Никель и Гитлер

Никель и Гитлер
15 Сентября 2013

 

Второй поэтический слэм в Воронеже, пожалуй, зажег несколько новых звезд на местном литературном небе и принес несколько открытий. Как выяснилось, молодые воронежские поэты научились откликаться на злобу дня - в их стихах постоянно упоминаются никель, Сталин, геи и даже клуб «Альма де Куба», прославившийся после того, как в сети распространилось видео с обнаженной девушкой, пляшущей на стойке. Еще молодые поэты научились пользоваться обсценной лексикой - очень редко и чаще всего уместно. Собственно, вот в чем и состоит идея слэма - сделать поэзию ближе к жизни и, если так можно выразиться, к народу.

Мне доводилось слышать, что форма слэма порочна во всех отношениях. Во-первых, он проводится в баре, где посетители пьют и курят. Во-вторых, судьями выступают сами слушатели, причем выбранные в случайном порядке. Да, не детский утренник и не университетская кафедра, здесь к искусству относятся без священного трепета. Да, судят не мэтры и профессора. И именно перечисленное - хорошо. Одни из самых ненавидимых мною людей - те самые «мэтры» на поэтических и бардовских фестивалях, которые относятся к молодому автору как патологоанатом к своим пациентам. Или даже как гурманы-каннибалы. Долго пережевывают, вдумчиво шевелят губами и после долгой паузы изрекают: «Ну, наверное, такое искусство имеет право на существование». Именно из-за них наша литературная жизнь была уныла, как Дни поэзии в Воронежском госуниверситете.

Андрей Родионов, ведущий слэмов, будучи звездой национальной поэтической премьер-лиги (мое оценочное суждение), прав на существование не раздает. Он раздает карточки для голосования нескольким случайным людям из зала. И задача участника - понравиться  случайному человеку. Что требует и задеть его за живое своими текстами, и поразить манерой исполнения.
 
Кстати, никакого предварительного отбора участники слэма не проходили: кто первый подал заявку - того и тапки. Количество участников было ограничено только временем - даже при трехминутном лимите на выступление выслушать 15 поэтов подряд - довольно долго и утомительно. Но, по моей оценке, средний уровень оказался относительно высок. Девочек-лютиков, страдающих от одиночества, и юных бунтарей без причины оказалось совсем мало. У каждого (за редким исключением) выступавшего была своя мысль, свой взгляд, свое содержание. И даже если про кого-либо автора трудно было сразу сказать, талантлив ли он, то все равно было понятно, что он как минимум умен.

Рассказать о 15 поэтах будет дольше, чем выслушать их, поэтому ограничусь несколькими яркими впечатлениями с долгого и очень насыщенного вечера. К слову, едва ли не каждый участник пришел со своей группой поддержки, судя по тому, как перемещался эпицентр аплодисментов по залу. Но в целом публика реагировала очень бурно и не только на «своих». Атмосфера напоминала скорее о боксерском матче, чем о поэтическом вечере.

Довольно известный (насколько может быть известным поэт в провинции) Родион Прилепин поделился своими, очевидно, свежими экспериментами. Раньше Родион был известен тем, что фантастическим образом сочетал современную жесткую форму с содержанием «тихого лирика». Под его вызывающими верлибрами всегда таилась любовь к ржаному колосу, березке и честной девушке, за что его и любят, в частности, в журнале «Подъем», зажатым духовными скрепами по самую обложку. Дескать, «хулиган, но тянется к культуре». Однако за последнее время стихи Прилепина сильно изменились в обоих отношениях - структура стала более сложной, образы неожиданными, а что касается тем, то видно, что автор в поиске. Но вечером в «Ста ручьях» его просто не поняли. К тому же из своих свежих опусов он выбрал не самые удачные. Особенно балладу о путешествии вместе с парой геев. В результате получил заурядное число голосов, «где-то посередине».

У Елены Дудукиной (а после слэма она триумфально выступила в спектакле «Двенадцать») основных стихотворных темы две - секс и права человека. Последние несколько шероховаты, а может, мы просто не привыкли к современной гражданской лирике. Елена рассказывает о «болотном деле», о пытках в полиции, о неосталинистах и неонацистах, в ее стихах упоминаются Людмила Алексеева и Александр Есенин-Вольпин. Я полагаю, интересоваться проблемами общества и знать имена его героев - нормально и полезно для любого человека, и хорошо, что теперь появился новый, поэтический канал. Что касается любовной лирики Дудукиной, то лично меня она, пожалуй, даже смущает. Как будто говорит о том, о чем другие стесняются. Елене удалось произвести впечатление на зал и судей, но в финал она не прошла. Очень характерный пример расхождения мнения мэтров и народного: Андрей Родионов пригласил Дудукину для участие в спектакле «Политеатра», а жюри слэма не пустило на второй тур. Такой он, вокс попули.

Поэт Алексей Рубан, в предшествующие акции дни нахально перетягивавший одеяло на себя (в социальных сетях распространялась реклама «Поэтический слэм с Алексеем Рубаном», о чем организаторов даже не уведомили), оказался действительно неплохим автором и сильным исполнителем. Его лирический герой понятен и, вероятно, многим близок. Основной движущий мотив его творчества - ненависть к «развратным» женщинам, которые, судя по всему, дают всем, кроме лирического героя Алексея. Он может бесконечно описывать их внешность и похождения: подробно, умело и зло. Учитывая, что сам Рубан внешне похож на Киберстранника из «Шапито-шоу» (толстый неуклюжий очкарик), картина просто великолепна в своей законченности. Поэтому в число финалистов Алексей Рубан вошел вполне заслужено и имел неплохие шансы на победу.

Лучше, чем я ожидал, выступила Наталья Косякина, финалистка состоявшегося минувшим летом «Культпохода-2013». Как выяснилось, она неплохо держится на сцене перед переполненным и не вполне трезвым залом, очень артистично читает. То, что ее стихи интересны, я знал и ранее, но «Магазин», например, услышал в первый раз и был весьма впечатлен. Мне казалось: чтобы написать такую вещь, надо быть вдвое старше Натальи и иметь соответствующий жизненный опыт. А вот - проинтуичила. Мои аплодисменты и заслуженное второе место в финале.

А победителем стал (и снова - на мой взгляд, заслуженно) участник, представившийся как Эрнесто Заткнитесь. Импозантная внешность, сильный, но мягкий баритон, уверенность на сцене и артистизм. А главное - очень сильные тексты. И очень привлекательное мироощущение в стихах - в меру открытое, в меру чувствительное, в меру ироничное. Теперь Эрнесто поедет на всероссийский поэтический слэм, который состоится, предположительно, в Перми. А для тех, кто не попал на вечер в «Сто ручьев», есть близкая возможность познакомится с победителем воронежского турнира молодых поэтов и его творчеством. 29 сентября Эрнесто Заткнитесь будет читать свои стихи в книжном клубе «Петровский».

Леонид Диденко    

«36on»

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~YnVc0


Люди, раскачивайте лодку!!!