Дело чести воронежского «Культурного фронта»

Дело чести воронежского «Культурного фронта»
3 Февраля 2015

Одним из ключевых решений, утвержденных на первом заседании воронежского общественного движения «Культурный фронт» в новом году, стала рекомендация губернатору Алексею Гордееву и его команде не препятствовать участию в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя департамента культуры и туризма области трех персоналий. Наиболее мощно выглядит, пожалуй, фигура Игоря Непомнящего, бывшего директора Театра оперы и балета. Но надо признать, что, рекомендуя Непомнящего за его безусловные заслуги в развитии культурной сферы региона, фронтовики скорее преследовали цель защитить честное имя Заслуженного артиста, которое пытались опорочить бюрократы.

Решение о том, кого рекомендовать на должность руководителя культурного департамента Воронежской области, стало главной интригой заседания «Культурного фронта». Дело в том, что изначально планировалось выдвинуть Владимира Добромирова, директора воронежского Музея изобразительных искусств имени Крамского; Василия Козлова, начальника отдела по культуре и туризму Воробьевского района, инициатора и бессменного директора всероссийского (русского) фестиваля фольклора и ремесел «Русь песенная, Русь мастеровая»; Александра Латушко, председателя комитета по культуре Воронежской облдумы, худрука Театра юного зрителя; Екатерину Молодцову, народную артистку России; Ивана Щелокова, главного редактора журнала «Подъем». Но выяснилось, что Добромиров и Латушко не пройдут конкурсный отбор в силу возраста. А относительно Молодцовой были высказаны сомнения, что она справится с ролью чиновника. И не просто чиновника, а руководителя одной из важных отраслей.

В итоге фронтовики рекомендовали Щелокова и Козлова, а также - по предложению депутата Воронежской гордумы-коммуниста Андрея Померанцева - Игоря Непомнящего, экс-директора Театра оперы и балета, - как одну из самых авторитетных фигур в сфере культуры региона. Но новый лидер воронежского «Культурного фронта» политолог Дмитрий Нечаев, когда перечислял в своем материале решения, принятые на заседании, не уточнил, что список фигур остается открытым. В части публичного обсуждения и выдвижения возможных кандидатур в чиновники, в отличие от губернских властей, которые предпочитают вести кулуарные консультации, «Фронт» заметно демократичнее. Более того, движение находит взаимопонимание с руководством комитета по культуре облдумы Александром Латушко и Николаем Булавиным. Там тоже ищут варианты кандидатур.

Таким образом члены «Культурного фронта» идут на прямой диалог с властью, во всяком случае, законодательной. Того же, к сожалению, не скажешь о власти исполнительной, отгородившейся от граждан общественными и национальными палатами. На заседании много говорилось о таком явлении, как фаворитизм в региональной культурной политике (сама политика, к слову, признана неудовлетворительной). И хотя напрямую фамилии худрука Камерного театра Михаила Бычкова и ректора Института искусств культуртрегера Эдуарда Боякова не назывались, было понятно, что речь идет именно о них. То, что к их мнению прислушиваются губернатор Алексей Гордеев и его супруга Татьяна, - медицинский факт. Но в официальных формулировках «Культурного фронта» столь щекотливая тема преподносится как необъяснимый фаворитизм, направленный на поддержку субкультуры агрессивных меньшинств, а не русского большинства области.

Обмениваясь мнениями о перспективах замещения вакансии руководителя департамента культуры области, фронтовики, учитывая опыт многих предшествующих назначений в облправительстве, пришли к общему выводу, что их рекомендации губернатор Гордеев и его команда не услышат. Ведь даже формирование общественного совета при культурном департаменте, общественного, казалось бы, органа, шло волюнтаристским образом. На официальном сайте ведомства голоса накручивались в пользу Михаила Бычкова и Эдуарда Боякова, явно не попадавших в состав общественного совета. По мнению Дмитрия Нечаева, скорее всего, должность руководителя департамента в результате займет инорегиональный менеджер, причем именно менеджер, а не профессионал от культуры.

А вот требования фронтовиков и комитета по культуре Воронежской облдумы. Попытаюсь их сформулировать. Новым руководителем департамента должен стать воронежец, знающий особенности региональной культурной среды изнутри, профессионал и авторитет для работников отрасли. Он должен быть самостоятельной фигурой, лоббирующей интересы культурной сферы и ее представителей и делающей ставку на традиционную культуру и высокое искусство, а не человеком, послушно исполняющим чужую волю. Особо надо подчеркнуть: «Культурный фронт» не против различных культурных экспериментов и так называемого авангарда. Но все подобные вещи не должны осуществляться за бюджетный счет и показываться на государственных площадках. Аналогичный подход, но к очень далекой от культурной сферы теме абортов недавно сформулировал патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Он предложил вывести операции по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медстрахования. Логика проста: почему, если кто-то решил умерщвить нерожденного ребенка, я как налогоплательщик должен оплачивать аборт? Исключения, разумеется, должны составлять случаи с медицинскими противопоказаниями к беременности и родам. Та же логика работает в отношении авангарда. Почему то, что нравится субкультурным меньшинствам, должно финансироваться из бюджета?

Во многом именно пониманием того, что региональная власть, уже неоднократно доказавшая любовь к современному искусству, проигнорирует рекомендации «Фронта» относительно заполнения вакансии руководителя профильного департамента области, было продиктовано решение о поддержке Игоря Непомнящего. Тут скорее попытка защитить честное имя человека, который 39 лет проработал в воронежском Театре оперы и балета, из них 25,5 лет - как директор.

Игорь Михайлович является Заслуженным артистом РФ, ветераном труда, Почетным гражданином Ленинского района Воронежа. Он был награжден знаком отличия «За заслуги перед Воронежской областью». А в 2010 году в Москве, на площади Дружбы народов в основании скульптурной композиции «Мир добра» была торжественно открыта памятная табличка с именем Игоря Непомнящего как выдающегося деятеля российской культуры, лауреата международной премии «Виват, маэстро-2010» с формулировкой «в знак глубокой благодарности за большой личный вклад в сохранение богатейшего духовного, культурного, эстетического наследия России».

Непомнящий одним из первых, естественным образом лоббируя интересы культурного учреждения, которому отдал большую часть жизни, начал обращать внимание на отдельные аспекты не совсем правильных действий областных властей в культурной сфере. За полгода до своей отставки, осенью 2013 года, Игорь Михайлович обратился к губернатору Алексею Гордееву с письмом, в котором утверждал, что воронежская Опера находится в унизительном положении по части бюджетного финансирования. Если аналогичные театры в Челябинске, Астрахани и Новосибирске получали соответственно 160,3; 157,9 и 595,3 млн рублей в год (при сопоставимых, в общем-то, труппах), то воронежский имел 75,5 млн. Бюджетное финансирование нужд культурного учреждения в целом было в разы меньше, чем финансирование таких же заведений в других городах России. В документе также констатировалось, что годовой план спектаклей, который спускали Игорю Непомнящему чиновники и который рос год от года, нереально выполнить.

А на пресс-конференции накануне своего ухода с поста директора он фактически изложил причины возможной отставки. Они связаны с катастрофическим состоянием театра, реконструкцию которого экс-руководитель департамента культуры Елена Ищенко, увольнявшая Непомнящая, а полгода назад уволенная сама, кстати говоря, обещала начать в 2014 году. Дело в том, что единственное место в Воронеже, куда Опера может переехать на время реконструкции, - нынешний Концертный зал, где до недавнего времени размещался драмтеатр имени Алексея Кольцова. И то со скрипом. Однако запущенный Концертный зал не позволяет туда переместиться. Соответственно, театр перестанет функционировать на время реконструкции, труппа будет распущена, и ее уже, говорят специалисты, не собрать. В качестве лиц, заинтересованных в устранении конкурента как гастрольной площадки, Игорь Непомнящий называл бизнесменов Евгения Хамина (концертный зал Event-Hall) и Михаила Носырева (мультиплекс «Спартак»). Кроме того, зная аппетиты чиновничества, можно предполагать его желание снять сливки с многомиллиардного освоения бюджетных средств. Официально власти инкриминировали Непомнящему засилье гастролеров в Опере. Но с его уходом из театра ничего не изменилось.

Зато с отставкой директора начались интересные процессы. Во-первых, после увольнения его госпитализировали в областную больную, откуда уже на следующий день по звонку из облправительства, как говорили родственники, вышвырнули вон, выдернув из вены капельницу. Во-вторых, Контрольно-счетная палата Воронежской области приступила к тщательной проверке оперного театра. Правда, ничего серьезного не нашла, чем, по свидетельству очевидцев, вывела из себя вице-премьера области Владимира Попова, курирующего социальную сферу. Он хотел уголовного дела, ну хоть какого-нибудь, чтобы у властей появились основания для объяснения ухода Игоря Непомнящего. Но полиция не нашла ни одного состава преступления. Между тем региональные власти распространяли в СМИ информацию о 12 млн рублей выявленных нарушений. Цель кампании была очевидна - дискредитировать Игоря Непомнящего. И вполне понятно, что губернатор Алексей Гордеев, учитывая, ко всему прочему, непростой разговор, который состоялся у него с Непомнящим накануне увольнения последнего из Оперы, никогда не пойдет на утверждение его руководителем департамента культуры области. Но «Культурному фронту» важно защитить незаслуженно униженного человека, имеющего несомненные заслуги перед русскими, Россией, Воронежем и любимым театром.

Культурной политике команды Алексея Гордеева поставлена двойка

«Культурный фронт» активизирует борьбу за исторический облик Воронежа

Автор(ы):  Константин Чаплин
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~whFgz


Люди, раскачивайте лодку!!!