Джонсон, Цезарь и Макиавелли. Новые откровения бывшего главного советника британского премьера Доминика Каммингса

Джонсон, Цезарь и Макиавелли. Новые откровения бывшего главного советника британского премьера Доминика Каммингса
23 Июля 2021

Англия приходит в себя после поражения в финале футбольного первенства Европы-2020 от итальянцев и чудовищного расистского скандала. Виновниками английской катастрофы признаны три совсем зеленых афробританца, не забившие пенальти. Сначала Маркус Рэшфорд попал в штангу, а затем Джейжон Санчо и вовсе тинэйджер Бакайо Сака пробили вяло и явно безответственно.

На несчастливую троицу обрушилась ярость английского болельщицкого гнева, и получилась - поскольку она темнокожая - откровенно расистская вакханалия. Вплоть до того, что огромное уличное граффити в Манчестере, изображающее Маркуса Рэшфорда, было основательно осквернено. Разумеется, и тренер национальной сборной Гаррет Саутгейт, и ключевые политические и общественные фигуры заклеймили расистскую выходку позором. Однако деться некуда - осадок точно остался.

И вот - новый сюжет на троих. Итальянское, так сказать, каприччио: Борис Джонсон в компании Юлия Цезаря и Никколо Макиавелли. Может, сам Джонсон и не замечает компании, в которой оказался, - не до того. Многое валится из рук и идет наперекосяк. Но другие на незримое присутствие рядом с ним двух знаменитейших итальянцев указывают или намекают ничтоже сумняся. Например, вот каким пассажем ассоциированный редактор «The Telegraph» Гордон Рейнер (Gordon Rayner) начал материал от 21 июля:

«Если Джонсон в порыве мазохизма решил посмотреть интервью на ВВС с Домиником Каммингсом, то он в курсе того, что предположительно он был объектом самого предательского политического заговора со времен мартовских ид».

Журналист сравнил нынешнего британского премьера с римским императором Гаем Юлием Цезарем, убитым в результате заговора 15 марта 44 года до Рождества Христова, то есть 2065 лет назад. А в роли Брута - лучшего друга Цезаря - теперь выступает бывший главный советник Джонсона Доминик Каммингс. Причем выступает публично, нисколько не стесняясь, и с некоторым удовольствием рассказывает невероятные вещи. И не где-нибудь, а на общенациональном телевидение - на ВВС. И в интервью не кому-нибудь, а одной из прим журналистского политического бомонда Лоре Кюнссберг.

Оказывается, уже в течение нескольких дней после триумфальной победы на досрочных парламентских выборах в декабре 2019 года Каммингс и его присные (network of friends) на службе премьер-министра обсуждали сценарии его смещения. Как объяснил сам экс-советник, они поняли, что Джонсон - совсем не тот человек, который подходит на роль премьера. Планов никаких нет, общего понимания нет, а проблем куча. «У меня был план, - говорит Каммингс, - я старался его выполнить, а у него повестки не было. Знаете, вся повестка премьер-министра - покупать больше поездов, больше автобусов, больше велосипедов и строить самый дурацкий тоннель в мире - в Ирландию. И все».

Ошарашенная Лора наивно спросила Доминика: то есть вы провели избирательную кампанию, уверяя нацию в том, что Борис Джонсон - тот самый, кто необходим Отечеству в трудные минуты, месяцы, годы? А едва он заехал на Даунинг-стрит, 10, вы - его ближайшие помощники - стали сговариваться о том, как его сместить?! На что Доминик, слегка смущаясь, ответил: «Здесь политика».

Да, со времен Цезаря и по сей день на все подобные недоуменные вопросы дается один и тот же ответ: «Здесь политика». Подразумевается, что сфера власти исключает какие-либо моральные резоны, принципы и обязательства. И что тот наиболее успешен как политик, кто умеет удерживать власть как можно дольше и любой ценой. Но тут как раз и нужно вспомнить Никколо Макиавелли и его бессмертный политтехнологический трактат «Государь». Уж если Каммингс использует аргумент «Здесь политика», то он должен был бы знать, что один из главных советов Макиавелли герцогу Лоренцо Медичи звучит так: «Захватив/получив власть, в первую очередь избавься от тех, кто помог тебе ее получить».

И ведь получилось строго по Макиавелли. Правда, в дело вмешалась тогда невеста, а теперь супруга Бориса Джонсона Кэрри Саймондс, но суть та же. Именно ее интриги, происки и закулисные комбинации привели к тому, что Каммингс, полагая себя лучшим другом и самым главным советником премьера, оказался вынужден уйти в отставку. А вместе с ним ушла и вся его условная команда. То есть те, кто разгромил лейбористов в декабре 2019 года и обеспечил Джонсону 380 мандатов в Палате Общин.

Вслед за Лорой Кюнгссберг можно предположить, что Доминик смертельно обижен предательством друга и при каждом удобном и не очень случае просто мстит ему, раскрывая изнанку политической машинерии Даунинг-стрит, 10. Но, во-первых, русская поговорка «На обиженных воду возят» должна была бы хоть по смыслу знакома британскому политтехнологу №1 Каммингсу. А, во-вторых, если ты сам устраивал заговор с целью убрать друга даже в самые первые дни его правления, то при чем тут месть?! Ведь на самом деле - квиты. Каждый - при своих.

Но, судя по интервью, у Доминика нет ощущения, что он при своих. А поэтому он рассказывает совсем шоковые истории. Например, о том, как Джонсон публично говорил, что для него экономика важнее жизней тех, кому за 80. И о том, что однажды в среду вечером, когда, согласно протоколу, премьер-министр навещает королеву, Джонсон собрался побывать у Елизаветы II в самый разгар пандемии. По версии Каммингса, ему удалось остановить премьера, напомнив, что они оба могут быть заразными. А если королева умрет после его визита, то… подумайте сами.

В общем, Каммингс сумел сложить портрет Бориса Джонсона, по своей монструозности напоминающий чуть ли не Ричарда III. С той только особенностью, что физический монстр Ричард как бы переселился во внешне вполне нормального (хотя не Аполлон, конечно) и жизнерадостного блондина. Джонсон как совершенно аморальное чудовище - вот то умозрение в красках, которое предлагает Доминик Каммингс наивным соотечественникам. Тем самым, которые пошли за Джонсоном в его кампании 2016 года Vote Leave. И тем самым, которые голосовали в декабре 2019-го за тори и их лидера.

Но возникает проблема. Даже если Каммингс излагает чистую правду, его соотечественники не настроены ее, что называется, покупать. По крайней мере - консервативные. Потому что реакция в лейбористском стане - естественная радость по поводу скандала у оппонентов. Но и более жесткая оценка того, что за политический стиль навязывает Доминик Каммингс британскому обществу.

Вот, например, как бывшего советника охарактеризовала колумнистка «The Guardian» Зоя Уильямс (Zoe Williams): «Он - ни что иное как революционный оукшоттианец. Майкл Оукшотт, вы, конечно, его помните, в середине XX века на десятилетия заразил консервативное мировоззрение своим глубоким цинизмом и полнейшим отсутствием целеполагания. Политика - не особо важный проект, но скорее люди в ней плывут как в безграничном и бездонном море. И нет ни гавани, ни укрытия, ни пункта старта, ни пункта назначения».

А почему Зоя Уильямс считает Каммингса революционным оукшоттианцем? Дело в том, что, в отличие от предшественника, Доминик добавляет в общую цинично-безрадостную картину политики дополнительный и важный штрих. «Не только нет никакого видения перемен, - пишет она, - не только общая цель заключается в том, чтобы держаться на плаву, но и всякий, кто пытается управлять, - полный идиот. Очень трудная проблема, которую он может решить в данный момент только подлостью, заключается в том, что все вокруг кретины кроме него».

Вот, собственно, расклад политических сил и политических интересов на игральном столе современной британской политики. Откровения Каммингса по отношению к бывшему шефу настолько скандальны, что, по сути, представляют собой публичный донос с перечнем если не преступлений в строго юридическом смысле, то морально неприемлемых проступков. Но об отставке Джонсона на основании разоблачений Каммингса речи не идет. Ее не требует даже лояльная Ее Величеству оппозиция, не говоря уж о том, чтобы вопрос был поднят во фракции тори.

И что? Какое нам-то дело до британских дрязг, скандалов и разоблачений в самом властном центре правящей партии Великобритании? В общем и целом - никакого. Изнанка демократии неприглядна всегда и везде, что и оправдывается формулой «Здесь политика». Но нам стоит понимать, что негатив внутри страны для Бориса Джонсона растет уже в геометрической прогрессии. Каммингс - не более чем комариный укус. А настоящие проблемы не уходят, а, наоборот, накатывают.

Шотландский референдум о независимости висит на политической сцене как чеховское ружье. Позиция ЕС по Ирландскому протоколу жесткая и принципиальная - ничего не менять. То есть между островом Великая Британия и островом Ирландия придется вводить таможенную границу по Ирландскому морю. Во многом именно поэтому, собственно, Джонсон придумал ирландский тоннель. Эпопея с ковидом далеко не закончена, проблема школ и вузов обостряется. Скорость вакцинации в среднем возрасте замедлилась на 40%.

А что в условиях внутреннего кризиса делает недалекий (тут Каммингс не сильно слукавил) политик? Правильно. Он пытается решать внутренние проблемы за счет переноса активности на внешний контур. Например, устроить войну за Фолкленды. Или попробовать проверить, насколько надежно защищены территориальные воды России вокруг Крыма и Севастополя. Первая проба с заходом на 36 минут не так давно уже состоялась. А соблазн повторить может возникнуть внезапно - когда особо припрет дома.

Не дай Бог, конечно. Но если Доминик Каммингс хотя бы наполовину не соврал, то с нынешним британским Цезарем нужно держать ухо востро.

Автор(ы):  Леонид Поляков, Высшая школа экономики
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~EVVWo


Люди, раскачивайте лодку!!!




Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы