Десять лет в тюрьме

Десять лет в тюрьме
25 Октября 2013

Юбилей ареста Михаила Ходорковского комментируют Сергей Марков, Владимир Милов, Дмитрий Ольшанский, Виталий Третьяков и его адвокат Вадим Клювгант.

- Ровно десять лет назад я не испытывал к свежеарестованному Михаилу Борисовичу ничего, кроме отвращения, - и еще некоторое время после его падения такое чувство у меня оставалось. Но теперь все по-другому. Из множества людей в России, которые нарушили все человеческие и божеские законы, чтобы «проявить экономическую инициативу», - именно Ходорковский оказался единственным, кого Бог почему-то удержал от дороги в ад. И все у него получилось не как у отрицательных героев Достоевского, а как у положительных героев Достоевского. Думаю, что, когда он выйдет, - к «экономической инициативе» он уже не вернется. Так что пусть выйдет поскорее на свободу.

Дмитрий Ольшанский, писатель, публицист

- Про Михаила Ходорковского мне говорить трудно. Я его знал лично еще тогда, когда он не был таким, каким привыкла к нему либеральная интеллигенция, а был кем-то совершенно другим. Я никогда не воспринимал их борьбу с Владимиром Путиным как борьбу тьмы со светом или добра со злом. Я хорошо помню, что такое был «ЮКОС» до разгрома, и то, каким он был, мало чем (если вообще) отличалось от путинской группировки - начиная с того, что «ЮКОС» оказался наиболее напичкан бывшими кэгэбэшниками среди всех русских корпораций. Мне до сих пор трудно поверить во все произошедшее, особенно вспоминая, каким уверенным в себе МБХ был, скажем, в 2002 году. Думаю, тогда он всерьез верил, что вот еще годик-полтора и он - как минимум премьер. Конечно, хотелось бы, чтобы он как можно скорее вышел на свободу. Ему выпали тяжелейшие испытания из всех наших олигархов, хотя он был вовсе не самым худшим из олигархов, несмотря ни на что. 

Владимир Милов, лидер партии «Демократический выбор», публицист 

- У Михаила Борисовича нет планов и намерений, связанных с участием в политической деятельности, в частности, в борьбе за власть, в выборах. Что касается всего остального, о чем многие так любят рассуждать, давайте сначала вместе добьемся, чтобы он вышел, а там посмотрим. Давайте дадим человеку не быть постоянно подверженным разновидности пытки, когда его стараются заставить думать о том, что не является его жизнью. Сейчас жизнью Ходорковского являются другие, тюремные реалии, в которых он находится.

Вадим Клювгант, адвокат Михаила Ходорковского

- Уголовное дело «ЮКОСа» для современной российской истории отнюдь не уникальное, а просто самое громкое. И уроки его не оригинальны. Главных - три. Первый. Полученные в 90-е годы из рук ельцинского режима несметные богатства, нелегитимные в глазах общества (не путать с богемно-интеллигентской тусовкой) и сомнительные с точки зрения даже тех законов, которые тогда были, можно сохранить только при политической лояльности власти. Причем любой. Даже если бы во главе власти стоял, например, Анатолий Чубайс. Тот бы, кстати, потребовал еще большей лояльности, чем Путин. Второй урок. Отдельно взятый олигарх и даже все они вместе взятые победить государство (власть) в открытой борьбе не могут. Для победы им нужно либо полностью разрушить государство (что сделал в свое время Борис Ельцин в борьбе с Михаилом Горбачевым), либо медленно вползти в него, что сделали все лояльные олигархи как старой, так и новой волны. Третий урок. Каждого из отдельно взятых олигархов (праведных, а тем более неправедных) государство, если оно не распалось, победить может. А вот перестать быть олигархическим по сути (то есть народным, за что, кажется, в тюрьме начал ратовать и сам Ходорковский) наше государство (или, конкретнее, наша власть) либо не может, либо не хочет, либо боится.

Что думал народ вообще и о Ходорковском, в частности, десять лет назад и что думает сейчас, не знают даже социологи, которые утверждают, что знают. Но предположить, что теплых чувств большинство населения России к Ходорковскому десять лет назад не испытывало, нетрудно. Но не лично к Ходорковскому, а к нему, как к любому (и с любой фамилией) из олигархов. Уверен, что и сейчас отношение не изменилось (ни к Ходорковскому, ни к олигархам). Но, как ко всякому сидельцу (а сидит Ходорковский не за преступления, связанные с насилием, что в данном случае важно), да еще столь часто поминаемому в СМИ и защищаемому многочисленными «деятелями культуры», естественно, отношение к нему несколько потеплело. Тюрьмы, как известно, у русских даже врагу не принято желать. В плюс Ходорковскому может сыграть не отсидка, а его общенациональная известность (он в некотором смысле тот, кого называют «звездой») и поддержка тех же «деятелей культуры». Лозунг «Народ и Ходорковский едины!» не более справедлив, чем лозунг «Народ и партия едины!» в 1990 году. Причем, думаю, народ даже менее един с Ходорковским, чем Ходорковский после тюрьмы с народом.

Виталий Третьяков, основатель «Независимой газеты», тележурналист, публицист

1. Десять лет назад был пик борьбы с олигархическими политическим проектами: Березовский, Гусинский, Ходорковский. В результате государство взяло верх над олигархами. 2. Победа дала возможность частично поставить под государственный контроль сырьевую ренту от добычи нефти и тем самым создала предпосылки для экономического роста и социального мира - через выплаты бюджетникам и пенсий. 3. Десяти лет содержания в тюрьме Ходорковского, конечно, не ожидал тогда никто: ни сам МБХ, ни общественность самого разного толка. 4. МБХ тогда проявил волю. Не факт, что он согласился бы быть таким принципиальным, если бы предвидел, что просидит десять и более лет. 5. МБХ и его команда недооценили силу команды Владимира Путина, совершили ошибку. 6. Важнейшая причина продолжения конфликта - продолжение борьбы против Кремля со стороны «ЮКОСа» и МБХ лично. 7. Важнейшая ошибка МБХ сейчас - то, что он оказался заложником в руках двух групп: адвокатов и сособственников «ЮКОСа». Адвокаты заинтересованы тянуть деньги. Сособственники «ЮКОСа» заинтересованы с сидении МБХ как гарантии невыдачи их в Россию. 8. МБХ не опустился, он является общественным деятелем России. 9. МБХ готовится сейчас выйти на свободу, где он, не исключено, составит конкуренцию Михаилу Прохорову и Алексею Навальному в борьбе за один и тот же электорат.

Сергей Марков, политолог, публицист, общественный деятель       

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~LJoym


Люди, раскачивайте лодку!!!