Центр политической конъюнктуры: России должна сделать Лукашенко предложение, от которого он не сможет отказаться

Центр политической конъюнктуры: России должна сделать Лукашенко предложение, от которого он не сможет отказаться
21 Августа 2020

Политический кризис, разгоревшийся в Белоруссии после президентских выборов, имеет исключительно внутренние причины. На фоне сравнительно мобильного и образованного общества персоналистский режим Александра Лукашенко давно выглядел как анахронизм. Эрозия его поддержки тоже, судя по всему, происходила длительное время. И не только среди активной части населения.

Низкий уровень поддержки Александра Лукашенко позволяло скрывать полное отсутствие в Белоруссии нормальной социологии и публичной политики. Реакция Лукашенко на эпидемию коронавируса и, по многочисленным свидетельствам, грубая фальсификация итогов голосования на президентских выборах 9 августа оказались триггерами для массовых протестов. Но масштаба неприятия Лукашенко среди белорусских избирателей в России, кажется, не ожидал никто, и у Кремля не было никакого заготовленного плана действий в белорусском политическом кризисе - опять-таки, кстати, как результат отсутствия нормальных исследований и ориентации российской политической элиты на Лукашенко и его окружение.

Белорусский режим жестко блокировал любое внешнее вмешательство и замыкал политические контракты на себя. Поэтому у Кремля по определению не могло быть в Минске ни своей игры, отдельной от Александра Лукашенко, ни запасного кандидата на замену, который мог бы быстро консолидировать правящую группу, не вызвав аллергической реакции общества.

Вопрос о геополитическом выборе Белоруссии не возникнет, если к нему не приведут непродуманные действия внешних игроков, прежде всего России и Евросоюза, а их вмешательство способно сыграть на усиление кризиса. Но вопрос о выборе рано или поздно встанет в демократическом белорусском государстве, если оно возникнет по итогам кризиса. Встанет по объективным причинам: активные связи общества и экономики Белоруссии как с Россией, так и с Европой и неограниченное усиление национальной идентичности. В демократическом государстве идентичность перестанет сдерживаться.

Геополитический выбор Минска носит отложенный характер. А связанные с ним для России риски проявятся по мере формирования представительства разных сил в новой политической системе и их борьбе за власть.

По итогам президентских выборов Лукашенко потерял легитимность, а с ним ее утратила созданная им система власти. Батька не выживет только за счет насилия, цена которого, скорее всего, окажется неприемлемой, чтобы и дальше управлять страной. Среди экспертов популярна точка зрения, что один из сценариев развития событий в Белоруссии - так называемый венесуэльский сценарий: потеря управляемости Белоруссией и наличие нескольких центров власти, признаваемых разными внешними игроками.

Но перспектива превращения Белоруссии в failed state не выгодна прежде всего самой России. Видимость существования государства Лукашенко Москве придется поддерживать из своего кармана. К тому же от неуправляемой страны Москве ничего не добиться. В любых инициативах России белорусское общество увидит попытку сохранить Лукашенко и их отторгнет. А поддерживание отношений с Лукашенко приведет к росту антироссийских настроений. В итоге Россия рискует потерять симпатии белорусов даже без существенного вмешательства во внутренние дела. Наконец, если даже Лукашенко удержится пока у власти, в будущем высок риск более катастрофического и менее управляемого коллапса.

Из-за критической зависимости Белоруссии от позиции России и ее поддержки Кремль - единственный игрок, имеющий рычаги для принуждения Лукашенко действовать в том или ином направлении. У российского руководства есть возможность сделать Александру Лукашенко предложение, от которого он не сможет отказаться. Аналогичных рычагов нет ни у ЕС, ни у Китая. Но, учитывая высокие издержки поддержания существования нелегитимного и уже нестабильного режима в рамках Союзного государства, самый выгодный для Кремля сценарий - активное вмешательство: уговорить Лукашенко уйти в отставку, стать гарантом мирной передачи власти временному правительству (с участием приемлемых фигур) и новых выборов главы государства. Россия перейдет из статуса наблюдателя в роль активного игрока, позволит президенту Владимиру Путину выиграть симпатии белорусского общества, создав сильный задел, чтобы надолго укрепить в Белоруссии пророссийские настроения, и оказывать влияние на персональный состав новой власти (при режиме Александра Лукашенко аналогичной возможности не было).

России выгодно, чтобы Александр Лукашенко ушел в отставку быстрее. Его попытки вывести свой электорат на улицы, провести конституционную реформу и только потом выборы президента и парламента увеличат время существования в Белоруссии недееспособного государства. Но главное - дадут усилиться оппозиции, выдвинуть лидеров и поспособствовать ее радикализации. В конечном счете условия для передачи власти могут в перспективе стать для России менее выгодными. А в сценарии временной передачи нет смысла искать решения в рамках действующей политической системы. Любое решение все равно окажется прецедентным. 

Главой временного правительства может стать любой, неполяризующий и неодиозный член белорусской правящей элиты. А новые президентские выборы должны пройти без участия действующего главы государства. Легитимное наказание за манипуляцию с результатами голосования - люстрация Александра Лукашенко. Что касается организации выборов, то идеи по проведению голосования под контролем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе кажутся единственно разумными. У ОБСЕ есть и независимая репутация, и соответствующий опыт.

Конструктивное и одновременно лидерское поведение, направленное на урегулирование белорусского кризиса, а не его эскалацию, подорвет многие западные стереотипы в отношении угроз, которое может представлять поведение России на постсоветском пространстве и в мире. На территории бывшего СССР речь прежде всего идет о странах с большой долей русского и русскоязычного населения. Лидерское поведение вступит в противоречие с негативными ожиданиями, которые тиражируются в адрес России и уже хотя бы поэтому окажутся для Кремля позитивными. В результате описанный выше сценарий ослабит напряжение между Россией и Западом и откроет возможности для новой повестки и частичного восстановления отношений.

В урегулировании кризиса Россия и Евросоюз имеют шанс внести совместный вклад. Они могут договориться о передачи власти, проведении выборов и обеспечить гарантии, что кампания и голосование пройдут честно. Главный принцип, способный объединить Россию и ЕС, - не тянуть одело на себя, чтобы не усугублять. А вот какие гарантии, пусть и вербальные, могут быть реализованы на практике и повысить доверие между Москвой и Брюсселем. Смена власти в Минске не должна менять геополитическое статус-кво, ставить под вопрос существование Союзного государства и членство Минска в Организации договора коллективной безопасности. А представители ЕС и официальные лица стран-членов ЕС не должны давать сигналов новым белорусским властям о перспективах ассоциации или членства.

Учитывая отложенный геополитический раскол Белоруссии на сторонников России и ЕС, в интересах Кремля - превращение Белоруссии в парламентскую республику и ослабление полномочий президента. Если глава государства сохранит большие полномочия, высоки риски, что каждая кампания по президентским выборам окажется геополитическим противостоянием, а его России надо избежать. Президентская власть вместо объединения страны будет ее раскалывать и актуализировать тлеющие антироссийские сантименты. Нужно максимально снизить цену мандата президента, переведя белорусскую политику в коалиционный формат.

Единственное, что способна потерять Россия с уходом Александра Лукашенко, - чувство уверенности, что новые власти сохранят приверженность Союзному государству и членству в ОДКБ. Но важно провести черту между личностью Лукашенко и политикой - теми результатами, которые были достигнуты в двусторонних отношениях двух стран. В то же время России надо быть готовой к тому, что работа с Белоруссией неизбежно станет более сложным направлением, как и диалог с новыми властями. Как минимум у новой Белоруссии возникнет стремление стать более нейтральным государством. Там давно не было конкурентной политики, нет политических лидеров, которые воплощали бы идеологически полярные позиции.

На первом этапе все белорусские политики какое-то время будут прагматиками и реалистами. Но, учитывая тесные связи белорусов с ЕС, в ее будущей политической системе рано или поздно появятся сторонники изменения геополитической ориентации страны и сближения с Западом. К их явлению нужно относиться как к неизбежности, с которой следует работать. Сам факт появления в легальном поле прозападных сил не должен пугать Россию. Минск имеет критический уровень экономической зависимости от Москвы, а власти придется проводить непопулярные экономические реформы. Поэтому у сохранения статус-кво с Россией найдется значительное число сторонников, как и у Кремля найдется достаточно рычагов влияния. В любом случае процесс формирования представительной системы власти в Белоруссии займет длительное время, и у России есть пространство для маневра, чтобы сохранить в новой Белоруссии прочные позиции.

Старые схемы работы на постсоветском пространстве, ориентированные прежде всего на личности и стабильность дружественных режимов, иногда ценой роста местных антироссийских настроений, себя изжили. России придется выстраивать партнерские отношения с режимами, развитие некоторых из которых идет в противоход развитию внутрироссийской политической ситуации. Но тут больше вопрос умной политики, основанной на интересах, а не экзистенциальных рисков для российской политсистемы.

Автор(ы):  Центр политической конъюнктуры
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~46LIf


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest
У нас всё будет жестче. Будет русский бунт о котором предупреждал Александр Сергеевич. Реформ не ожидается, а так жить дальше нельзя.
Имя Цитировать 0
0
Guest
Путин и Лукашенко между собой соревновались у кого выше процент "любви" народа.
Единственные и последние честные выборы в России были при избрании президентом Ельцина.
Имя Цитировать 0