Чемодан - вокзал - Майдан

Чемодан - вокзал - Майдан
16 Апреля 2014

Первая попытка областного департамента культуры и архивного дела найти воронежскому Театру оперы и балета художественного руководителя в рамках реформы разделения полномочий между директором и худруком, а оба поста успешно совмещал бывший глава Оперы, Заслуженный артист России Игорь Непомнящий, завершилась скандалом. Как ни покажется странным, но в том числе благодаря Евромайдану. Полгода чиновники вели переговоры с талантливым дирижером из Киева Дмитрием Морозовым, тот оформил все документы для перевода в Россию. Но в результате его обвинили в фашизме и не стали трудоустраивать.

Тему разделения творческого и хозяйственного начала в руководстве Театра оперы и балеты первым поднял в сентябре 2013 года главред журнала «Время культуры» Олег Котин. В тексте «Мрак культуры» он писал, что структура управления Оперой, основанная на единоначалии, сохранилась с 60-х годов и морально устарела. Функции директора и худрука совмещал Игорь Непомнящий. Тогда как за последние 15 лет большинство российских театров перешло на иную систему, в которой первым лицом является худрук. Котин ратовал за переход к новой схеме. Но фактически его заметка была ответом на критику доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» от культуртрегера Эдуарда Боякова и Ко со стороны Непомнящего.

После последовавшей вскоре отставки Игоря Непомнящего, с инсультом попавшего в больницу, а потом, по словам родственников, выдворенного оттуда по указанию из облправительства, новым директором Театра оперы и балета стал Николай Попов, бывший директор Государственного академического Воронежского русского народного хора имени Константина Массалитинова и бывший же руководитель областной филармонии. А вот до поиска худрука, во всяком случае формально, руки в департаменте культуры (начальник - Елена Ищенко) дошли не сразу. Только в середине марта 2014 года на заседании общественного совета при ведомстве, возглавляемого профессором Брониславом Табачниковым, его члены, включая главного режиссера Камерного театра Михаила Бычкова и ректора Воронежской академии искусств культуртрегера Эдуарда Боякова, выслушали доклад Попова о будущем театра.

Как следует из сухого протокольного отчета с заседания, Николай Попов дежурно «поблагодарил членов совета за активность и заинтересованность в решении вопросов в области культуры», а в части, касающейся деятельности учреждения, констатировал «плачевное состояние репертуара, серьезные кадровые проблемы, изношенность оркестровых инструментов, необходимость капитальной реконструкции здания». Бояков, Бычков и другие согласились с докладчиком, отметив «невысокий, а порой и катастрофически низкий художественный уровень оперных и балетных спектаклей».

В результате члены совета решили рекомендовать департаменту культуры и архивного дела организовать конкурс (на бесплатной основе) по разработке концепции реконструкции и развития Театра оперы и балета, а самому театру - разработать положение о конкурсе на замещение должности художественного руководителя и его объявить, кроме того, подготовить обращение в облправительство по вопросу обеспечения актеров жильем. Особенно, конечно, обращает на себе внимание пункт о бесплатной разработке концепции реконструкции и развития воронежской Оперы. Мы, конечно, помним историю основателя мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадия Чернушкина, выделившего 6 млн рублей на «Воронежский пульс», как считается, в связи с планами по выдвижению в мэры Воронежа. Однако бесплатность разработки концепции театра вызывает вопросы. Как-то не особенно заметно, чтобы бизнес вкладывался в такие проекты, не имея в том корыстной заинтересованности.

Параллельно развивалась история с предполагаемым трудоустройством на должность то ли худрука, то ли главного дирижера Дмитрия Морозова. Его кандидатура появилась на горизонте далеко не случайно. На сцене воронежской Оперы он участвовал в постановках оперы «Орландо», оперетты «Севастопольский вальс» и шоу «Ради женщин». Дмитрий Морозов родился в 1976 году в Харькове. С 2002-го - солист-органист, дирижер и главный дирижер днепропетровского Дома органной и камерной музыки, затем - дирижер Харьковского оперного театра. В 2003-2009 годах - главный дирижер Харьковского молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский», с 2010-го - дирижер воронежского Театра оперы и балета, а в последние годы - главный музыкальный директор Киевского театра оперетты.

Очевидно, что Морозов прошел все традиционные ступени карьерного роста по своему профилю и даже был занесен в украинскую энциклопедию «Золотой фонд нации-2013» - внимание! - как один из лучших интерпретаторов русской симфонической классики. И последнее, что интересно из его объективки: вместе с супругой - оперным режиссером Жанной Чепелой - осуществил ряд экспериментальных постановок, в частности, в Днепропетровске - оперы «Орфей» Монтеверди (впервые на Украине), в Воронеже - «Орландо» Генделя, в Харькове - «Женитьбы» Мусоргского и - впервые в мире - театрализованного сочинения Евгения Станковича «Панахида за померлими з голоду».

«Заметный вклад в общий успех «Орландо», - писала о премьере оперы в постановке Дмитрия Морозова воронежский театральный критик Екатерина Данилова в 2011 году, - внесли молодые солисты театра, которым достались сложнейшие партии с их бесконечными фиоритурами. Алексей Тюхин (Орландо), Игорь Горностаев (Медоро), Людмила Солод (Анжелика), Анастасия Черноволос (Доринда), Александр Назаров и Иван Чернышов (Зороастр) не просто замечательно справились с вокальными партиями и ансамблями, но и показали себя изобретательными, подвижными (внутренне и внешне) актерами. И когда в финале звучит музыкальный апофеоз, приобщающий публику к вечной гармонии, возникает стойкое ощущение настоящей творческой удачи».

Сам Морозов в одном из интервью, работая в Киевской оперетте, рассказывал: «Мы строим принципиально новый театр. Ведь в мире уже давно не выделяют оперетт, музыкальных комедий, мюзик-холлов. Существует такое понятие, как музыкальный театр - и все. Подразумевается, что работающим в нем артистам подвластны все жанры: и симфонический концерт, и классическая оперетта, и мюзикл, и опера, и балет, и эстрада. К чему мы и стремимся. К тому же эксперименты просто необходимы для творческого роста музыкантов. Однажды выдающийся российский дирижер Евгений Светланов сказал: «Оркестровая яма засасывает». Поэтому время от времени нужно вытаскивать людей из подполья на сцену, что подстегивает музыканта, стимулирует, позволяет ему почувствовать себя артистом. На сцене не за кого спрятаться - все на виду».

Но в Воронеже с Дмитрием Морозовым поступили некрасиво. Полгода с ним велись переговоры, человека обнадеживали. А когда он оформил все документы для перевода из Киева, в том числе на получение российского гражданства, ему каким-то непонятным образом ничего конкретного и не предложили. Более того, воронежский дирижер Юрий Анисичкин, сам, между прочим, уроженец Украины (Чернигов), по слухам, называл его фашистом и даже обвинял в бандеровской пропаганде. За чем угадывается, как предполагает наш источник в труппе театра, обыкновенная зависть. В результате именитый дирижер собрал вещички и вернулся в Киев, как говорится, не солоно хлебавши. Солистам Оперы, которые знали о переговорах с Дмитрием Морозовым, объявили, что дирижер уехал по своим делам, но ввели их в заблуждении. Сам он был настроен на работу в Воронеже, у него имелось много задумок и творческих планов. Таким образом, можно констатировать, что региональные власти в случае с Морозовым наступили на грабли истории с Игорем Непомнящим, с которым, мало того, что не сумели расстаться красиво, да к тому же пытались опорочить материалами проверки Контрольно-счетной палаты, которая не нашла ни одного серьезного нарушения.

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~6TjdW


Люди, раскачивайте лодку!!!