Аль-Каида» не будут легитимизированы. Но в то же время об их военном поражении речь не идет. Скорее наоборот. Их влияние начнет расширяться.

3. Проблема распространения оружия массового поражения будет развиваться в вялотекущем режиме. Основным возмутителем спокойствия останется Северная Корея. Не исключены попытки создания грязных бомб террористическими организациями.

4. Потенциал кибертерроризма будет расти огромными темпами, и опасность угроз, с ним связанных, станет возрастать, повышая заинтересованность государств в установлении более плотного контроля над сетями.

5. США продолжат оказывать сильное влияние на конфликты на Ближнем Востоке, в Центральной и Юго-Восточной Азии и на российской периферии. С приходом нового президента мало что поменяется.

Китай

CSIS отмечает, что в Компартии Китая наблюдаются тенденции к отходу от коллективного руководства в интересах укрепления личной власти председателя Си Цзиньпина. В экономике Китай продолжит придерживаться линии на совмещение рыночной экономики с плановым урегулированием. По мнению CSIS, в ближайшие годы тут ничего не изменится, хотя долгосрочные перспективы оцениваются скептически. В военно-политическом отношении продолжится генерация напряженности в Южно-Китайском море, где амбиции Китая будут сталкиваться с поддерживаемыми США государствами региона.

Ближний Восток

Указывается на то, что неразрешенность вопроса о политической роли ислама в общественной жизни привел к тому, что идеи демократической конкуренции в исламском мире полностью проиграли соревнование идеям радикального насилия, которые проповедует Халифат. Военный переворот в Египте в 2013 году и сопутствующие ему массовые убийства дискредитировали идею легальной исламской политической борьбы и толкнули многих мусульман на путь радикального насилия. Окончательно стало ясно, что идеи устройства государства на принципах ислама и принцип демократического разделения властей не могут сосуществовать. Ситуация приведет к дальнейшей эскалации политического и религиозного насилия в исламском мире. С точки зрения CSIS, ислам остается главной движущей силой в исламском мире, фактически констатируется, что западная демократия там не прижилась.

Халифат вне зависимости от исхода войны против него станет показательной моделью, на которую будут ориентироваться как действующие, так и будущие исламские радикальные группировки, стремящиеся к созданию государственных образований, построенных на принципах радикального политического ислама.

Россия в общем

Укрепление личной власти Владимира Путина будет происходит на фоне нарастающих экономических трудностей, которые в то же время не заставят Россию изменить свою политику или прекратить программу модернизации Вооруженных сил.

Западные оценки перспектив экономического коллапса РФ и внутренней подрывной деятельности CSIS считает преувеличенными. Россия адаптируется к жизни в условиях санкций и конфликта с Западом, ввиду чего будет возрастать роль силового блока в жизни страны.

Существующий режим, с точки зрения CSIS, достаточно прочен и сможет управлять страной длительное время, несмотря на трудности в экономике и конфликт с Западом.

В военном отношении CSIS выделает две главные тенденции: Россия готовится не к гибридным войнам, а к полноценной горячей войне. По важным вопросам, продуцирующим международную напряженность, Россия не будет менять свою политику, а скорее станет подливать масла в огонь.

Более подробно о России из главы №3

Отмечается замороженный и полузастойный характер российской экономики. Ее взаимодействие с Западом определяется термином «контролируемый холод». Перспективы экономики РФ будут зависеть от хода войны на Ближнем Востоке, а также от общего хода конфликта с Западом. Проблемы российской экономики имеют неопределенную продолжительность и подчинены логике противостояния с Западом. Политический курс называется опасным для Европы. Постепенно будет снижаться зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей, но, по мнению CSIS, процесс не окажется слишком быстрым. Россия по-прежнему имеет и длительное время будет сохранять приемлемую финансовую подушку, но сохранится и отток капитала, и экономический спад. Уровень контроля над макроэкономической политикой со стороны Кремля будет возрастать. В значительной степени перспективы выживания и преобразований в российской экономике связаны с колебаниями цен на нефть, а также с изменениями в американской внешней политике. С точки зрения CSIS, существует ненулевая вероятность снятия части санкций против РФ со стороны ЕС, что может позитивно сказаться на российской экономике. Общий вывод: экономические давление на РФ будет продолжаться до 2018 года с перспективой дальнейшего продления, но влияние давления на экономику РФ чем дальше, тем сильнее начнет слабеть.

В плане демографии отмечаются успехи с превышением рождаемости над смертностью и сокращением смертности из-за ДТП, убийств и самоубийств. С другой стороны, отмечаются серьезные проблемы в сфере здравоохранения, а также вопросах диспропорции с рождаемостью: доминирует мусульманское население России. В силу высокого уровня миграции за счет республик бывшего СССР, в которых доля русских среди мигрантов достигает 50% (в основном за счет Украины), до 2018 года Россия сохранит положительный прирост населения, а потом вновь проявится негативный тренд ввиду низкой рождаемости.

Власть текущей правящей элиты была, есть и остается незыблемой. Вместе с тем нарастает дисфункциональность системы управления. Власти будут озабочены выстраиванием более широкой общественно-политической поддержки для поддержания внутриполитической стабильности. Главными политическими силами названы «Единая Россия», ОНФ и КПРФ. Компартия считается единственной реальной оппозиционной партией в стране. Одновременно с легальным политическим процессом будет нарастать борьба с подрывной деятельностью и угрозой реализации цветных сценариев. Деятельность силовых структур будет направлена на предотвращение возникновения массовых выступлений и подготовку пресечения вспышек гражданского неповиновения майданного типа. Революционных изменений в политическом руководстве страны не ожидается. Скорее будет происходить крайне медленная эволюция уже существующей команды, основной причиной выпадения из которой будет выход на пенсию и медленное продвижение уже известных лиц по карьерной лестнице, а также отстранение от должности некоторых лиц, не справляющихся со своими обязанностями. Протесты против реформы здравоохранения и против налога на дальнобойщиков не привели к обретению ими массовой поддержки.

CSIS отмечает, что силовые структуры РФ осуществили эффективные и жесткие меры, направленные на пресечение угрозы терактов. Перспективы влияния терактов на внутриполитическую жизнь в стране оцениваются как невысокие как ввиду предшествующей истории, так и ввиду достаточно эффективной работы силовых структур. Недавние теракты вроде взрыва в Домодедово или уничтоженного Халифатом аэробуса над Синаем значимого влияния на российское общество не оказали. Основная тенденция на ближайшие годы в российском обществе - стремление к консолидации.

С точки зрения внешней политики, Россия будет пытаться отыгрывать роль интеграционного хаба на просторах бывшего СССР, а также продолжать выстраивать отношения с Китаем. Несмотря на некоторые проблемы, отношения РФ с Китаем имеют неплохие перспективы, хотя долгосрочные выгоды, скорее всего, относятся к следующему десятилетию.

Отношения с Западом, начав стагнировать в начале нулевых годов, к текущему моменту серьезным образом деградировали. Тенденций к их улучшению нет. Отмечается, что в ЕС есть достаточно мощные лоббисты, выступающие за нормализацию отношений с РФ и снятие части санкций, но в силу прекращения действия многих механизмов сотрудничества вопрос потепления отношений между РФ и ЕС относится к неопределенному будущему, хотя и не исключены определенные подвижки к 2018 году.

Конфликт России с Западом не обусловлен украинским кризисом и уже напрямую с Украиной не связан. Имеет место комплекс масштабных противоречий по целому ряду вопросов, конфликтная ситуация вокруг которых будет нарастать как со стороны России, так со стороны США и НАТО. Основное направление внешней политики России - увеличение самостоятельности в международных делах. С точки зрения инструментов достижения соответствующей цели, Россия будет стремиться защититься от масштабного стратегического удара со стороны Запада, а с другой стороны - развивать инструменты проекции своей военной силы за пределы своих границ. Подобная политика приведет к продолжению модернизации Вооруженных сил с повышением удельного процента новых образцов военной техники (до 70% к 2020 году), систематическим учениям и проверкам боеготовности всех родов вооруженных сил, отработке ведения крупномасштабных межвидовых боевых действий высокой интенсивности, а также к повышению координации военной машины с другими государственными учреждениями, что связано как с ростом боеспособности вооруженных сил, так и с увеличением способности государства вести войну.

Даже в случае некоторого сокращения оборонного бюджета под воздействием экономических проблем преобразования российских вооруженных сил будут продолжены, существенное влияние здесь окажет опыт боевых действий на Украине и в Сирии.

Кроме того, Россия будет усиливать свои позиции в рамках стратегического сдерживания, а также в плане развития своей военной инфраструктуры в Крыму и Арктике, что, по выражению CSIS, меняет стратегический ландшафт. Россия станет оттачивать свой инструментарий для ведения гибридных войн и не собирается смягчать свою позицию под угрозой экономического принуждения. В качестве примера приводится операция в Сирии и эпизод со сбитым Су-24, который не остановил, а скорее интенсифицировал военную операцию РФ в Сирии.

В итоге Россию к 2018 году, по мнению CSIS, ожидают небольшие эволюционные изменения внутри системы и на ее периферии, небольшие колебания в макияже парламента, незначительные социальные протесты, продолжающиеся структурные проблемы в экономике с перспективами роста лишь в случае роста цен на нефть. Вопросы внешней и внутренней безопасности будут находится в большем приоритете, нежели структурные экономические реформы. Во внешней политике основным трендом останутся многочисленные системные разногласия с евроатлантическим сообществом (даже в случае временного потепления в отношениях с ЕС), попытки предотвратить крах автократических режимов в ближнем зарубежье, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также налаживание отношений с Китаем, что приведет к усилению напряженности в отношениях с США или той же Турцией.

В целом Россия будет ориентирована на защиту своих интересов за рубежом в период нарастающей международной нестабильности.

Оружие массового поражения

Риск распространения ОМП в ближайшие годы невысок. Проблемы в основном будут связаны со странами, уже конфликтующими с существующим режимом нераспространения. Но вместе с тем долгосрочные угрозы, связанные с распространением ядерного и химического оружия, а также ракетных технологий, возрастут. Механизмы контроля над нераспространением ОМП будут все чаще не справляться с теми возможностями, которые дает международная торговля и нестабильность во все возрастающем количестве стран.

Одной из главных причин, побуждающих различные страны стремиться к получению ОМП, является угроза агрессии со стороны западных государств. Многое, по мнению CSIS, будет зависеть от курса администрации Белого дома. Саудовская Аравия, Китай, Северная Корея, Пакистан, Индия и Россия являются странами с высоким риском приобретения, передачи и использования ОМП, а Россия и КНДР являются потенциальными экспортерами баллистических ракет. КНДР остается главным неопределенным фактором ввиду своих экспериментов по созданию ОМП и средств доставки. Напряженность в отношениях Индии и Пакистана является наиболее опасной с точки зрения возможности локальной ядерной войны. В отношении Ирана CSIS указывает на то, что надо посмотреть, чем Иран будет заниматься в ближайшие годы, чтобы оценить его готовность следовать заключенным соглашениям об ограничении использования ядерных технологий. Негосударственные образования пойдут по пути совмещения концепции БПЛА и кустарного ОМП, в первую очередь химического оружия. У Халифата уже есть возможности для организации локального применения химического оружия. В перспективе ИГИЛ заинтересовано в получении доступа к ядерному и биологическому оружию.

Киберугрозы

Высокие темпы развития технологических инноваций, доминирование коммерческого программного обеспечения, а также распространение ПО с уже внедренными уязвимостями будет вести к тому, что потенциал кибератак будет находится значительно впереди оборонительных возможностей. Взаимозависимость связанных сетей и их уязвимость ввиду использования коммерческих технологий станет повышать их уязвимость для быстрого и катастрофического коллапса с последующими длительными восстановительными работами. Общий риск катастрофических кибератак будет нарастать. Распространение устройств со встроенными системами повышает краткосрочные риски ввиду трудностей, связанных с устранением уязвимостей в ПО таких устройств. Государства не смогут полноценно бороться с угрозой кибертерроризма из-за сложностей с определением источников подобных атак.

Автор(ы):  Борис Рожин, севастопольский блогер
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~mAbRh


Люди, раскачивайте лодку!!!