Обострение ситуации в Йемене и военная операция «Буря решимости» привлекли к стране внимание всего мира. Пока дело ограничивается ударами по Йемену с воздуха и взятием под контроль Баб-эль-Мандебского пролива ВМС Египта и Саудовской Аравии. Причем даже инициатор вооруженного вмешательства в дела Йемена, Саудия, не планирует в ближайшее время переходить к наземным военным действиям, а глава йеменского МИДа Рияд Ясин уверяет, что «Буря» продлится не более нескольких недель.
В то же время участники коалиции, поддерживающей йеменского президента Хади, в частности, представитель так называемого совместного командования генерал Ахмед Асири, заявляют, что боевая операция будет продолжаться до достижения поставленной цели - восстановления власти законного правительства.
Здесь нельзя не сделать одного замечания. Абд Раббо Мансур Хади был избран президентом Йемена 21 февраля 2012 года на двухлетний переходный период. В январе 2014-го президентские полномочия Хади были продлены на год. Сейчас заканчивается март. Таким образом, срок полномочий Хади истек. Но такое ничуть не мешает союзникам по «Буре решимости» и поддерживающим их странам Запада - США, Великобритании и Франции - считать его легитимным представителем власти. При том тот же самый Запад не считал таковым злосчастного и малодушного Виктора Януковича, хотя ему до окончания каденции оставалось более года. Поэтому военная коалиция поддерживает в Йемене правительство, законность которого весьма и весьма сомнительна.
А создавалась она определенно с ведома Вашингтона. Посол Саудии в США Адель бен Ахмед аль-Джубейр, ранее первым заявивший о начале военных действий в Йемене, отметил: «Мы… обсуждали вопрос с США в течение многих месяцев, когда подошло время, мы обговорили его более подробно… Таким образом, США имели представление о том, что мы планируем, и мы поддерживали тесную координацию и проводили консультации с Белым домом».
Но тут вопрос о двойных стандартах по отношению к своим и к чужим. Кроме того, важно то, что одними авианалетами и маневрами боевых кораблей цель, поставленная действующей в Йемене коалицией, достигнута быть не может. Без массированной наземной операции не обойтись.
Но страны Запада посылать своих солдат в Йемен не намерены.
Правительство Пакистана, одобрившее войну с повстанцами-хоуситами, не принимало какого-либо конкретного решения об участии в ней.
Турция придавать свои сухопутные войска коалиции, воюющей в Йемене, тоже не собирается.
Партнеры Саудии по ССАГПЗ - Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива - ОАЭ, Кувейт, Катар и Бахрейн значительным контингентом наземных сил не располагают, равно как и Оман, который участия в антихоуситском союзе не принимает вовсе.
Марокко ограничивается посылкой нескольких самолетов.
Иордания, имеющая - по меркам Ближнего Востока - весьма неплохую, но сравнительно немногочисленную армию, не может послать в Йемен значительный контингент. Обстановка в стране чревата внутренним взрывом, а на сирийской и иракской границе ей угрожают отряды «Исламского государства».
Большими сухопутными силами располагает Египет. В финансовом плане он очень сильно зависит от помощи Саудии, ОАЭ и Кувейта. Также Египет имеет давние традиции военных действий в Йемене. Так, египетские войска пять лет участвовали в гражданской войне в Йеменской Арабской Республике, длившейся с 1962-го по 1970 год. Каиру надо отрабатывать кредиты и пожертвования, предоставленные Эр-Риядом, Абу-Даби и Эль-Кувейтом. Поэтому он уже сейчас предоставил антихоуситской коалиции не только боевую авиацию, но и ВМФ.
Однако масштабы возможного участия наземных войск Египта в «Буре решимости» ограничены. Обстановка в стране далека от стабильности, и армия Каиру нужна прежде всего именно у себя дома. Кроме того, он уже давно де-факто ведет войну с исламскими фундаменталистами на Синайском полуострове. И завершения ее пока что не видно.
Поэтому основную тяжесть сухопутной операции - если до нее дойдет - придется нести Саудии.
Ее войска с повстанцами-хоуситами дело уже имели.
Осенью 2009 года хоуситы вошли в считающийся спорным пограничный район Джебель ад-Духани. Разбив йеменские правительственные войска, они уже на саудовской территории нанесли большой ущерб в живой силе и технике саудовской армии.
Эр-Рияд решил проучить мятежников и развернул широкомасштабное наступление на нескольких фронтах с использованием реактивной авиации, танков, ракет, артиллерии и вертолетов «Апач».
Наступление на район Джебель ар-Рамайя закончилось, по неофициальным данным, потерей 50 саудовских джипов. Несколько десятков солдат были убиты и захвачены в плен. После чего наземные части саудитов стали избегать боеконтакта с повстанцами. Саудовская авиация за две январских недели совершила около 2 тыс. самолетовылетов. Хоуситы сообщили о том, что сбили два саудовских самолета.
По официальным данным Эр-Рияда, с начала боев 5 ноября число погибших составило 133 человека, 470 ранены, шестеро пропали без вести, порядка ста угодили в плен.
Причем шииты удержали почти все горные позиции, включая Джебель ад-Духани. Иордания, чей спецназ считается на Ближнем Востоке одним из лучших и составляет основу вооруженных сил Хашимитского Королевства, прислала на помощь Саудии 2 тыс. элитных спецназовцев. Они-то и попытались выбить хоуситов из района Джебель ад-Духан, но лишь понесли потери убитыми и ранеными.
И если раньше хоуситы сражались, не имея союзников, то сейчас таковыми являются сторонники отставного президента Салеха. А они - силовики, представляющие лучшую, наиболее подготовленную и боеспособную часть йеменской армии.
Кроме того, хоуситов на фоне иностранного вмешательства в той или иной форме поддержали политические противники - Йеменская насеристско-юнионистская партия, исламисты из партии «Аль-Ислах» и коалиция южан «Аль-Харрак аль-джануби», а в третьем по величине городе страны Таизе прошла демонстрация, участники которой осудили бомбардировки городов Йемена.
Поэтому перспективы наземной операции антихоуситской коалиции радужными не представляются. Достижение ею декларированных целей видится довольно маловероятным сценарием.
Вполне возможно, что саудовская армия, столкнувшись с хоуситами на земле, поведет себя примерно так же, как иракская армия повела себя в Мосуле при нападении на нее боевиков ИГ в июне 2014 года. Тем более что наставники и иракцев, и саудитов - американцы - уже бежали из Йемена, бросив там, как все в том же Мосуле, оружия и снаряжения на сотни миллионов долларов, а также секретную документацию ЦРУ.
«Буря решимости» и ее последствия
Автор(ы):
Станислав Хатунцев, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России исторического факультета Воронежского госуниверситета, политолог, «Известия»