Заступник земли Русской. К 800-летию со дня рождения Александра Невского

Заступник земли Русской. К 800-летию со дня рождения Александра Невского
21 Октября 2020

В 2021 году Российской Федерации предстоит отметить 800-летие со дня рождения выдающегося военачальника и политического деятеля русской истории - князя Александра Невского. В соответствии с указом президента создан Организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию юбилея.

Фигура князя Александра Невского - одна из важнейших опорных точек национального самосознания России, способствующих укреплению единства и консолидации общества. Память о деятельности и подвигах князя - неотъемлемая часть культурного и военно-исторического наследия России.

В условиях постоянно нарастающей международной напряженности, информационной агрессии и санкционного давления на РФ со стороны стран коллективного Запада актуальность популяризации и широкого освещения деятельности Александра Невского сложно переоценить.

Между задачами, решавшимися Александром Невским, и проблемами, стоящими перед современной Россией, обнаруживаются прямые параллели. Как и 800 лет назад, Российское государство вынуждено отвечать на вызовы навязываемых извне ценностных установок, укреплять моральный дух, патриотизм, военно-политическое влияние, государственность.

Геополитический и цивилизационный выбор самостоятельного развития

В XIII веке Русь столкнулась с двумя угрозами: с северо-запада на псковские и новгородские земли вторглись рыцари Тевтонского и Ливонского орденов, с востока страна подверглась разгрому полчищ кочевников. Поход рыцарей-крестоносцев на Русь в 1240-1242 годах проводился с целью подчинения Пскова и Новгорода Римской католической церкви.

Князь Александр Ярославич Невский (1221-1263) - знаковая фигура российской истории, полководец, возглавлявший русские войска и отстоявший северо-западные территории от захвата шведами и немцами в критический период отечественной истории, когда страна была разорена Батыевым нашествием и, казалось, навеки утратила самостоятельность.

Имя Невский князь Александр получил после разгрома войск шведов на реке Неве в 1240 году, принесшего князю заслуженную славу, поскольку победа оказалась неожиданной как для его врагов, знавших о бедственном положении Руси после недавнего нашествия Золотой Орды, так и для многих пессимистически настроенных соотечественников.

Большинство российских исследователей сходятся во мнении, что шведская агрессия в 1240-м была частью скоординированного Папским Престолом наступления на Восток. Организация крестовых походов в восточном направлении была важной частью деятельности папы Григория IX, неустанно призывавшего католических правителей к завоеванию земель язычников и фактически приравнивавшихся к ним православных. Поэтому уместно вспомнить, как в 1204 году, в ходе Четвертого крестового похода, вместо запланированного отвоевания Святой земли была захвачена столица православной Византийской империи - Константинополь (знаменитый Царьград русских летописей). На завоеванных византийских землях было основано государство крестоносцев - просуществовавшая более 50 лет Латинская империя. Ворвавшись в православный Константинополь, крестоносцы подвергли город разграблению. Пострадал, в том числе, знаменитый храм Святой Софии. В Западную Европу были вывезены многочисленные реликвии и произведения искусства, которые до сих пор можно обнаружить в церквях, монастырях и музеях по всей Европе.

В массовом сознании крестовые походы ассоциируются с завоеванием Святой земли. Немногие специалисты помнят о крестовых походах против альбигойских еретиков и мусульман Испании. Более того, как правило, упускается из виду тот факт, что территория Восточной и Северной Европы становилась полем вооруженной католической экспансии.

Знамя веры, религиозной борьбы на протяжении столетий поднималось для укрепления военно-политических амбиций Папского Престола. Объявление крестовых походов либо отлучение от церкви неугодных правителей являлись важными средствами в арсенале римских понтификов. Например, папа Римский Александр II поддержал претензии нормандского герцога Вильгельма Завоевателя на английский престол, отлучив от церкви англосаксонского правителя Гарольда II Годвинсона и благословив вторжение в Англию, тем самым придав ему характер священной войны.

Крестовые походы, как и другие примеры внешней экспансии, говорят о том, что выбор западного вектора означал бы утрату самостоятельности и самобытности России.

Некоторые западные трактовки

В то же время со стороны западных историков закономерно наблюдается тенденция преуменьшать значение Невской битвы и победы Александра Невского на Чудском озере. Так, современный британский историк Д. Николь объясняет победы русского князя численным превосходством и другими, неподтвержденными обстоятельствами. Однако все подобные размышления имеют незначительную объективную ценность, так как, с точки зрения оценки долгосрочных последствий военно-политической деятельности Александра Невского, важны не тактические средства, а стратегические и геополитические результаты его побед. А результаты сложно подвергать сомнению, так как успехи политики князя надолго отбили охоту у западных агрессоров ввязываться в авантюры на русских землях.

Западные государства во главе с римским папой решили воспользоваться бедственными для Руси последствиями Батыева нашествия и добиться стратегического преобладания в ключевых пунктах восточно-балтийской торговли - в устье Невы и на Ладоге. Поход шведов совпал с наступлением тевтонско-ливонских рыцарей на псковские земли. Причем часть бояр и бывший псковский князь Ярослав Владимирович поддерживали латинскую партию. У Ярослава были тесные связи с католическими военными орденами, он подолгу жил в Риге, а его родная сестра вышла замуж за брата рижского епископа Альберта. Возглавлял войска рыцарей в походе на псковские земли другой брат епископа Альберта - епископ Дерпта Герман. Сам Ярослав не раз выступал на стороне рыцарей против своих соотечественников, в частности, вместе с немцами он брал русскую крепость Изборск.

Авторитет князя Александра среди народа и рост его политического влияния привели к обострению отношений князя с ориентированным на интересы западного капитала боярством и купечеством, в результате, несмотря на свои военные успехи, князь был вынужден покинуть Новгород.

После вторжения на Русь войск тевтонско-ливонских рыцарей новгородцы были вынуждены просить князя вернуться. Весной 1241 года князь Александр прибыл в Новгород и изгнал захватчиков из русских городов Копорья и Пскова.

5 апреля 1242-го на льду Чудского озера произошла окончившаяся победой русских войск битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища.

Воин-дипломат

Александр Невский проявил себя не только как выдающийся военачальник, но и как прозорливый и мудрый политик-дипломат. В частности, он успешно противостоял попыткам католического Рима включить Русь в западную коалицию против Золотой Орды. Князю удалось дипломатическими методами предотвратить разорительные нашествия кочевников на русские земли и не поддаться на политические провокации Папского Престола.

Война Руси против шведов и тевтонско-ливонских рыцарей носила характер борьбы православного Востока с католическим Западом. Победа Александра Невского на Чудском озере положила конец продвижению крестоносцев на Восток. В 1243 году между Новгородом и Ливонским орденом был заключен мирный договор. Рыцари-крестоносцы отказались от своих завоеваний в русских землях.

Российский историк Г.В. Вернадский считал, что в условиях сложившейся к XIII веке геополитической обстановки зажатости между агрессивным католическим Западом и могущественной Золотой Ордой «Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла».

Политическая прозорливость и глубина стратегического видения Александра Невского заключались в том, что он сумел расставить верные приоритеты своей внешней политики, сделал ставку на разгром захватчиков с Запада и тактическое урегулирование отношений с Востоком. Выбор князя сосредоточить усилия на борьбе с западной угрозой был обусловлен тем фактом, что Золотая Орда претендовала только на материальные богатства, тогда как представители католического Запада желали не только материального, но и духовного порабощения Руси.

Историческое значение князя Александра Невского продолжает сохранять актуальность до тех пор, пока Российское государство представляет собой самостоятельную, суверенную геополитическую величину, особую, уникальную и самобытную православную цивилизацию.

На фоне разногласий, междоусобных столкновений русских князей Александр Невский предстает верным долгу и готовым к самопожертвованию человеком твердых убеждений. Несмотря на сильную внутреннюю оппозицию своей политике, князь смог сделать выбор в пользу интересов Родины.

Коалиция против России и притязания Запада на моральное превосходство

Войско противников князя Александра являлось настоящей международной коалицией Запада против России. Силы крестоносцев состояли из тевтонско-ливонских рыцарей и солдат (кнехтов) Дерптского и других епископств, выходцев из Германии, Дании и Прибалтики.

Римский папа Григорий IX был сторонником расширения практики использования военных религиозных орденов для экспансии католицизма на Восток. Летом 1236 года основные силы рыцарей немецкого ордена меченосцев, основанного в целях распространения католицизма в Прибалтике, были разгромлены литовцами-язычниками. В результате орден прекратил свое существование. 12 мая 1237 года Григорием IX был учрежден новый Ливонский орден, формально считавшийся ответвлением (ландмейстерством) в Ливонии (территория современных Латвии и Эстонии) базировавшегося в Пруссии Тевтонского ордена.

Рига превратилась в центр Рижского епископства и один из главных опорных пунктов католического влияния в Прибалтике. В то время в Ливонию стали прибывать отряды тевтонских рыцарей, в результате чего значительно возросли влияние немцев и агрессивность устремлений католических орденов по отношению к русским землям.

Обеспечив дипломатическими мерами стабильное сосуществование Руси с Золотой Ордой, Александр Невский получил возможность отказаться от союза с католическим Западом, не принял попыток папы римского Иннокентия IV вовлечь страну в орбиту латинского религиозного и политического влияния.

Примечательно, что даже после закончившегося для западных агрессоров сокрушительным поражением Ледового побоища в своих посланиях князю Александру Иннокентий IV сочетал высокомерие и угрозы с призывами к сотрудничеству с Тевтонским орденом и совместной борьбе с Золотой Ордой, а также намекал на то, что в случае принятия князем католичества Папский Престол будет содействовать укреплению его власти над другими князьями Северо-Восточной Руси. Характерно, что самоуверенные западные политики XIII столетия рассматривали князя Александра только в качестве второстепенного союзника, находящегося на рубеже соприкосновения с миром кочевников, заведомо предполагая, что согласие на союз с Римом подразумевает ввод войск католических государств на русские земли.

В дальнейшем католический Рим столь же безуспешно пытался склонить правителей России к преждевременной, но выгодной Западу борьбе с Османской империей. Однако Василий III и Иван IV столь же аргументированно и с таким же достоинством, как и их великий предшественник Александр Невский, отвергали притязания Рима на моральное превосходство и мнимо универсальную легитимность, не соглашались принимать от Запада никаких титулов и посулов.

В эпицентре противоречивых экономических интересов

Важным аспектом политической ситуации рассматриваемого периода истории являлось столкновение на русских землях противоречивых экономических интересов. В Новгороде и Пскове, как и в Бергене, Лондоне, Брюгге и других крупных торговых городах, располагались представительства Ганзейского союза, руководящие круги которого были заинтересованы в обеспечении прозападной внешнеполитической ориентации Руси и сохранении в русских землях раздробленности и междоусобиц.

Ганзейский союз за несколько веков своего существования включал до 160 торговых городов Северо-Западной Европы, фактически монополизировав всю торговлю региона. Причем его костяк составляли города и гильдии Германии. Мощная немецкая колония Ганзейского союза с центром в Риге существовала в Ливонии. Ганзейские купцы в своей экономической и внешней политике опирались на рыцарские ордена и олигархические круги, контролировавшие власть в городах - членах Ганзы, управление которыми благодаря выгодам заморской торговли переходило в руки обладателей крупного капитала.

Ганзейский союз был крупнейшим транснациональным бизнес-сообществом средневековой Европы, аналогом современных транснациональных корпораций. Так что, выступая за самостоятельную политику, Александр Невский бросал вызов не только военно-политическому могуществу католического Запада, но и интересам транснационального капитала, представители которого отличались наднациональным самосознанием, были готовы жертвовать интересами своей страны ради выгод ведения международных торговых операций.

Князь Александр успешно противодействовал попыткам использовать слабость геополитического положения Руси и ее внешнеполитические неудачи. Обеспечив независимость своей внешней политики на Западе, Александр Невский остановил натиск Запада на Восток, обеспечив Руси относительную стабильность северо-западных границ на несколько столетий. Причем князь сумел, несмотря на противодействие политике экспансии католицизма, сохранить связи со странами Западной Европы.

Стойкость Александра Невского в противостоянии политической, религиозной и культурной экспансии Запада нашла поддержку со стороны Русской церкви, получившей от Орды значительные льготы, так как ее правители, в отличие от католического Запада, не претендовали на какое-либо идеологическое и культурное доминирование в подвластных странах. Русская церковь в сложившихся условиях стала моральной опорой и важнейшим социально-политическим, духовно-нравственным и культурным институтом в будущей борьбе за полное освобождение русских земель.

Верный стратегический выбор

Критики политики Александра Невского предполагают, что существовала альтернатива западного вектора дальнейшего развития России, однако вся последующая история страны опровергает их предположение. Более того, в рамках ордынской зависимости сформировалось единство русских земель. Вот как описывал влияние Орды В.О. Ключевский: «Ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали в порядок, там действовавший. Да и трудно было вникнуть в него, потому что в отношениях между тамошними князьями нельзя было усмотреть никакого порядка. <...> Если бы они были предоставлены вполне самим себе, они разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья. <...> Власть хана давала хотя призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам русских князей. <...> Власть хана была грубым татарским ножом, разрезавшим узлы, в какие умели потомки Всеволода III запутывать дела своей земли».

Авторитетные западные историки разделяют сложившуюся в российской исторической науке точку зрения о стратегической правильности избранной Александром Невским политической линии. Так, выдающийся представитель цивилизационного подхода к истории британский историк А. Тойнби считал найденный русскими ответ на «вызовы и давление кочевников оригинальным и созидательным».

Авторы фундаментального труда «Эпоха крестовых походов», вышедшего под редакцией французских историков Э. Лависса и А. Рамбо, отмечают: «Борьба... была слишком неравна, и всякая преждевременная попытка свергнуть иго навлекала на страну новые бедствия. Нужно было меньше мужества, чтобы вызвать врагов на открытый бой, чем чтобы отправиться в их столицу, отдаться в их руки и тем приобрести их расположение; не один князь сложил голову в Сарае. Александр Невский «своими победами над западными народами доставил России... славу и спас ее от отчаяния в минуту самого страшного материального и духовного разгрома, который когда-либо постигал европейское государство». <...> Смирением и покорностью перед ханом Александр покупал мир и безопасность. Подобно ему и его преемники подчинялись обстоятельствам; они были терпеливы, потому что верили в будущее; они были осторожны, потому что понимали, что неблагоразумный поступок может надолго отсрочить освобождение... и медленно подготавливали те средства, которые должны были дать их преемникам возможность свергнуть ненавистное иго».

Поездки в Золотую Орду носили характер актов гражданского мужества: «Отправляясь в Орду для взноса дани или для переговоров, князь предварительно составлял свое завещание. Он объявлял, что едет искать милостей для своего народа, рискуя жизнью, и что готов принять смерть за своих подданных». Для Александра Невского поездки в Орду должны были быть совершенно особенным испытанием, так как имелись основания предполагать, что там в 1246 году был отравлен отец князя Ярослав Всеволодович.

Символическая фигура российской истории и культуры

На каждом важном повороте судеб Российского государства в памяти людей возникал образ Александра Невского, деятельность которого переосмысливалась в свете новых трудностей и задач государственного и национального строительства, давала потомкам образец для подражания, служила источником вдохновения и моральной опорой в преодолении трудностей и невзгод. Слова князя «Нас немного, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде!» на века стали девизом русского народа.

Огромное морально-политическое значение фигуры Александра Невского проявилось в том, что практически сразу после смерти князь стал восприниматься как небесный заступник Руси, появились и переписывались его жития. Официальная же канонизация Александра Невского произошла в 1547 году, во время Церковного собора, созванного митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, который, так же как и князь Александр, вел войну со шведами, датчанами и иными силами коллективного Запада в многолетней Ливонской войне.

Примечательно, что и первый российский император видел в Александре Невском своего великого предшественника, человека, решавшего преемственные стратегические задачи государственного развития России, положившего успешное начало борьбе со шведами. Именно Александра Невского избрал Петр I в качестве небесного покровителя заложенной на реке Неве новой столицы - Санкт-Петербурга.

В 1710 году царь Петр лично выбрал место для возведения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского, который впоследствии стал знаменитой Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой. 30 августа 1724-го в монастырь были торжественно перенесены мощи Александра Невского. Причем дата события была не менее символична: 30 августа 1721 года был подписан победоносный для России Ништадтский мир со Швецией, завершивший многолетнюю Северную войну. В календарь Русской церкви был введен новый праздник - День перенесения мощей благоверного князя Александра Невского, объединивший в себе не только событие религиозного порядка, но и геополитический триумф России на западных рубежах, венчавший многовековую борьбу за духовную и политическую самостоятельность, самобытность и суверенитет Российского государства.

Продолжая славные традиции Петра Великого, 21 мая 1725 года Екатерина I учредила в Российской империи орден Святого Александра Невского.

Приведенные примеры показывают, что при первых русских императорах почитание князя Александра приобрело не только религиозный, но и государственный характер, Александр Невский стал одним из первых официальных небесных покровителей империи Романовых. Если ранее Александра Невского почитали как князя-инока и чудотворца, соответственно, и на иконах изображая в иноческих одеждах, то с 1724 года регламентировалось представлять святого в княжеском облачении.

Русская церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского дважды в году - 12 сентября и 6 декабря по новому стилю, объединив таким образом две традиции почитания Александра Невского - допетровскую и новую имперскую.

Преемственность политической и государственной традиции от Александра Невского прослеживается в дальнейшей истории России: трое правителей империи Романовых носили имя Александр.

Однако и после 1917 года фигура Александра Невского не утратила своего значения, хотя несколько изменились акценты в восприятии его деятельности. Для советских вождей князь был интересен прежде всего как победоносный воин-защитник.

Закономерно, что фильм 1938 года о победе Александра Невского на Чудском озере считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к картине написал Сергей Прокофьев, авторству которого принадлежит кантата 1939-го «Александр Невский». Немногим ранее, в 1937 году, Константином Симоновым была написана поэма «Ледовое побоище». В преддверии Великой Отечественной войны рост интереса к личности Александра Невского в художественных произведениях оказался грозовым предзнаменованием, предчувствием грядущих событий.

Во время войны, в 1942 году, выходцем из семьи потомственных иконописцев Павлом Кориным был создан триптих «Александр Невский», на центральном полотне которого изображена монументальная фигура опирающегося на меч князя с реющим над его головой стягом Спас Ярое Око - иконой, веками вдохновлявшей русские войска на ратные подвиги. 29 июля 1942-го в честь князя был учрежден одноименный советский военный орден.

***

В наши дни, в эпоху развития сетевых медиа и навязывания странами Запада ценностных установок общества потребления и либертарианского социального эгоизма, как никогда актуальны обращение к этическому наследию исконных духовных ценностей российского общества, сохранение исторического и культурного наследия предков, ценностей самоотверженного патриотического служения общему благу и родной стране.

Эпоха Александра Невского представляет собой наглядную иллюстрацию сложной, самостоятельной и самобытной российской цивилизации, особого культурно-исторического типа общества, успешно отстаивающего свое уникальное место в мире. 

Деятельность князя служит утверждению национального самосознания, культурной идентичности и самобытности России, живущая в веках память о нем позволяет поддерживать преемственные связи российской истории и культуры.

Как и столетия назад, Российскому государству приходится отстаивать свой суверенитет, защищать свои национальные интересы, укреплять собственные исторически сложившиеся традиционные ценности. В XXI веке борьба за души, мировоззрение, самосознание, идентичность людей приобрела особенно изощренный характер. В сложившихся условиях как никогда важно помнить и изучать блестящие примеры моральной стойкости выдающихся деятелей и героев истории России.

В духовно-нравственном измерении личность Александра Невского отражает многогранный духовный мир средневековой Руси. В жизни князя переплелись война и политика, дипломатия и религия, однако, несмотря на сложность личности и эпохи, в народной памяти запечатлелся образ воина-праведника, благоверного князя, понимавшего свое общественное положение как служение Богу и Отечеству.

Страна живет, пока сохраняется память о подвигах предков, продолжаются и развиваются традиции и преемственные связи. Память о великих деятелях отечественной истории, сбережение исторических традиций - важнейшее условие обеспечения информационной безопасности России, сохранения ее ценностного суверенитета, фактор обеспечения государственной национальной безопасности в целом.

Примечательно, что празднование 800-летия со дня рождения князя Александра Невского приходится на следующий год после 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Два события, переходя одно в другое, должны содействовать консолидации общества, наглядно демонстрировать преемственность российской истории, вдохновлять на защиту и сохранение государственности и суверенитета страны.

Автор(ы):  Российский институт стратегических исследований
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~0EgeM


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest
Вставай, Иосиф Виссарионович. Они оборзели. Только стрелять!
Имя Цитировать 0


Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы