Как Борис Джонсон не стал британским премьером

Как Борис Джонсон не стал британским премьером
6 Декабря 2019

На Британских островах и в христианских странах бывшей Британской империи (ныне образующих Содружество) принято желать друг другу веселого Рождества. В 2019 году Рождество у британцев выдалось особенно веселым. Затянувшийся Brexit, судьба которого теперь зависит от исхода выборов в парламент, добавил такого огоньку, что дым от него долго не рассеется.

А еще принято сочинять и рассказывать рождественские сказки. Как правило, добрые и веселые. Иногда - страшные, но не очень. Правда, в последние времена критерии страшного сильно поменялись. И то, что приводило в ужас бабушек, теперь только забавит их бесстрашных внуков. Вот парочка таких рождественских политических сказок появилась в двух солидных консервативных изданиях.

Начнем, пожалуй, с веселой. Вот главред портала Conservativehome.com Пол Гудмэн сочинил историю про то, как тори, победивших на выборах 12 декабря, в качестве премьера возглавил отнюдь не Борис Джонсон. А - Майкл Гоув (Michael Gove). История действительно занятная. А также - не без некоторого правдоподобия. Конечно, не в смысле знаменитого хайли лайкли Терезы Мэй, но все же. А потому достойная хотя бы краткого пересказа.

Так вот, в соответствии с прогнозами всех без исключения британских полстеров тори на выборах побеждают со значительным большинством, позволяющим сформировать однопартийное правительство и избежать подвешенного парламента. Неплохо выступили в полумятежной Шотландии, замечательно в английской глубинке - в серединной Англии и на севере. Там избиратель патриотичный, настроенный на защиту национального суверенитета, а потому - в солидном большинстве за Brexit.

Вот только в округах большого Лондона, где электорат космополитичный и в огромном большинстве Brexit`а не хочет, не все у консерваторов сложилось. И можно было бы не переживать, что не сложилось, если бы не одно прискорбное обстоятельство. Нынешний премьер-министр и лидер тори, бывший локомотивом их избирательной кампании, в своем округе в Оксбридже (Uxbridge) проиграл конкуренту с разрывом всего в 25 голосов! Ну, надо же - так обидно!

И Джонсону, и партии. Ведь новые выборы лидера проводить некогда - уже 13 декабря, в пятницу, надо заселяться в Вестминстер и заезжать на Даунинг стрит, 10, - страной рулить. Где же премьера взять? Из состава правительства на момент роспуска правительства самой подходящей кандидатурой смотрится Доминик Рааб. Он - министр иностранных дел и первый госсекретарь. Одна только беда - и он тоже проиграл свои выборы. В округе Esher and Walton.

Сказочник Гудмэн не знает, сколько голосов Раабу не хватило. Может, даже меньше 25. Но факт остается фактом, и потому следующим бесспорным кандидатом становится Майкл Гоув, который в прошлом был министром окружающей среды, а ныне состоит в экзотической должности канцлера герцогства Ланкастер (управляющего королевскими имениями и всей недвижимостью). В правительственном табеле о рангах он стоит на второй позиции, сразу после премьера. И именно к нему Ее Величество королева Елизавета II обратилась с вопросом, готов ли он сформировать правительство большинства.

Ответ последовал. И уже выступая по традиции перед премьерским офисом на Даунинг-стрит, 10, Майкл Гоув заявил буквально следующее: «Мы все обязаны моему другу Борису Джонсону тем, что теперь можем провести Brexit». Более того, Гоув заверил, что Джонсон займет официальный пост лидера партии. А еще - и здесь главная интрига всей истории - что он, Гоув, несомненно уступит пост премьера Борису, если тот сумеет избраться в парламент в каком-нибудь из округов на дополнительных выборах.

Провидческий дар Гудмэна позволяет ему точно указать округ - Mid-Bedfordshire, где свой мандат сдала самоотверженная Надин Доррис (Nadine Dorries) - заместитель министра здравоохранения и социального обеспечения в правительстве Джонсона, сформированном 29 июля 2019 года. Почему именно она? И - знает ли она сейчас, когда до выборов осталось уже меньше недели, что ей предстоит такая судьба? Я полагаю, что подобные вопросы она уже задала веселому редактору главного консервативного портала. А мы послушаем продолжение сказки, хотя уже знаем, что хэппи-энда для Бориса Джонсона не заготовлено. Все же хочется узнать - почему?

Так вот. Джонсон триумфально избрался по вышеуказанному округу до 31 января, но с заменой на премьерском посту вышла заминка. Вмешался Дональд Трамп, который, как опять же предвидит Гудмэн, разбомбил Тегеран после бурной перепалки с президентом Хассаном Роухани на мирной конференции в «Башне Трампа». Гуманитарная бомбардировка создала для Британии и ее внешней политики перворазрядный кризис. Гоув, заявив, что идеологи - неоконы ничему не научились у истории, отказался вмешиваться в американо-иранский конфликт. Переходный период после Brexit`а, ранее намеченный до конца 2020 года, пришлось продлять. Переговоры с ЕС затягиваются.

Новый лидер лейбористов Ребекка Лонг-Бэйли (Rebecca Long-Bailey) явно не тянет. Антивоенный курс Гоува получает все большую поддержку в обществе. И фанаты Гоува, члены кабинета и министры правительства все чаще начинают поговаривать о том, что пора бы устроить выборы лидера партии. На брифингах с журналистами из их уст все чаще слышится в адрес Джонсона: «лузер», «человек вчерашнего дня», «время идет вперед, старина» и, конечно, «бедный старый Борис».

Вы скажете: «Ну и слух у Гудмэна!» И я соглашусь. Более того, соглашусь и с тем финалом, которым сказка все же заканчивается. Джонсон, подобно старухе из знаменитой сказки Александра Пушкина, из премьерского дворца возвращается - нет, не к разбитому корыту. А к своей исходной профессии журналиста. И становится главредом «The Daily Telegraph». Наполняя газету своими блистательно-роскошными колонками.

Однако было бы странно, если бы предрождественские гадания не включали бы кроме жанра относительно веселой (вряд ли, правда, для Джонсона) сказки излюбленного англосаксами жанра Horror. И как раз в жанре Horror журнал «The Spectator» публикует статью Лиама Халлигэна (Liam Halligan) «Nightmare on Downing Street: what could happen on Friday 13th?» С леденящим не только консервативную душу подзаголовком: «The most left-wing government in British history is now a real possibility».

Так что за кошмар на улице - нет, не Вязов, а на Даунинг-стрит может случиться в пятницу, 13 декабря? А вот, пожалуйста: «Самое левацкое правительство в истории Британии стало действительно возможным».

Казалось бы, ну с чего кошмарить британскую публику, и без того закошмаренную последним парламентом и перезревшим Brexit`ом? Ведь сам же автор приводит данные одного из самых свежих электоральных опросов компании YouGov, согласно которым тори практически гарантировано большинство в 68 мандатов. Правда, самые свежие результаты «Электорального счетчика» большинство заметно снижают - до 28 мандатов. Но все равно средний прогнозируемый результат: 339 мандатов у тори против 229 мандатов у лейбористов вроде бы должен успокаивать.

Не тут-то было. Лиам Халлигэн спрашивает: когда в последний раз на всеобщих выборах удалось точно предсказать их результат? Если брать за последние выборы 2017-й, то никому точно предсказать их результат не удалось. Точно так же, как никому не удалось предсказать результаты референдума по Brexit`у 2016 года. А если приплюсовать майские выборы в Европарламент с феноменальным триумфом Brexit Party Найджела Фараджа, то эпический фейл британской электоральной социологии становится вполне очевидным. Так что основания для скепсиса у автора точно есть. И не только глядя в прошлое. И в сегодняшней реальности избирательной кампании Халлигэн отмечает тревожные для тори если не тренды, то - симптомы.

Во-первых, консерваторы сумели все же вернуть себе значительное число избирателей, ранее шатнувшихся от них к партии Найджела Фараджа. Но лейбористы основательно работают с электоратом либеральных демократов, лидер которых Джо Суинсон слишком радикально заявила позицию - Revoke! То есть отозвать статью 50 как заявку Британии на выход из ЕС. Лозунг работал как противоядие против варианта «No deal» (Brexit без Соглашения с ЕС), который всерьез рассматривался и правительством Мэй, и особенно правительством Джонсона. Но сегодня, когда Джонсон Соглашение с ЕС все же заключил, радикализм либдемов отталкивает часть избирателей в сторону лейбористов, предложивших провести повторный референдум.

Во-вторых, есть и другое обстоятельство. Расчет YuoGov включал около 30 избирательных округов, в которых перевес тори над лейбористами был менее 5%. Пятипроцентная маржа гарантировала выигрыш тори при условии, что в общенациональном разрезе они держат дистанцию преимущества в 11-10% по отношению к лейбористам. Сокращение дистанции в 7-5% грозит тем, что в 30 округах и в дюжине других округов все может решиться непредсказуемо. И при том - в пользу лейбористов.

Если подобный сценарий сработает и тори выиграют (если еще выиграют!) с незначительным большинством, то хрупкое большинство может исчезнуть в любой момент. Потому что у тори не будет союзников, и ренегатство нескольких членов фракции опять вернет прежний подвешенный парламент к жизни. При том что коалиция «Лейбористы - либеральные демократы - шотландские националисты» вполне может получиться. А если тори не получат большинства 12 декабря, то может получиться уже и в пятницу 13-го.

И тогда придет конец не только Brexit`у, но и Британии как стране успешного, можно сказать, классического капитализма. Тотальная приватизация инфраструктурных отраслей (железные дороги, водоснабжение, энергоснабжение), телекома, отъем 10% акций каждой кампании в пользу государства, повышение корпоративных налогов и введение налогов на финансовые транзакции, раздувание государственного бюджета на сотни миллиардов фунтов, что немедленно вызовет инфляционный скачек, - вот что произойдет в результате реализации избирательного Манифеста лейбористов правительством во главе с Джереми Корбином.

В общем, действительно кошмар. И он тем более вероятен, что с момента объявления о выборах в октябре зарегистрировались 3,9 млн новых избирателей, большинство из которых в возрасте до 35 лет. Молодые и злых. Потому что половина их доходов уходит на оплату аренды жилья, а купить собственное они не могут. Углубленные опросы показывают, что три четверти избирателей считают, что нынешняя капиталистическая экономика как бы подтасована в пользу богатых. И что новое поколение будет жить хуже, чем его родители. Что вообще перспектив на улучшение в принципе нет. А тогда почему бы не голосовать за радикалов?

Подождем недельку, чтобы проверить, какая из двух сказок сбудется. Без сюрпризов наверняка не обойдется. Ведь пятница неспроста приходится на 13-е.

Автор(ы):  Леонид Поляков, Высшая школа экономики
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~KfGCC


Люди, раскачивайте лодку!!!