Корсика выбирает независимость-2

 Корсика выбирает независимость-2
19 Декабря 2017

Второй тур территориальных выборов на Корсике (Collectivité Territoriale de Corse) особых сюрпризов не принес. 10 декабря коалиция Pè a Corsica одержала уверенную победу, получив 56,5% голосов (в первом туре, напомним, ее результат составил 45,6%).

На втором месте оказались регионалисты во главе с Жан-Мартином Мондолини (18,29%) и только на третьем - движение Эммануэля Макрона «Вперед, Республика!» (12,67%), которое на Корсике возглавляет Жан-Шарль Орсуччи. Замыкают ряд «Республиканцы» - вместе со своим лидером, мэром коммуны Гроссето-Прунья на юге острова Валери Боззи они смогли получить 12,57% голосов, или шесть мест в парламенте.

Что любопытно: явка, на увеличение которой так рассчитывали националисты, и во втором туре осталась довольно низкой (проигнорировали выборы 47,5% граждан острова). Однако на триумф Pè a Corsica невысокая явка никак не повлияла. Альянс автономистов во главе с Жилем Симеони и сторонников независимости, возглавляемых Жан-Ги Таламони, получил 41 из 63 кресел в новом парламенте острова - Едином территориальном органе самоуправления, который с 1 января 2018 года возьмет на себя функции Ассамблеи Корсики (что вызвано объединением двух островных департаментов - Верхней Корсики и Южной Корсики в рамках территориальной реформы).

Любопытно проанализировать, кто пришел к власти на острове в результате выборов.

У победившей коалиции два столпа - партия сторонников широкой автономии «Femu a Corsica» («Создадим Корсику») во главе с Жилем Симеони и партия сторонников независимости острова «Corsica Libera» («Свободная Корсика»). Избирательный лист «Свободной Корсики» возглавляет один из трех лидеров партии Жан-Ги Таламони.

«Femu a Corsica» впервые заявила о себе как о самостоятельной политической силе во время территориальных выборов в марте 2010-го. После выборов 2015 года автономисты образовали отдельную фракцию в Ассамблее Корсики, в которую вошло 17 территориальных советников. Только в октябре 2017-го, во время съезда в Корте «Создадим Корсику» провозгласило себя политической партией.

Партия (или, точнее, политическое движение) Corsica Libera («Свободная Корсика») была создана 1 февраля 2009 года на основе нескольких старых националистических движений - Corsica Nazione Indipendente, Rinnovu (левое индепендистское движение, в 2012-м вышло из состава «Свободной Корсики» и на выборах в декабре 2017-го получило 6,69% голосов), ANC-PSI и Strada Diritta.

В отличие от Жиля Симеони, выступающего за автономию в рамках Французской республики, Жан-Ги Таламони и его «Свободная Корсика» ставят своей целью достижение независимости Корсики путем развития процесса самоопределения, - не отказываясь, впрочем, от переходных институциональных изменений.

Важной деталью политического портрета «Свободной Корсики» является ее симпатия к Фронту Национального Освобождения Корсики (ФНОК) - террористической организации, которая вела вооруженную борьбу за независимость острова с середины 1970-х и до недавнего времени. «Свободная Корсика» никогда не осуждала вооруженную борьбу ФНОК, подчеркивая, что для решения проблемы терроризма нужно устранить причины террористической практики.

Синие ночи ФНОК

В ночь с 4 на 5 мая 1976 года в большинстве корсиканских городов, а также в Ницце и Марселе прогремел 21 мощный взрыв. Листовки, отпечатанные в одной из парижских типографий и доставленные на Корсику, уведомляли граждан, что за террористическим актом, получившим название синей ночи, стоит только что созданный Фронт национального освобождения Корсики.

Манифест ФНОК, составленный на двух языках - французском и корсиканском, - содержал список требований к французскому правительству из шести пунктов:

1. Признание национальных прав корсиканского народа.

2. Удаление инструментов французского колониализма, то есть армии и поселенцев с континента, с острова.

3. Создание народно-демократического правительства, которое будет выражать стремления и волю корсиканского народа.

4. Конфискация собственности у оккупантов.

5. Аграрная реформа, направленная на воплощение чаяний фермеров, рабочих и интеллектуального класса, которая бы избавила остров от всех форм эксплуатации.

6. Предоставление корсиканцам права на самоопределение.

С самого начала ФНОК ставил своей целью полную независимость Корсики, в то время как Союз корсиканского народа (L’Union du peuple corse) братьев Симеони, преемник организации ARC (Action pour le Renouveau de la Corse, «Действие за обновление Корсики»), - выступал за автономию. Долгое время оба движения не слишком хорошо ладили друг с другом, порой дело доходило и до открытых конфликтов. А в пожароопасной ситуации, сложившейся на острове с конца 1960-х годов, выражение «открытый конфликт» было синонимом слова «война».

События конца 1970-х - начала 1980-х плохо укладываются даже в привычную картину золотого века европейского терроризма. На острове разворачивались настоящие боевые действия: бойцы Фронта взрывали бомбы, атаковали отделения жандармерии с помощью американских гранатометов М79 и другого современного оружия. Обстреляли «Boeing-707» на взлетной полосе аэропорта Аяччо. Совершали покушения на высокопоставленных французских чиновников.

Горячая южная кровь и воинственный темперамент были свойственны не только бойцам ФНОК. Одновременно на острове возникли группы, практикующие террор в отношении сепаратистов. В мае 1977 года группа, называющая себя FRANCIA (Front d’Action Nouvelle Contre l’Indépendance et l’Autonomie - Фронт нового действия против независимости и автономии), взорвала типографию националистов, уничтожив все печатные машины. Как ни парадоксально, но с лоялистами из FRANCIA корсиканская полиция справилась быстро: возможно, потому, что в глубине души сочувствовала сепаратистам. Лидер FRANCIA, пожарный Пьер Бертолини, и несколько боевиков организации были арестованы и приговорены к тюремному заключению.

В то же время ФНОК вел себя все более и более уверенно. На арест нескольких своих лидеров Фронт ответил атаками на объекты французской армии, взрывом железнодорожной станции Бастии и нападением на телевизионную станцию в Серра-ди-Пинье. Кульминацией соответствующего этапа войны стал штурм радиолокационной станции НАТО в Солензаре в ночь на 13 января 1978-го. А в июле того же года боевики Фронта устроили в городах Корсики 33 покушения… за полчаса!

ФНОК вел борьбу с переменным успехом: власти арестовывали все новых боевиков и сочувствующих, оставшиеся на свободе активизировали нападения на военные объекты и базы французской жандармерии. Только в первые два месяца 1979 года на острове было совершено 115 террористических актов. После ареста нескольких руководителей Фронта, приговоренных к длительным срокам лишения свободы, ФНОК предупредил, что теперь не будет никого щадить (ранее взрывы гремели в основном по ночам и в пустых зданиях), и посоветовал корсиканцам, служившим в полиции или армии, покинуть остров.

Начались взрывы в отделениях банков - не только на Корсике, но и в Париже. В мае 1980-го корсиканские сепаратисты напали на штаб-квартиру парижской полиции неподалеку от Нотр-Дам, а затем расстреляли из автоматов четырех жандармов, охранявших посольство Ирана в столице Франции (к счастью, никто не погиб). Летом того же года сепаратисты захватили отель в городе Феш и взяли заложников-туристов.

В 1980-м только на Корсике Фронт осуществил 375 взрывов бомб, не говоря о вооруженных нападениях на полицейских и солдат. Находиться на острове в то время было по-настоящему опасно: под удар террористов могли попасть не только оккупанты (в кавычках), но и аполитичные туристы (которых аборигены в тот период тоже не жаловали). Небольшая передышка наступила лишь весной 1981 года - сепаратисты, надеявшиеся на то, что Франсуа Миттеран пойдет им навстречу, объявили о прекращении огня на время президентских выборов, а после победы кандидата-социалиста наложили мораторий на вооруженную борьбу, чтобы «увидеть, как все развивается».

Миттеран, однако, не оправдал их надежд - и в сентябре 1981-го Фронт созвал пресс-конференцию в горах центральной Корсики, на которой было объявлено о продолжении вооруженной борьбы. Раскол с автономистами, по-прежнему рассчитывавшими на легальные политические инструменты, стал очевидным.

Ночью 19 августа 1982 года Фронт нанес 99 ударов по правительственным зданиям и блокпостам французской армии. Случилась самая зрелищная и самая жестокая из всех синих ночей насилия ФНОК.

Мафия бессмертна

Всего за кровавое десятилетие жертвами боевиков Фронта стали сотни людей (многие из них, правда, погибли в межфракционных разборках). Одной только весной 1996 года кровавая жатва собрала 50 жизней. И не только на острове, но и на материке (в Ницце, Марселе и Париже) и на соседней Сардинии.

Справедливости ради надо сказать, что жертвами боевиков ФНОК становились не только полицейские и военные. Часто сепаратисты расправлялись и с наркоторговцами - отчасти потому, что считали их врагами нации, отчасти из-за того, что наркотрафик был не афишируемой, но важной статьей дохода Фронта. Вражда между мафиози и политическими особенно обострилась в первой половине 1980-х годов. Тогда группировка наркоторговцев с юга острова захватила Ги Орсони, брата лидера ФНОК Алена. Ги отвезли в подвал принадлежавшей мафиози виллы и после жестоких пыток убили. Позже стало известно, что один из крупных дельцов мафиозной группы Valinco, занимавшийся производством героина, пытался с помощью убийства брата лидера ФНОК добиться благосклонности французских властей, чтобы переправить большую партию наркотика в Соединенные Штаты.

Опасаясь мести сепаратистов, мафия спрятала убийц Ги Орсони в тюрьме города Аяччо, но в 1984 году двое боевиков Фронта, переодевшись в форму офицеров полиции и используя поддельные документы, проникли в тюрьму и ликвидировали киллеров прямо в тюремных камерах. Тогда даже печально известные корсиканские мафиози не решались переходить дорогу политическим.

Параллельно с накопление боевого опыта шло создание политического крыла Фронта (по образцу ирландской «Шин Фейн» и баскской «Эрри Батасуна»). В 1980 году политическое руководство ФНОК представляло собой Совет национальных (территориальных) комитетов и было коллегиальным - в него входили Пьер Поджиоли, Ален Орсони, Лео Баттети и Ив Стелла.

В 1987-м Совет был переименован в Cuncolta Naziunalista, а позже в Independentista. Сепаратисты пытались создать параллельную структуру власти, в которую входили бы различные профессиональные и культурные организации. Cuncolta Naziunalista выпускала еженедельник «U Ribombu», главным редактором которого был ярый националист Жан-Мишель Росси. Росси - один из основателей ФНОК - девять лет провел в тюрьме, что не мешало ему руководить борьбой за освобождение Корсики из-за решетки. (В 2000-м Росси и его телохранителя Фратаччи застрелят в баре «Бассейн» пятеро наемных убийц - а через год там же расстреляют и хозяина бара Мартелли.)

Создание политического крыла ФНОК существенно укрепило позиции сепаратистов в их переговорах с Парижем. Однако именно в то время у борцов за независимость Корсики начались внутренние разногласия, вылившиеся в кризис движения.

С середины 1990-х годов сепаратистское движение на Корсике раскололось на несколько фракций. Начались кровавые разборки между радикальными и умеренными сепаратистами - один из лидеров умеренных, Шарль Пьери, был взорван в своем автомобиле в Бастии в июле 1996-го. Вражда группировок ослабила Фронт: в наступившей неразберихе и прозвучали выстрелы в Аяччо, поразившие французского префекта острова Жан-Клода Эриньяка.

Эриньяк был высшим представителем французского государства на Корсике. Его, естественно, охраняли, но именно в тот день - 6 февраля 1998 года - префект отправился на концерт в театре «Колистеп», отпустив телохранителей. Убийца приблизился к его машине, когда префект выходил из автомобиля, трижды выстрелил префекту в спину, а затем произвел два контрольных выстрела в голову. Задержать его не удалось.

В убийстве Эриньяка заподозрили диссидентскую группу ФНОК, называвшую себя Canal Historique. Другие группы ФНОК осудили акцию, справедливо опасаясь, что убийство префекта поставит крест на переговорном процессе с французскими властями, которые, казалось, готовы были идти на дальнейшие уступки сепаратистам. В 1999 году разрозненные группы националистов подписали историческое мирное соглашение в Мильяччару, официально прекратившее кровавую вендетту между борцами за независимость острова. За соглашением последовало воссоединение основных подпольных фракций в рамках Объединения бойцов ФНОК (FLNC UC).

Еще более важным фактором стало примирение между националистами и корсиканской мафией, произошедшее в конце 1990-х. Самая влиятельная криминальная структура Корсики, известная под названием «Briza de Mera» («Морской ветерок»), стала прачечной Фронта, с помощью которой сепаратисты отмывали миллионы франков, вложенных в недвижимость и игровой бизнес. С помощью мафиози казначеи Фронта переводили на свои счета субсидии ЕС, выделявшиеся для поддержки фермерских хозяйств. Полученные таким неправедным путем деньги тратились на покупку оружия для новых террористических акций и для поддержания семей политзаключенных, которых с каждым годом становилось все больше.

Корсика выбирает независимость

Автор(ы):  Кирилл Бенедиктов, политолог, Politanalitika.ru
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~SkxVq


Люди, раскачивайте лодку!!!