Не очень страшная месть. Ракетный ответ Ирана Израилю больше стал предупреждением, чем нанёс реальный ущерб

Не очень страшная месть. Ракетный ответ Ирана Израилю больше стал предупреждением, чем нанёс реальный ущерб
15 Апреля 2024

В ночь с 13 на 14 апреля Иран нанёс по Израилю комбинированный ракетно-дроновый удар. Он стал ответом на атаку Цахал на иранское консульство в Дамаске: в результате погибли генералы и старшие офицеры иранской армии, разведки и Корпуса стражей Исламской революции. Детали - у международного и военно-политического обозревателя «Четырёх перьев» Владимира Сапунова.

Две недели мир ждал ответа Тегерана на убийство израильской армией бригадных генералов КСИР Мохаммеда Резы Захеди и Мохаммада Хади Хаджи-Рахими, а также нескольких членов высшего командного звена иранских силовых структур. Ясно было, что ответ Иран дать должен, поскольку на востоке иное бы просто восприняли как слабость. Ждали окончания Рамадана, и когда пост закончился, а мусульмане отметили Ид Аль-Фитр (Уразу Байрам), обратный отсчёт пошёл на часы.

В ночь с 13 на 14 апреля ответ состоялся. Данные обеих сторон позволяют говорить, что комбинированный удар включал в себя не менее 150 беспилотников и примерно столько же крылатых и баллистических ракет и других боеприпасов «земля-земля».

Новое оружие Ирана

Судя по всему, во время атаки применялась гиперзвуковая ракета «Фатх-2», способная развивать скорость около 12 Махов и преодолеть расстояние до Израиля в 1400 километров за 400 секунд. Она была представлена публике в ноябре 2023 года. Иранское государственное информационное агентство ИРНА сообщило, что по сионистскому режиму было выпущено семь гиперзвуковых ракет, ни одна из которых не перехвачена.

Модель применявшихся боеприпасов уточнена не была, однако понятно, что если применялись гиперзвуковые ракеты, то они недосягаемы для израильских и американских систем ПВО/ПРО. Что хорошо иллюстрирует вооружённый конфликт на Украине, где новейшие американские системы Patriot не смогли перехватить ни одной русской гиперзвуковой ракеты. Не получилось ничего сделать и у израильских систем ПВО/ПРО «Железный купол», Arrow, Arrow 2 и Arrow 3. О чём могут свидетельствовать, например, зафиксированные со спутника повреждения взлётно-посадочной полосы на авиабазе «Неватим» в пустыне Негев.

Можно с большой долей уверенности говорить, что во время атаки применялись баллистические ракеты средней дальности «Хайбар Шекан» из семейства «Хоррешмшехр», публично показанные в мае 2023 года. Ракета способна летать на 2000 километров и имеет боевую часть в полторы тонны. Способна корректировать движение и цель в полёте, в том числе за пределами земной атмосферы. Скорее всего, в ударе использовалась баллистическая твёрдотопливная ракета средней дальности «Саджил-2», которая летает на 2500 километров. Именно её огромный обломок показывали на обошедшей социальные сети фотографии где-то с берега Мёртвого моря. Иранские СМИ сообщают, что стрелять, кроме того, могли баллистическими ракетами «Имад» с дальностью до 1700 километров и крылатыми ракетами «Павех», способными поражать цели на примерно таком же расстоянии.

Из беспилотников кроме превосходно себя зарекомендовавшего на Украине «Шахеда», очевидно, использовались «Мохаджер», «Араш», «Киан», «Каррар». Сведений о том, что использовались последние модели БПЛА «Шахед-191» и «Мохаджер-6», нет.

Оборона коллективного Запада

В перехвате иранских ракет и дронов помимо израильских участвовали американские, британские и французские истребители. F-35I теоретически способен сбивать как крылатые ракеты, так и БПЛА - ракетами AIM-9X Sidewinder и AIM-120 AMRAAM. Ранее Цахал рассказывал о сбитии иранского беспилотника в марте 2022 года и крылатой ракеты Исламской республики в ноябре 2023-го, не предоставив, впрочем, доказательств.

В январе 2024-го сообщалось, что американский истребитель сбил крылатую ракету, выпущенную йеменскими хуситами по американскому эсминцу Laboon (DDG58) в Красном море. О случаях поражения крылатых ракет и БПЛА британскими Eurofighter Typhoon или французскими Rafaleи Mirage информации не появлялось.

Как заявил Пентагон, большинство иранских ракет и беспилотников были сбиты израильскими системами «Железный купол» и Arrow над территорией соседних государств. В отражении иранской атаки также участвовали система Patriot в Ираке, иорданская система ПВО и американские эсминцы в Персидском заливе.

Что показали иранские удары?

Очевидно, что Тегеран ночной атакой на Израиль не желал нанести еврейскому государству серьёзный материальный ущерб. Главное послание Исламской республики сионистскому режиму состояло в том, что Иран обладает оружием, способным преодолеть любую израильско-натовскую ПРО. И попасть таким образом в любой желаемый объект.

Поэтому и удары пришлись по особо охраняемым территориям, которые Тель-Авив использовал при атаках на иранское консульство в Дамаске 1 апреля - авиабазе «Неватим» и центру искусственного интеллекта на границе с Сирией. Разумеется, починить взлётно-посадочную полосу - дело нескольких дней. А вот получить ракетами по имиджу своего ПРО Израилю было крайне неприятно. Не забудем, что иранские гиперзвуковые и баллистические ракеты способны нести ядерные боеголовки. Которые у Ирана вполне могут вскоре появиться.

Вряд ли Тегеран рассчитывал на то, что сотня дронов пробьёт эшелонированную противоракетную оборону либерал-глобалистов, а вот протестировать её было в самый раз, выявить наиболее слабые и уязвимые места. До лучших времён. Которые могут быть не за горами.

Медийный аспект

Предугадать, каким именно будет ответ Ирана, было, в общем-то, несложно. За неделю Израиль закрыл большинство своих зарубежных дипломатических представительств, однако выглядели его действия больше как мера предосторожности. Поскольку есть не так много государств, до которых бы Иран достал ракетами или беспилотниками - и с которыми у Израиля имеются дипломатические отношения. Что касается других стран - в Европе, скажем, или в Латинской Америке, - сейчас же не 1979 год, чтобы иранцы брали штурмом посольства. А терроризм - не иранский метод.

Поэтому самым эффективным с медийной точки зрения был удар по территории самого Израиля. Во многом он был похож на атаку на американские базы в Аль-Асаде и Эрбиле в Ираке в ответ на убийство Касема Сулеймани в январе 2020 года. Они позволили Ирану сохранить лицо, нанесли определённый ущерб, но не очень серьёзный, который был больше символический акт. И всё же - первый в истории открытый иранский удар по американским военным объектам.

И удар по Израилю в уикэнд 13-14 апреля стал первой атакой Ирана на еврейское государство в новейшей истории. В общем-то, первый со времён древних Персии и Иудеи. Иран предпочитает вести против США и Израиля гибридные полувоенные действия с помощью своих прокси в Ливане, Сирии, Ираке, Йемене. Но наглая и кровавая акция сионистского режима 1 апреля вынудила Тегеран выходить из тени. И предпринять что-то более существенное, чем могли бы предложить «Хезболла» и «Катаиб Хезболла».

Удар по Израилю обязательно должен был иметь серьёзную медийную нагрузку. Отчасти её удалось добиться картинками работающей израильской ПВО над мечетью Аль-Акса в оккупированном Иерусалиме. Есть что показать мусульманскому миру и добиться определённого уважения. Конечно, разрушенные военные или правительственные объекты смотрелись бы эффектнее, но Исламская республика ни на что подобное не пошла.

Почему удар был ограниченным?

Прежде всего потому, что Иран не заинтересован в начале более серьёзного конфликта и полномасштабной войны. Поэтому и пошёл на вполне ограниченный и умеренный ответ, давая понять, что репрессалии со стороны Израиля обязательно повлекут новую эскалацию и новые удары по сионистскому режиму.

Понятно, что, не добившись за шести месяцев победы в Газе, Тель-Авив едва ли рассматривает возможность какой-либо сухопутной операции против Ирана. Тем более в условиях горной местности Исламской республики. Однако ракетные и авиационные удары по Ирану вполне могут нанести значительный ущерб.

Да, Тегеран за последние десять лет существенно укрепил и модернизировал противовоздушную и противоракетную оборону. В частности, в сентябре 2021 года, на очередной день рождения иранских сил ПВО был представлен 3D-радар Alborz, названный в честь знаменитого горного хребта на севере Ирана и имеющий дальность действия в 450 километров. Действуя в трёх измерениях, он способен перехватывать и обнаруживать малозаметные цели (в том числе сделанные по технологии «Stealth») или объекты с небольшой площадью поверхности. Alborz может одновременно захватывать 300 целей, включая находящиеся на малых высотах.

Во время той же церемонии IRIADF продемонстрировала командно-административную систему Borhan. Она предназначена для помощи офицерам среднего и высшего звена цепочки командования в получении информации из необходимых источников и её анализа, прежде чем они передадут её высшим должностным лицам армии. На основе данных последние должны принять необходимые решения относительно возможного запуска ракет ПВО и уничтожения предполагаемых целей. Borhan предназначен для помощи в эффективном развертывании оружия на близких дистанциях и на малых высотах.

С 2022 года начала полноценное боевое дежурство система РЛС Moraqeb (Наблюдатель). Она тоже является инновацией в области точных трёхмерных систем с фазированной антенной решеткой и дальностью действия 400 километров. Система может отслеживать микроцели на малых и средних высотах, равно как и дроны и летающие объекты, уклоняющиеся от радаров.

Два года назад в центральной пустыне страны силы ПВО Ирана успешно провели испытания комплекса Mersad 16, способного перехватывать крылатые ракеты. Ракетная система полностью сделана из иранских компонентов. Во время последних испытаний она впервые контролировалась интегрированной оборонной сетью государства, а цели были установлены и перехвачены Центром управления и контроля в Вали-э-Асре. Mersad 16 способна перехватывать высокоскоростные цели на малых высотах. В ближайшее время должна быть представлена оптимизированная версия ракетного комплекса Mersad 16, способного перехватывать высокоскоростные цели и на большой высоте.

В феврале 2024 года Исламская республика представила новые системы ПВО и ПРО «Арман» и «Азарахш». «Арман» может использовать как активное, так и пассивное радиолокационное самонаведение. «Азарахш» - комплекс радиолокационного и оптико-электронного обнаружения целей на малых высотах. Месяцем ранее прошли учения системы ПВО малой дальности «Девятое дея», которая должна дополнить основные расчёты противовоздушной обороны. А за два месяца иранские силы ПВО получили беспилотники Karrar, имеющие на вооружении ракеты «воздух-воздух», способные перехватывать воздушные цели.

В программе перевооружения иранской армии, приуроченной к 50-летию Исламской революции 1979 года, ПВО имела особый статус и ей уделялось очень серьёзное внимание. Однако до сих пор нет гарантии, что она может защитить от большого ущерба в результате воздушно-ракетного удара Израиля, тем более при участии США. Риск подвергнуться агрессии в Тегеране оценивают вполне здраво, поэтому и не заинтересованы в дальнейшей открытой эскалации.

Что будет дальше?

С другой стороны, в Вашингтоне и Тель-Авиве прекрасно видят усиление своего главного противника на Ближнем Востоке. Поэтому не имеют гарантии эффективности ракетных ударов, в том числе по причине иранской горной местности. Так что США уже несколько десятилетий грозят Тегерану ударами, но решиться на них не могут. Не могли ни Клинтон, ни младший Буш, ни Обама, ни Трамп.

Очевидно, что Байден полноценной войны не хочет. Соблазн предвыборного вооружённого конфликта у Белого дома, конечно, имеется. Но риски слишком высоки, а вероятность победы невелика. Что демонстрируют и события в Газе, и героически сражающиеся йеменские хуситы из «Ансар Алла». Конечно же, в Вашингтоне есть ястребы, требующие большой войны. Например, бывший советник президента Джон Болтон призвал к «ударам по ядерной программе Ирана». А уж среди руководителей сионистского режима отмороженных на всю голову хватает тем более. Войной с Ираном они бы отвлекли внимание от своих неудач в секторе Газа и втянули бы в вооружённый конфликт США. Но неочевидность результата сковывает Вашингтону и Тель-Авиву руки.

Тем более что Тегеран продемонстрировал, что его ракеты могут далеко летать и точно поражать цели. А ведь Иран может перекрыть Ормузский пролив (а значит, и весь Персидский залив), что существенно подорвёт мировой трафик нефти. Поэтому вполне возможно, что Израиль ограничит свой ответ ударами по иранским прокси в регионе. В общем, занимательная сложилась ситуация. В целом взрывоопасная, но в превращении которой в прямую войну ни Запад, ни Иран не заинтересованы. Дальнейшего обмена ударами исключать нельзя, но вероятность полномасштабного вооружённого конфликта невысока.

Автор(ы):  Владимир Сапунов, доктор филологических наук, военный журналист
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~MJ3Wd


Люди, раскачивайте лодку!!!