Геморрой для английских националистов

Геморрой для английских националистов
31 Июля 2020

Среди факторов, определяющих политическую повестку Великобритании, на первом месте и со значительным отрывом - пандемия Covid-19. Борис Джонсон высказал опасения относительно высокой вероятности второй волны эпидемии, и налицо вдвойне неприятный сигнал. Во-первых, британцам придется вернуться к режиму самоизоляции, и неизбежно возрастет количестве смертных исходов. Во-вторых, падение экономики может достичь двузначной цифры. Собственно, процесс уже пошел: в первой декаде июня ВВП упал на 20,4%. Большинство прогнозов сходятся на том, что даже и без второй волны пандемии Covid-19 падение экономики Великобритании в 2020 году составит 8,5%. А если все-таки опять?

Вторым по значимости фактором является, разумеется, Brexit. Возможность продления переходного периода за пределы 2020 года правительство Бориса Джонсона предсказуемо упустило. Теперь идут тяжелые переговоры с Евросоюзом по поводу всестороннего договора об отношениях в сфере торговли, инфраструктуры, логистики, финансов, безопасности и т.д. с 1 января 2021-го. Не факт, что за оставшиеся пять месяцев что-то получится, а значит, может случиться то, что большинству прежнего парламента представлялось как конец света - выход Великобритании из ЕС без сделки. Как у них говорится - No deal.

Наконец, третье место на условном пьедестале самых насущных забот все более уверенно начинает занимать шотландский вопрос. Что, в общем, и не удивительно, поскольку он автоматически встал в повестку дня именно по причине фактора №2. Шотландия на референдуме о выходе из ЕС в 2016-м проголосовала против заметным большинством. И как только Борис Джонсон с лозунгом «Get Brexit done» выиграл парламентские выборы декабря 2019 года, партия шотландских националистов (SNP) начала кампанию с требованием повторного референдума о независимости Шотландии.

Со времени предыдущего прошло шесть лет, и современные настроения в Шотландии существенно изменились. Перспектива лишиться различных финансовых и прочих благ от Евросоюза явно не устраивает большинство шотландцев, и SNP готовится к выборам в шотландский парламент в мае 2021 года с простой, ясной и четкой программой: референдум - независимость - вступление в Евросоюз.

Но повторный референдум о независимости Шотландии может быть проведен только с санкции центрального правительства. А на данный момент его позиция, выраженная премьером Джонсоном, - твердое нет. Но так обстоят дела в 2020-м, когда шотландские националисты не имеют в своем парламенте большинства и вынуждены довольствоваться правительством меньшинства. Но если в мае 2021 года они сформируют большинство - а текущие опросы показывают, что дело к тому и идет, - то отношения по линии Лондон-Эдинбург приобретут несколько иные очертания. Препятствовать воле большинства народа в самой крупной (после Англии) составной части Соединенного Королевства - серьезный вызов даже такому отчаянному авантюристу, как Борис Джонсон.

И очень похоже, что всю серьезность потенциального вызова британский консервативный истеблишмент начинает осознавать. Поэтому не случайно на портале Conservativehome.com 29 июля вышла передовая статья Пола Гудмэна под заголовком «Союз с Шотландией не так слаб, но и не так силен, как кажется». Уже по самому заголовку видно, что автор подходит к шотландскому вопросу с должной серьезностью. То есть рассматривает перспективу отделения Шотландии как реальную угрозу и старается заблаговременно определить факторы, которые могли бы ее нейтрализовать.

В скобках замечу, что, видимо, под впечатлением своей предыдущей колонки, озаглавленной «Russians in the bed?», Пол Гудмэн решил и новый текст тоже начать с России. По его мнению, Россия - как и Соединенное Королевство - не так слаба, но и не так сильна, как выглядит. Что ж - спасибо за комплимент, если здесь, конечно, комплимент. Но вернемся к шотландскому вопросу.

Первое, с чего начинает Гудмэн, - реакция на результаты текущих опросов, показывающих, что за независимость выступает 54% шотландцев. Он полагает, что налицо моментальный снимок длящегося процесса, который поставит в повестку дня такие проблемы, как увеличение налогов и снижение бюджетных расходов при выходе Великобритании из ЕС, а Шотландии - из Соединенного Королевства.

С другой стороны, признает Гудмэн, аргумент от экономики - не самый сильный. Да, на референдуме-2014 шотландские сторонники сохранения союза победили, приводя именно экономические доводы. Однако уже через два года оказалось, что для многих шотландцев более значимы соображения культурного характера.

Следующий момент - вероятность победы партии шотландских националистов на майских парламентских выборах в 2021 году. Нынешний первый министр и лидер партии Никола Стёрджен, сформировав правительство большинства, обязательно потребует референдума. А, получив отказ, станет позиционировать себя и партию в образе жертвы, что явно прибавит SNP очков на следующих всеобщих парламентских выборах. Они пока что далеко - только в 2024 году. Но кто знает…

Кроме того, есть повод задуматься о том, к каким последствиям привела деволюция центральной власти, начатая более 20 лет назад, - и, в частности, учреждение шотландского парламента - Holyrood’а. Одно из них становится все очевиднее - свой Холируд становится для шотландцев ближе, чем лондонский Вестминстер. А SNP, позиционируя себя вне привычного спектра «правые - левые», претендует на то, чтобы стать политическим монополистом. На данный момент из 129 парламентских мест у националистов 63 при том, что тори имеют - 31, лейбористы - 23, зеленые - шесть, либерал-демократы - пять. Но, построив избирательную кампанию на требовании референдума, они вполне могут существенно увеличить фракцию за счет тори и лейбористов. Что крепости союзу, естественно, не добавит.

И вообще, разумно замечает Пол Гудмэн, «бой с Шотландией за сохранение союза должен вестись сторонниками союза в самой Шотландии». Что предполагает наличие ярких лидеров. А именно тут обнаружился существенный дефицит. Прежний лидер шотландских тори - харизматичная, открыто декларировавшая свою принадлежность к ЛГБТ Рут Дэвидсон (Ruth Davidson) - в выборах участия не примет. И, по последним сведениям, будет назначена в Палату лордов. Замены ей не видно, и, следовательно, членам центрального правительства, чтобы укреплять шотландский юнионизм, нужно прилагать большие усилия. Борис Джонсон недавно посетил Шотландию, но выглядел его визит так, будто губернатор имперской Индии объезжает северо-восточные границы.

И очень важно, настаивает Гудмэн, правильно выстраивать диалог с шотландскими националистами относительно экономических перспектив Шотландии в случае ее выхода из состава Соединенного Королевства. Аргумент шотландских юнионистов, в особенности сторонников Brexit`а, - о том, что шотландцы не потянут самостоятельность, - не сработает. Вопрос надо ставить о том, готова ли Шотландия к серьезной перестройке экономики. Но как бы то ни было, признает Пол Гудмэн, «независимая Шотландия всегда будет геморроем для английских националистов».

Общий вывод автора достаточно логичен и прагматичен. А именно: «По большей части консервативная Англия должна будет найти новые пути приобщения тех ее частей, где не голосуют за тори, что включает в себя разрешение проблемы деволюции власти в централизованной стране, недостаточно политически чуткой по отношению к региональным идентичностям. Плюс - дополнительный звоночек на ту же тему по Уэльсу и в особенности по Северной Ирландии».

Взвешенный и аналитически безупречный текст, вышедший на сайте Conservativehome.com, свидетельствует о том, что его автор отлично понимает всю деликатность шотландского вопроса и ищет по крайней мере теоретические варианты ответа. Но одно дело - политическая аналитика и совсем другое - реальная политика. Тут нередко не до дипломатических и лингвистических тонкостей, тут бывает необходимо, что называется, рубить сплеча. Как, собственно, и сделал лидер Палаты Общин Джейкоб Рис-Могг (Jacob Rees-Mogg), выступая на одном из недавних заседаний. Назвав партию шотландских националистов сепаратистами, он прямо адресовал главный упрек Николе Стёрджен, которая на самом деле предлагает шотландцам не независимость, а зависимость от неизбранных бюрократов в Брюсселе.

И надо признать - аргумент убойный. Действительно: почему подчиняться решениям органов власти Европейского Союза - независимость, а подчиняться решениям британского парламента - зависимость? Посмотрим, как аргумент сработает в дальнейшем. А чтобы не дожидаться неопределенного результата, лучше всего напомнить британской общественности, кто такие шотландские националисты и их партия SNP.

И вот в газете «Daily Express» 25 июля появляется статья с сенсационным заголовком «Секретный нацистский заговор лидера SNP разоблачен в досье MI5». То, что публикация уподобляется взрыву бомбы, - понятно. Действительно, можно вообразить состояние британского обывателя, прочитавшего заголовок, из которого следует, что нацисты стоят буквально у ворот. Вполне можно предположить, что у некоторых британцев, заставших Вторую мировую войну, случился если не инфаркт миокарда, то гипертонический криз. Но вся соль ситуации в том, что 25 июля 2020 года газета публикует материал о событиях пятнадцатилетней давности, и вся история тогда же была полностью исчерпана и закрыта. А история вот какая.

Лидером SNP в 1960-1969 годах был некто Артур Дональдсон (Arthur Donaldson), который во время Второй мировой войны возглавлял Движение за Объединенную Шотландию. Британская контрразведка MI5 получила от своих агентов сведения о том, что Дональдсон в 1941-м в ожидании нацистского вторжения на Британские острова якобы готовился к тому, чтобы способствовать поражению английского правительства и тем самым стать для Адольфа Гитлера своеобразным шотландским Квислингом. А с Великобританией поступить по вишистскому варианту - образовав самостоятельную Шотландию, не участвующую в войне против Германии.

На основании донесений разведки Артур Дональдсон был арестован и просидел в тюрьме целых шесть месяцев. Ни одного факта, доказывающего его намерения устраивать саботаж и помогать нацистам захватывать Великобританию, обнаружено не было. Он вышел на свободу и никогда судебному преследованию не подвергался. Тогда же, в 2005 году, когда взорвалась информационная бомба вокруг Дональдсона, официальный представитель партии шотландских националистов заявил: «Налицо чушь и глупость - сплетни военного времени, один из курьезов, свидетельствующих о паранойе MI5 - и не более того».

К чести газеты «Daily Express» - слова представителя SNP в ее статье приведены. В самом конце, после подробного изложения всех якобы планировавшихся Артуром Дональдсоном злодеяний в передаче агентов и одного подполковника секретной службы. Но спрашивается: если все было ясно в 2005 году, то зачем теперь вытаскивать историю Дональдсона на свет Божий?

А догадайтесь. С одного раза.

Автор(ы):  Леонид Поляков, Высшая школа экономики
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~yITKt


Люди, раскачивайте лодку!!!