Дурак на рынке религиозных услуг

Дурак на рынке религиозных услуг
26 Августа 2013

 

Одного известного публициста, приверженца весьма экзотической для России религии (но все же монотеизма) на его странице в социальной сети спросили: а зачем вообще придерживаться какого-либо вероисповедания? «Просто делай себе добрые дела и не делай злых и все!»

 

Публицист ответил: «В общем-то, вы недалеки от истины. Но вот вопрос - в самом ли деле просто «просто делать доброе и не делать злого»? Нет. Практика показывает, что попытки «просто делать доброе и не делать злое» почему-то в большинстве случаев проваливаются. Например, человеку очень трудно удержать себя от злых помыслов, которые закономерно приводят к злым поступкам. А религия дает человеку в руки определенные инструменты борьбы с такими помыслами, а «просто делание доброго» - увы, не дает».

 

Отметим, что самому автору столь замечательного ответа его собственная религия доставляет немало неудобств. Непросто заниматься публичной деятельностью, добиваться доверия людей, если придерживаешься странных, с их точки зрения, воззрений и обрядов.

 

Я с некоторых пор сталкиваюсь с противоположной проблемой - люди смотрят на тебя косо, если ты не придерживаешься определенных воззрений и обрядов, которые мне кажутся чуждыми и странными. При том, что я совершенно согласен с автором приведенной цитаты: религии помогают своим приверженцам придерживаться доброго и воздерживаться от дурного. Не очень хорошо помогают, но, увы, у всего, что делают люди, невысокое КПД.

 

По моему сугубо частному мнению, в современном обществе религиозная организация  стоит в одном ряду со школой психотренингов или клубом любителей йоги. Собираются люди и с помощью физических и психических тренировок, групповых и индивидуальных,  пытаются стать лучше. В каждой школе есть тренеры, разработанная система упражнений, теоретическая база. Есть старые, уважаемые фирмы с репутацией, есть много жуликов и фриков, искренне или из корысти называющие себя истинными учителями истины. Как почти в любом деле. У меня нет личных причин предпочесть одно другому. Там, где я вырос, религия была не в ходу, хотя дети и молились белокурому ангелочку Володе Ульянову.

 

Если смотреть со стороны, какая из старых фирм лучше, - понять непросто, если вообще возможно. У каждой есть чемпионы, поражающие внутренней силой, выдержкой, мужеством и прочими лучезарными качествами. И на много порядков большее число адептов, которые делают своей школе сомнительную рекламу уже тем, что демонстрируют свою к ней принадлежность.

 

Возьмем самый популярный в нашей местности клуб с тысячелетней историей. В нем занималось в разные годы и века множество выдающихся людей, гениев и героев. Правда, тогда в секцию записывали на автомате, сразу по рождению, поэтому сказать, насколько им помогли занятия, тоже непросто. Я слышал о многих других гениях и героях, которые в той школе не учились.

 

Многие мои знакомые, желающие держать натянутыми и должным образом настроенными душевные струны, ходят в клуб - а некоторые там даже работают. Результаты, как и следовало ожидать, разные. Несколько относительно молодых тренеров, с которыми я не то, чтобы дружу, но к ним испытываю симпатию и по возможности охотно общаюсь, производят сильное впечатление: интеллектуалы, работяги, разумные и терпимые люди, отличные собеседники. Их жизни можно позавидовать, во всяком случае, есть глубоко в нее не влезать. У них отличные семьи, очевидно полезная работа, они много помогают ближним и смотрят на мир с миролюбивой уверенностью и добрым юмором. Но сделал их такими клуб, университет или удачные гены и хорошие родители?

 

Другой мой приятель, прошедший довольно обычной дорожкой - из неформала-рокера в усердные прихожане, за много лет нашего знакомства, пожалуй, не изменился. Он и рокером был такой же: спокойный, добрый, отзывчивый, несколько разгильдяистый и ленивый. Еще один знакомый, очень хороший поэт, время от времени приземляется в местный психдиспансер. «Если бы не вера, - я бы вообще не выжил», - утверждает он. Вот ему явно не повезло с генами. Но что его пока удерживает на грани - вера или таблетки?

 

Время от время кто-то из знакомых пытается приохотить меня к занятиям в своем клубе. Друзья у меня разные, и, как интеллигентов и бывших неформалов, их часто тянет на экзотику: кого в «Алмазную колесницу», кого в новоапостольцы. Евреям хорошо - не нужно мучиться выбором, их лежит-дожидается приятное учение, по которому они уже соль Земли и любимцы Бога. К счастью, они не проповедуют. Другие бывают утомительны в своем стремлении подвергнуть меня добру.

 

- Я не верю в вашу доктрину, - говорю я щедрым и заботливым людям, - она полна взаимоисключающих параграфов.

 

- Неудивительно. Ты же не прошел очистки, у тебя затемненный ум и грешное сердце, - отвечают они. - Ну и гордыня, само собой. Как ты надеешься своим несовершенным умом понять доктрину?! К ней нужно подходить со смирением и надеждой.

 

- Ага, а если я начну 108 раз на дню молиться Невидимому Макаронному Монстру, то через некоторое время при должном усердии он станет для меня такой реальностью, что реальнее не бывает. Психологические механизмы неплохо изучены и описаны.

 

Люди мы вежливые и спокойные, поэтому до взаимной уринотерапии доходит редко. Я все-таки знаком более чем с одной доктриной, и каждая из известных имеет какие-либо важные детали, которые режут глаз. Пожалуй, у меня нет претензий только к недвойственной веданте, наверное, потому, что я плохо с ней знаком. 

 

Но главное, что раздражает практически во всех религиозных организациях - претензии на эксклюзивность. Каждый знает, как устроен мир и как нужно жить, но также знает, что все остальные позорным образом заблуждаются. Ребята, а нельзя так: одни ездят на велосипедах, другие - жмут штангу, третьи - прыгают на батуте, и никто никого не дразнит, не обличает, а тем более стенкой на стенку не идет? Я, собственно, потому и не примкнул ни к одной из религий, что нужно будет уверовать в первую очередь в ее эксклюзивность, с чем мой разум ну никак не соглашается.

 

Я с большим уважением отношусь к тем, кто по доброй воле может придерживаться какой-либо дисциплины, физической или психологической. У вас внутри клуба могут быть какие угодно упражнения, запреты, отношения. Все, кроме расчлененки и педофилии. Если вам положено называть наставника «святейшеством» или «буддой», целовать ему руку или терпеть удары палкой (опять же - без увечий), отказаться от каких-либо продуктов, отбивать тысячи поклонов или завязывать себя в асаны - дело ваше. Вы так тренируетесь.

 

Я готов время от времени выслушивать пассажи, что тренироваться хорошо, а не заниматься спортом - плохо и вредно. Только не нужно говорить, что велосипед лучше батута, и все, кто на батуте, непременно переломают себе ноги и шеи. А уж тем более пытаться запрещать другие виды спорта как опасные и аморальные. И не надо демонстративно гордиться своей правильной принадлежностью: по-моему, гордиться вообще ни в одной религиозной школе не учат, а, напротив, всячески запрещают.

 

Леонид Диденко
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~pgbBB


Люди, раскачивайте лодку!!!