На службе Богу и России

На службе Богу и России
14 Апреля 2016

К 135-летию протопресвитера Александра Шабашева.

В ноябре 1927 года в статье «Душа России» Иван Сергеевич Шмелев написал: «Воины белой армии, к какому бы слою они не принадлежали, - аристократы ли по рождению, крестьяне, казаки, дворяне, горожане, - истинные сыны России, аристократы духом, ее душа. Что Россия признает и закрепит почетно: впишет славные имена в великую золотую книгу - российской чести». Конечно, нельзя не согласиться с мнением известного русского писателя. Но, на мой взгляд, он не упомянул еще один слой, наверное, самый незаметный, да и малочисленный, без которого белое дело представлялось бы немыслимым. Русское православное военное духовенство, сохранившее традиции, заложенные еще преподобным Сергием игуменом Радонежским и его святыми монахами-войнами Пересветом и Ослябей на поле Куликовом. Духовенство, которое не только в войну, но и после исхода белых армий из России являлось единственной цементирующей силой, объединяющей всех русских людей в изгнании независимо от их политического мировоззрения. Духовенство было той силой, которая давала возможность всем православным людям - выходцам из единой страны - России воспринимать себя одним народом вне зависимости от места проживания вне родины. Одним из таких незаметных патриотов, честно служивших Господу и России, был протоиерей Александр Федорович Шабашев.

Родился Александр Федорович 14 апреля 1881 года в Воронеже в семье священника Федора Шабашева и его супруги Екатерины Шабашевой, в девичестве - Поповой. Будучи ребенком, желая пойти по стопам родителя и стать священником, Александр поступил в Самарскую духовную семинарию, которую окончил в 1903-м. Однако, попав под влияние социалистов и следуя моде того времени - отдавать всего себя служению народу, он по окончанию семинарии выехал в Туркестанский край, где занялся педагогической деятельностью, с 15 июня 1903-го по 1909 год работая учителем народного училища. Оказавшись в кругу людей, равнодушно относящихся к вере, а зачастую и атеистически настроенной молодежи, горящей идеями борьбы с ненавистным им царизмом «за освобождение народа», Александр Федорович решает, что путь, который он избрал, является однобоким и ограниченным. Переехав в 1909-м на Волынь, Шабашев принимает решение посвятить свою жизнь священническому служению. 9 марта Александр Федорович был рукоположен во диакона, затем год служил протодиаконом в Волынском Владимирском соборе, откуда перешел на службу в ведомство военного духовенства, став 23 апреля 1910 года иереем и одновременно полковым священником Старобельского резервного пехотного полка, с которым встретил Великую или, как говорили в то время, Вторую Отечественную войну, пробыв на фронте с 1914-го по 1918 год.

В годы войны отец Александр был награжден Золотым Наперсным Крестом на Георгиевской ленте. Крест являлся наградой только для лиц духовного звания. Им отмечали священнослужителей, совершивших подвиги при непосредственной опасности для собственной жизни, под огнем неприятеля. Крест мог получить любой священнослужитель вне зависимости от ранее полученных духовных и светских наград. Его невозможно было выслужить, и он не входил в список очередных наград даже в военное время. Он жаловался Государем Императором по согласованию со Святейшим Синодом и выдавался из Кабинета Его Величества. И действительно, полковые священники, люди, казалось бы, самого мирного служения, на полях сражений показывали примеры стойкости и мужества. Они исповедовали и причащали умирающих воинов под взрывами снарядов и свистом пуль, а бывали случаи, что поднимали в атаку солдат после гибели их командира. Как писал главнокомандующий Юго-Западным фронтом генерал Алексей Брусилов, «во время прежних войн и во время нашей последней я видел и слышал о бесконечных героических подвигах духовенства…» Также за личное мужество в боях Александр Шабашев был награжден орденами Святого Владимира третьей степени и Святой Анны второй степени.

Обе революции 1917 года перевернули массовое сознание людей, выразившееся в дезертирстве, неподчинении командирам, убийстве офицеров, а октябрьский захват власти большевиками, разруха и голод толкнули множество людей к исходу на окраины страны, на Дон, Кубань, в Крым или за Урал. Отец Александр выехал в знакомый ему еще до войны Туркестанский край, рассчитывая, что туда революция не доберется. Однако обстоятельства сложились иначе, и как только того потребовала обстановка, он вступил в Добровольческую армию адмирала Александра Колчака, где служил главным священником на Семиреченском фронте, затем управляющим военным духовенством при Верховном Правителе. Имя военного священника отца Александра трижды попадало в рапорты командующего фронтом, он был награжден Георгиевским крестом, а 30 апреля 1919 года возведен в сан протоиерея. После смерти адмирала отец Александр вынужден был отступать вместе с армией на восток, где продолжил свое служение в начале корпусным, а затем и главным священником при штабе генерала Федора Пучкова на Дальневосточном фронте. В 1921 году с остатками армии и вместе с супругой он ушел в Маньчжурию, в Китай, где два года прожил в Харбине, служа настоятелем церкви Благовещения при подворье Пекинской духовной миссии. В 1923-м вместе с матушкой и небольшой группой прихожан отец Александр перебрался в Австралию, надеясь остаться там до тех пор, как и большинство русских эмигрантов, пока не падет власть большевиков в России.

Обосновались они в городе Брисбене, где в то время проживала небольшая русская диаспора таких же беженцев, как и отец протоиерей. В 1925 году усилиями отца Александра был основан Брисбенский приход. Не имея собственного храма, отцу Александру и его небольшому приходу приходилось скитаться по всему городу, временно снимая помещения для совместного богослужения, используя даже небольшой храм англиканской церкви. Лишь в 1926-м общими усилиями отца протоиерея и прихожан удалось скопить необходимую сумму для покупки земли и начала строительства первого православного храма в Брисбене во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. 15 августа того же года храм был освящен. Община отца Александра вела, по сути, нищенское существование. Мировой экономический кризис выбросил на улицу тысячи трудоспособных австралийцев, поэтому найти работу русскому беженцу, чаще всего плохо владеющему английским языком, практически было невозможно. Отец Александр, чтобы прокормить себя и матушку, вынужден был работать грузчиком на мельнице и лишь по субботам и воскресениям проводить церковные службы. Желая остаться в Австралии и натурализоваться, в феврале 1926 года он обращался с письмом к секретарю Home and Territories Department, в ведении которого находились вопросы натурализации. В письме протоиерей сообщал о себе: «Я русский православный священник и уже более двух лет провожу еженедельные службы в Брисбене без какой-либо платы - для того, чтобы освободить новых русских иммигрантов от разлагающего материалистического учения, которое привело к коммунизму. Прежде в моей родной стране я был военным священником и участвовал в Великой войне с немцами, там я был ранен три раза; и теперь, не имея возможности жить спокойно на моей родной земле, я вынужден искать убежища в новой стране, где я мог бы спокойно и мирно жить. Почти три года жизни в Австралии привели меня к мысли стать гражданином вашей дружественной страны, и я надеюсь, что мое величайшее желание не встретит противодействия».

Заявление отца Александра было отклонено по бюрократической причине, согласно которой человек должен был из последних восьми лет пять постоянно проживать в Британской империи, чего у священника еще не было. Во втором прошении, в 1928-м, рассказывая о себе, отец Александр сообщал, что родился он 14 апреля 1881 года в Воронеже. Внешность имел такую: рост пять футов шесть дюймов, волосы коричневые, глаза темные. На протяжении 1920-1923 годов жил в Харбине, приехал в Австралию 16 июля 1923 года на «Танго Мару» и остался в Брисбене. Жена Анна Шабашева (урожденная Зайцева) родилась, согласно заявлению 1926-го, во Владимире, согласно заявлению 1928-го, в Москве, около 1888 года. Лишь после прошения, поданного спустя два года после первого, в декабре 1928-го Шабашев был натурализован, что, впрочем, не означало, что он становился гражданином Австралии. Казалось бы, натурализовавшись, ни что не должно было беспокоить отца протоиерея, но вдруг в 1929 году он принимает решение покинуть Австралию и переехать в США. Спустя 16 лет, в 1945-м, желая получить австралийское гражданство, он так описывал причины своего отъезда: «На протяжении нескольких лет я жил исключительно тяжелым физическим трудом, работая на мельнице. Тяжелая работа так подорвала мое здоровье, что у меня началось сердечное заболевание, от которого я страдаю до сих пор». Австралийская таможенная служба, которая беседовала с ним в связи с его неожиданным выездом вскоре после натурализации, сообщала, что недавно архиепископ Русской Православной Церкви в Нью-Йорке предложил ему место в «русской православной церкви на Пятой Авеню в Нью-Йорке и, поскольку он не получает платы от церкви здесь и не может найти другой работы, кроме работы на мельнице, он считает, что имеет все основания принять предложение». Отец Шабашев подчеркивал, что ни он, ни его жена не хотят покидать Австралию навсегда и надеются вернуться сюда через полтора-два года, если он сможет получать оплату за свою работу.

В США отец Александр стал основателем и настоятелем первой русской церкви в Чикаго, в течение двух лет, с 1930-го по 1932 год, настоятельствовал в Святоотеческой церкви города Нью-Йорка, а затем до 1933-го был настоятелем Свято-Николаевской церкви в Филадельфии. Вернулся отец протоиерей в Европу в 1933 году в Цюрих (Швейцария), где начал служить в только что основанном приходе во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была устроена в подвальном помещении большого дома. Среди прихожан были православные русские, швейцарцы, сербы, румыны и болгары. Настоятелем прихода стал протоиерей Давид Чубов. В том же году отец Александр был переведен в Брюссель, где стал настоятелем храма во имя Воскресения Христова и справлял должность до окончания войны в 1945 году. В Брюсселе уже существовала небольшая Свято-Никольская церковь, но наплыв эмигрантов с начала 1920-х поставил вопрос о необходимости нового храма. К тому же подтолкнули события раскола в рядах Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В 1926 году митрополит Евлогий (Георгиевский) отказался подчиняться решениям Архиерейского Синода РПЦЗ во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) и создал свою Западно-Европейскую епархию. Часть прихожан образовала свой приход в подчинении РПЦЗ с маленьким храмом во имя Воскресения Христова в предместье Брюсселя в доме А.В. и М.А. Гладковых с настоятелем отцом Василием Виноградовым. В 1928 году храм переехал в другое помещение, посещал его и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) во время своей поездки по Бельгии. В 1932-м отец Василий скоропостижно скончался. Храм остался без батюшки, правда, в нем служил ряд священников, но временно, пока в 1933-м настоятелем прихода не стал отец Александр Шабашев. Новый настоятель перевел храм в новое просторное помещение, в котором он обосновался на долгие годы. Благодаря стараниям отца Александра в храме появились новые иконы, богослужебные книги, облачения, утварь. При храме была организована приходская школа, где настоятель учил детей Закону Божьему и русской грамоте.

Служа в тихом, спокойном Брюсселе, отец Александр не смог остаться в стороне от событий, происходивших во второй половине 30-х годов прошлого столетия в Испании. Он стал духовным руководителем добровольческого русского отряда в рядах армии генерала Франко. К тому же необходимо заметить, что отец Александр являлся вторым по старшинству после протопресвитера Георгия Щавельского военным священником русской диаспоры. В годы войны в Испании (1936-1939) в среде русской эмиграции начался призыв добровольцев в отдельную русскую часть с русским уставом и русским командованием для борьбы с республиканцами на стороне генерала Франко. Предполагая большой наплыв русских белоэмигрантов из Европы в Испанию, в апреле 1937 года в штабе генерала было подписано распоряжение о создании отдельной части. Однако количество добровольцев оказалось незначительным, поэтому национальный русский отряд не смог стать отдельной армейской единицей и вошел в состав подразделения Донна Мария де Молина. Ранее русские, прибывавшие в Испанию, рассредоточивались по отдельным ротам, каждая из которых имела собственное наименование. Вновь созданный отряд в составе 72 человек принимал участие в боевых действиях на различных участках Арагонского фронта. Спустя годы митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал: «Когда началась международная борьба в Испании, мне так ясно вспомнилась знакомая картина войны красных с белыми. И когда я видел портреты генерала Франко и его соратников, так все они были похожи на нас: точно деникинцы, врангелевцы, только немного почище одеты». В ходе боев из 72 добровольцев 34 были убиты, многие неоднократно ранены. В связи с окончанием войны 30 июня 1939 года русские добровольцы были официально уволены из рядов испанской национальной армии с присвоением офицерских чинов, денежным довольствием и наградами. В числе 72 добровольцев числились и два священника - игумен отец Никон и отец Александр Шабашев. 

Спустя годы многие участники тех событий вспоминали отца Александра. Особо известен его молебен 9 октября 1938 года в день памяти Святого Иоанна Богослова в Эль-Контадеро на позиции отряда полковника Болтина в престольный праздник Марковского полка. «Праздник мы провели в исключительно торжественной обстановке, - писал в письме Болтин. - Утром отец протопресвитер отслужил обедню, во время которой мы все приобщились и затем служили молебен нашему небесному покровителю. Пел наш хор под управлением К.А. Гончаренко. Устроили временный престол на самой вершине горы. Перед ним, поддерживаемые пирамидами из ружей, гордо развивались наш русский императорский штандарт и испанский национальный флаг. На службе присутствовали все наши соратники испанцы, и, что нас очень тронуло, после молебна все они не только прикладывались ко кресту, но также целовали руку батюшке. Тем самым они как бы отплатили за то внимание и уважение, которое мы проявляем в отношении их духовенства. Возможность начать наш первый отрядный праздник с молитвы доставила нам громадную радость…

…После обедни отец Александр отслужил молебен Святому Иоанну Богослову с провозглашением вечной памяти Государю Императору Николаю II, Царской Семье и всем воинам в России и здесь за Веру, Царя и Отечество живот свой положившим; затем многолетие Российскому Императорскому Дому, христолюбивому воинству и чинам русского отряда в Национальной Испанской Армии…

…Мы все видели счастливое предзнаменование в том, что во время православной церковной службы наш русский - родной - штандарт опирался на ружья русских добровольцев, которые ни на минуту не прекратили Белой борьбы и при первой возможности взялись за ружья, чтобы не на словах, а на деле бороться с врагами нашей Родины. Здесь война приближается к своему победоносному концу. Мы все, здесь находящиеся, глубоко верим, что нанесенный здесь Генералиссимусом Франко тяжелый удар Коминтерну отразится и в России, и дни его власти над ней сочтены!»

Радость от богослужения сменилась перестрелкой.

«Вечером я был на позиции наблюдателем, - писал А. Яремчук. - Рядом со мной уселся священник отец Александр Шабашев, который в бинокль увидел, что со стороны красных к нам движется груженный мул с одним человеком. Оказался перебежчик, автомобилист. Наши долго стреляли по красным, уходя, зажгли кусты и вернулись на позицию в девять часов вечера» .

Здесь необходимо уточнить, что отец Александр в течение всей войны не мог постоянно находиться в Испании. Ему приходилось отлучаться в том числе и в Бельгию, где он оставался не только настоятелем храма, но и с 30 апреля 1934 года был благочинным бельгийских приходов, в 1936-39-х - членом епархиального совета Западно-Европейской епархии РПЦЗ, а с 14 по 24 августа 1938 года отец Александр удостоился чести быть участником Второго Карловацкого Всезаграничного Собора. Среди участников из 13 архиереев, 26 священников и 58 мирян всех епархий РПЦЗ в числе представителей клира числился: «15. Протопресвитеръ Александръ Шабашевъ, Брюссель». В течение десяти дней на Соборе были рассмотрены дела текущие, выпущены два обращения «Послание к русскому народу, в Отечестве страждущему» и «К русской пастве, в рассеянии сущей», полные скорби о соотечественниках как в Отечестве, так и за его пределами. Обращения призывали к сохранению духовных ценностей святой Руси, подготовке к возрождению Великой России и надежде о скором падении власти большевиков.

Но главным делом на многие годы для отца Александра стало участие в строительстве Брюссельского Храма-Памятника «Во имя Святого и Праведного Иова Многострадального, в память Царя-Мученика Николая II и всех русских людей, богоборческой властию в смуте убиенных». Еще 11 октября 1929 года Архиерейский Синод РПЦЗ благословил сооружение храма и обратился ко всем архиереям и настоятелям заграничных приходов с просьбой организовать кружечные сборы средств на его строительство. К РПЦЗ присоединился и Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви. Был назначен специальный Комитет, в задачи которого входил сбор средств и организация строительства храма. В разных странах появились его отделы, а возглавил Комитет протоиерей Василий Виноградов, заместителем которого стал отец Александр Шабашев. Почетными членами Комитета были избраны видные иерархи РПЦЗ во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Строительство храма длилось долго и завершилось лишь в 1950 году, когда 31 декабря состоялось его освящение. Как уже говорилось выше, в октябре 1932-го протоиерей Василий Виноградов скоропостижно скончался, и председателем Комитета по сооружению храма был избран Н.М. Котляревский, его товарищем или заместителем барон В.И. Велио, однако отец Александр остался в составе Комитета. После того как все непременные условия для начала строительства были соблюдены, 2 февраля 1936 года состоялось торжество, связанное с закладкой Храма-Памятника. На торжестве присутствовал представитель Императорского Дома князь Гавриил Константинович, богослужение и закладку совершили почетные члены Комитета: представитель Сербской патриархии митрополит Загребский Досифей, митрополит Анастасий (Грибановский), архиепископ Серафим, епископ Иреней, а также священники члены Комитета, среди которых и протопресвитер Александр Шабашев.

Вторую мировую войну и оккупацию Бельгии отец Александр встретил в Брюсселе и находился в нем до ее окончания. Антуан Нивьер в своем биографическом справочнике, посвященном православным священнослужителям, богословам и церковным деятелям русской эмиграции в Западной и Центральной Европе (1920-1995), указал, что отец Александр был назначен немецкой оккупационной властью администратором Православной Церкви в Бельгии (1940-1944) и в 1945 году покинул страну из страха быть репрессированным за сотрудничество с немецкой властью. Насколько все действительно так и в чем заключалось сотрудничество, неизвестно, однако в «Журнале заседаний Комитета по сооружению Русского православного храма в Брюсселе» за 1943 год в числе присутствующих членов Комитета 28 февраля и 10 мая среди титулованного дворянства и виднейших представителей русской эмиграции числится отец Александр Шабашев. 10 июля 1943-го на заседании № 83 члены Комитета постановили: «Горячо благодарить протопресвитера отца Александра Шабашева за его помощь и содействие по получению пожертвований от некоторых лиц». А вот после окончания войны, когда отца Александра в Бельгии уже не было, отдавая дань его труду и заслугам, на епархиальном съезде в Брюсселе председатель Комитета по постройке Храма-Памятника граф П.Н. Апраксин в своем докладе от 17 октября 1948 года сказал: «Многим обязан Храм-Памятник и отцу протопресвитеру Александру Шабашеву, второму настоятелю нашего прихода: его стараниями получены иконостас, облачения, вся церковная утварь и книги из дворцовой церкви Великой Княгини Екатерины Михайловны; особенно ему обязаны тем, что уже теперь установлены в Храме все памятные доски, так как он уже собрал необходимые средства». За труды по храмостроительству в Брюсселе Архиерейский Синод РПЦЗ наградил отца Александра правом ношения митры, а Строительный комитет и Художественно-техническая комиссия Храма-Памятника сочла необходимым увековечить память ближних родственников отца протоиерея. Теперь на памятных досках храма можно прочесть: «Протоиерей Воронежской епархии о. Николай Федорович Шабашев, умучен большевиками 5 мая 1932 г. в Вологде. Священник Воронежской епархии о. Даниил Васильевич Алферов, жена его Клавдия Федоровна, рожденная Шабашева, сын их Василий. Расстреляны злодеями большевиками 20 сентября 1919 г. в селе Матренки Воронежской губернии».

Сразу после окончания войны отец Александр обратился к британскому консулу с просьбой продлить его паспорт, чтобы, как Шабашев писал в своем письме, он мог вернуться в Австралию, «где он с женой мог бы мирно жить до конца своих дней», причем он предъявил свидетельство о своем лояльном поведении в годы войны, выданное ему бельгийскими властями. Однако британские официальные лица получили от бельгийской полиции «надежную информацию», что во время немецкой оккупации Бельгии священник Шабашев провел мессу за успехи Германской армии. Сам отец Александр утверждал, что он не совершал никаких преступлений против союзников и обвинения ложные.

Не получая ответа от австралийских властей, 4 февраля 1946 года отец Александр Шабашев с женой выехал в Аргентину со специальным паспортом для лиц без гражданства, выданном бельгийскими властями, и продолжал оттуда добиваться возвращения в Австралию. Спустя некоторое время от австралийского министерства иммиграции был получен меморандум, согласно которому «Власти русской церкви в Брисбене сначала не хотели возвращения отца Шабашева в Австралию, заявляя, что его возвращение вызовет раскол в русской церкви. Но в соответствии с инструкциями, полученными ими от главы церкви в Швейцарии, они согласились, что отец Шабашев сможет проводить службы совместно с отцом Антониевым». Отец Антониев сообщал, что доход от церковного прихода позволит отцу Шабашеву и его жене жить вполне сносно. (Что касается отца Антониева, видимо, имеется в виду протоиерей Валентин Антонов, ставший настоятелем Свято-Николаевской церкви в Брисбене после отъезда отца Александра из Австралии в США.) Дорога к возвращению Шабашевых в Австралию, казалось бы, открылась, но австралийские власти не спешили разрешить им въезд в страну. В меморандуме австралийской службы безопасности в министерство иммиграции 12 марта 1946 года отмечалось, что «ввиду того, что о. Шабашев страдает болезнью сердца, и, согласно сообщению консульства [в Бельгии], теперь не владеет английским языком, и что поскольку существует достоверная информация о том, что он попал на заметку бельгийской службы безопасности во время оккупации, мы полагаем, что его возвращение в Австралию будет определенно нежелательным и с точки зрения безопасности, и поскольку он, вполне вероятно, может оказаться обузой для государства». Вскоре поступили новые донесения. Британское посольство в Бельгии на основе сведений от бельгийской службы безопасности сообщало 28 августа 1946 года о том, что в сентябре 1939-го отец Шабашев был членом бельгийской организации белых русских, финансировавшейся немцами, и о том, что Шабашев получил немецкое гражданство во время оккупации Бельгии и активно сотрудничал с немцами. Вскоре после освобождения Бельгии он был даже арестован, но выпущен на свободу вследствие преклонного возраста и состояния здоровья.

Действительно ли отец Александр оказался вовлеченным в сотрудничество с немецкими оккупационными войсками в Бельгии, в такие тонкости британское посольство в Бельгии, получившее на него доносы, не вникало. Однако на основании имеющейся информации австралийские власти незамедлительно приняли решение объявить австралийскую натурализацию отца Шабашева и его жены недействительной; решение было одобрено министром иммиграции 16 декабря 1946 года. Британский консул в Буэнос-Айресе вызвал отца Александра Шабашева и потребовал, чтобы он вернул сертификат о натурализации. Вскоре документ, выгоревший и потертый на сгибах, который отец Александр долгие годы хранил как залог своего возвращения в Австралию, в далекую «дружественную страну», в отличие от своего владельца завершил кругосветное путешествие и был подшит в его досье. Он весь покрыт штампами «аннулируется». Дело отца Шабашева было закрыто.

Отец Александр навсегда остался в Южной Америке, причиной тому стал эпизод из его жизни - быть духовным руководителем добровольческого русского отряда в рядах армии генерала Франко. В Буэнос-Айресе семья Шабашевых прожила два года, в 1948 году отец Александр переехал в Уругвай, где стал настоятелем Воскресенской церкви в Монтевидео (1948-1951), затем заместителем настоятеля Свято-Николаевского собора в Сан-Паулу (25.5.1951-1954), благочинным Сан-Паульского округа и снова настоятелем в церкви в Монтевидео (1954-1956). Необходимо заметить, что стараниями отца протоиерея в Северном Уругвае была открыта Русская Духовная миссия для церковного окормления прибывших туда после окончания Второй мировой войны семей русских беженцев. Из сохранившейся в архиве Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ письма от 13/26 января 1956 года за подписью церковного старосты храма Воскресения Христова А. Белова Секретарю Архиерейского Синода протоиерею Григорию Грабе известно, что, прослужив восемь лет в храме, «отец настоятель протопресвитер Александр после длительной и тяжелой болезни скончался после принятия Святых Даров 17 января 1956 года и после панихиды в русском храме в Монтевидио, на улице Гуавижу 2761, после отпевания 18 января… похоронен на Британском кладбище». Так не стало русского протоиерея, отдавшего 47 лет священнического служения Богу и России. Детей в семье отца Александра не было.

1. Брусилов А.А. Мои воспоминания. Посмертное издание. - М.-Л.: Государственное издательство. Отдел военной литературы, 1929. - 250, схемы 14 с.

2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух веков. - М.: Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. Издательство «Правило веры», 2004. - 848 с.

3. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. - библиографический справочник. Отв. сост. В.М. Шабанов. - М.: Русскiй Мiръ, 2004. - 928 с.

4. Говор Елена. Несбывшееся возращение: материалы к биографии священника Александра Шабашева. Синодик РПЦЗ // сайт «Церковный Архивъ».

5. Маковецкий Аркадий, протоиерей. Белая Церковь: Вдали от атеистического террора. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

6. Мовлева Н.С. Малый православный толковый словарь. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2005. - VIII, 527 с.

7. Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. - М.: Русский путь; Париж: YMСA-Press, 2007. - 576 с.

8. Окороков А.В. Русская эмиграция. Политические, военно-политические и воинские организации 1920-1990 гг. - М.: Авуар Консалтинг, 2003. - 336 с.

9. Синодик РПЦЗ. Протопресвитер Александр Шабашев // сайт «Церковный Архивъ».

10. Храм-Памятник в Брюсселе (Документальная хроника). Сост.: А.М. Хитров, О.Л. Соломина. Под ред. гр. М.Н. Апраксиной. - М.: Паломник - Град Китеж, 2005. - 464 с.

11. Шмелев И.С. Душа России. / Собрание сочинений: В 5 т. Т.7 (доп.). Рассказы. Публицистика. - М.: Русская книга, 1999. - 592 с.

Автор(ы):  Владимир Ряполов
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~nrTAJ


Люди, раскачивайте лодку!!!