Александр Севастьянов. Причины и следствия Майдана в Казахстане: как протоказахи предавали русских, а казахи уходили из России

Александр Севастьянов. Причины и следствия Майдана в Казахстане: как протоказахи предавали русских, а казахи уходили из России
25 Января 2022

Первое, что бросается в глаза при анализе событий января 2022 года в Казахстане, - два обстоятельства. Во-первых, антироссийские и русофобские лозунги и мотивы путчистов. Во-вторых, полное неучастие в событиях русского контингента, составляющего пятую часть населения республики. Таким образом, глубинная подоплека событий не в конспирологической или политэкономической, как может показаться поверхностному наблюдателю (хотя и такие мотивы, конечно же, имеют место), а в этнополитической плоскости. Этнополитические проблемы в принципе не решаются ни геополитическими, ни уж тем более политэкономическими методами, марксистские подходы тут не работают.

Перед нами достаточно типовой пример последней, завершающей стадии этногенеза казахской нации - аналог тому, что мы видели в майданной и постмайданной Украине. А именно - попытка осуществить диалектический переход от умеренной формы национального государства к крайней форме этнократии. И попытка окончательно избавиться от российского влияния и русского фактора во внутренней политике. Чтобы понять, как и почему так происходит, вспомним этапы казахского нациестроительства.

У истоков казахского этногенеза

Как и украинскую, так и казахскую нацию в начале ХХ века мы не встречаем, они не сложились. Их образование - во многом рукотворное дело, обусловленное преступно недальновидной, ошибочной национальной политикой большевиков. Которая в значительной степени определялась ложными воззрениями зашоренного марксиста Владимира Ульянова (Ленина), искренне убежденного и убеждавшего других в том, что нации - буржуазные выдумки. Ленин стоял во главе свежеобразованного советского государства и сумел навязать свою позицию в национальном вопросе, сделать ее официальной доктриной ВКП(б), а значит и страны. Но если украинцы к тому времени уже реально прошли первую стадию этногенеза (по Мирославу Хроху), выносив идею украинства как отдельного этноса и начав развивать ее в массах, то у казахов ее за спиной не было. Поэтому путь этногенеза они начали при советской власти с нуля.

Сам этноним «казахи» - относительно позднего, уже советского происхождения и обращения. А в те годы, когда предки нынешних казахов вошли в состав Российской империи, ни о каком едином народе не было и речи. Речь шла о союзе племен разного расово-этнического происхождения. По просторным степям от Каспия до Алтая, не подозревая ни о каком казашестве, кочевали примерно девять-десять монголоидных и 14 тюркоидных племен. И только одно из племен, обитавшее между озерами Зайсан и Алаколь, использовало этноним «казах». У них сильные диалектные различия и разная, гетерогенная генетика. Единым народом их сделала большевистская власть.

Предки нынешних казахов были известны под именем Киргиз-Кайсацкой орды. Недаром поэт Гавриил Державин, обращаясь к императрице Екатерине Великой, писал: «Богоподобная царевна киргиз-кайсацкия орды» (выражение из знаменитой оды «Фелица»). Ордынцы издавна делились на три жуза: старший, средний и младший, и каждый из них в своем кочевом ареале представлял собой независимое ханство.

Предки казахов с XVII века жестоко страдали от набегов джунгаров (1681-1684, 1694, 1711-1712, 1714-1717 годы). К примеру, в 1717-м тысячный отряд джунгаров разгромил 30-тысячное казахское войско (Аягозская битва). Тогда хан Тауке обратился к Петру I с просьбой принять казахов в российское подданство, но без выплаты ясака, без исполнения повинностей и при сохранении власти хана над казахами. Россию предложение не заинтересовало. Но джунгары продолжили наступление на территорию жузов, не встречая серьезного сопротивления. В результате протоказахи потеряли территории в районе Семиречья и земли нынешних Джамбульской и Южно-Казахстанской областей. Те события вошли в историю казахского народа как Годы великого бедствия, или Актабан шубырынды (бегство до побеления пяток). Считается, что тогда погибло до трети казахского населения, многие были вынуждены мигрировать. Над предками казахов нависла угроза реального геноцида. Казалось, совсем немного, и джунгары полностью бы их подчинили, истребили или ассимилировали.

В составе Российской империи

На фоне угрозы геноцида в 1730 году хан Абулхайр и его сыновья обратились к императрице Анне Иоанновне с просьбой о вхождении казахов младшего жуза в российское подданство. В 1731-м прошение было удовлетворено, а в следующем 1732 году императрице присягнул хан среднего жуза Самеке. Ханы младшего и среднего жузов обязались охранять российские границы, содействовать российским военным, политическим и торговым интересам на подвластной им территории и платить ясак кожами звериными. В обмен они получили защиту от джунгаров и башкир.

Тем не менее в 1741-1742 годах джунгары возобновили набеги на казахские жузы, и казахи, чтобы спастись от джунгарской резни, вынуждены были убегать под сень русских военных укреплений, в частности Оренбурга и Орска. Российские власти даже разрешили им входить в крепости в случае джунгарских нападений. В 1742 году в Джунгарию явился с войском полковник Г.Ф. Миллер с целью добиться полного прекращения военных нападений на новых российских подданных. Джунгары не имели столь современного вооружения и тактики, как русские, поэтому вынуждены были отступить. Будущие казахи оказались спасены. По идее, любой казах должен бы в пояс кланяться любому русскому, ведь без нас не было бы ни союза племен, ни псевдонации.

Тем более что младший жуз оказался потеснен на север и к Уралу, вызвав недовольство живших там башкир, каракалпаков, бухарцев, волжских калмыков и, главное, яицких казаков. Так что благотворительность уже тогда недешево обходилась русским.

Но верность казахов российскому престолу стоила недорого. Как пишет историк Вячеслав Бакланов, «оказавшись между тремя геополитическими силами Центральной Азии - джунгарами, Китаем и Россией, - казахская знать судорожно принимала то одно, то другое подданство всех трех ключевых игроков». К примеру, когда летом 1756 года на казахские кочевья вторглась армия империи Цинь, казахские жузы быстро признали подданство маньчжурского Китая. (И в XXI веке, заметим, повторяется ровно то же самое явление, республика Казахстан лавирует между Западом, Россией и Китаем.)

В конечном счете Россия оказалась для протоказахов ближе и предпочтительней, но их лояльность не выросла. Большинство родов младшего жуза и некоторые роды среднего жуза поддержали Пугачевское восстание (1773-1775). Хотя чего им, казалось бы, не хватало, неблагодарным? Стремясь покрепче привязать их к престолу, Екатерина Великая, преследуя династические имперские интересы, совершила большую стратегическую ошибку и сделала ставку на исламизацию казахов. Она должна была производиться усилиями лояльных трону казанских татар. В 1784 году был издан указ о массовой постройке в казахских степях мечетей, медресе и караван-сараев и укомплектовании их татарами, а в 1789-м в Уфе был учрежден первый российский муфтият для распространения мусульманства среди кочевников. В результате ислам стал господствующей религией в тех степях уже к началу XIX столетия. И нетрудно догадаться, как исламизация протоказахов аукнулась нам, русским, в ХХ-XXI веках.

Одновременно были предприняты иные меры, ограничивающие возможности протоказахов быть нелояльными и вести двойную игру с российским правительством, которому они присягали. С 1781 года ханы в жузах стали назначаться из России, пока в 1818-1824-х институт ханства не был вообще ликвидирован. И т.д., и т.п.

Туркестанское восстание

Но никакие меры, однако, не добавляли лояльности по отношению к России со стороны новоявленных подданных, ударивших ей в спину при первой возможности. Революция в Российской империи началась с национальных окраин, где в 1916 году вспыхнуло Туркестанское, или Среднеазиатское, восстание, охватившее десять губерний, населенных преимущественно казахами и киргизами. Повод - попытка правительства мобилизовать 235 тыс. автохтонов на фронты Первой мировой. Не на передовую, не в бой - упаси Боже! - а на тыловые работы: рыть окопы и строить укрепления.

Но попытка мобилизации возмутила многонациональных россиян, не желавших ударить ради новой родины палец о палец, и привела к глобальному восстанию Туркестана. Три армейский дивизии, которые правительство было вынуждено снять с фронта для подавления мятежа в тылу, перебили и заставили бежать массу казахов и киргизов и сами потеряли 3 тыс. солдат и порядка 100 тыс. русского и прочего некоренного населения. Но в итоге Туркестанское восстание при Николае II так и не было полностью подавлено, а потом плавно переросло в революцию 1917 года и последующее движение басмачей. Оно, как известно, было разгромлено только большевиками и уже в 1930-х.

Впрочем, вскоре после октябрьской революции 1917 года в жизни Киргиз-Кайсацкой орды, продолжавшей зачастую вести кочевой образ жизни, стали происходить судьбоносные изменения уже по воле большевиков. В результате разрозненные и не слишком дружные между собой монголоидно-тюркоидные племена встали на путь этногенеза, завершившийся рождением синтетической и оседлой казахской нации.

Подарки большевиков

Основной этап казахского этногенеза связан с образованием прежде никогда не существовавшего государства Казахстан, которое было образовано путем искусственного (точнее: насильственного) объединения большевиками киргиз-кайсацких степей с русскими казачьими областями. Казачьих войск в тех краях было несколько: Яицкое (после Пугачевщины переименовано в Уральское), Гурьевское, Оренбургское и Семиреченское (самое обширное). Сегодня земли, некогда обнимавшиеся топонимом «Южный Урал» или «Южная Сибирь», именуются Северным Казахстаном. Но в те времена кочевникам на казачьих территориях появляться было запрещено.

Для большевиков казачество всегда было врагом, которого после победы красных в Гражданской войне надлежало смирять, ослаблять, ставить под контроль и не давать ему самостоятельности. Расказачивание - одно из тяжелейших преступлений большевизма, на грани геноцида. Поэтому, кстати, большевики не отвергли границу, проведенную в 1918 году по Брестскому миру немецким штыком и разрезавшую Область Войска Донского пополам, поделив казачье население поровну между Россией и Украиной. По той же причине южно-уральские казачьи земли оказались в Казахстане.

Декретом ВЦИК и СНК от 26 августа 1920 года Уральская казачья область была переименована в губернию и включена в состав автономной Киргизской республики. 5 апреля 1925-го декретом ВЦИК и СНК Киргизская республика оказалась переименована в Казакскую СССР. Киргизов следовало именовать казак-киргизами. А 5-й Всеказакский съезд советов, состоявшийся в Кзыл-Орде 19 апреля 1925 года, издал постановление «О восстановлении имени «казаки» за киргизской национальностью». Вот его небольшой текст: «Для восстановления исторически-верного имени киргизского народа 5-й Всеказакский съезд советов постановляет: впредь именовать киргиз - казаками».

В феврале 1936 года вышло постановление ЦИК и СНК Казахской ССР «О русском произношении и письменном обозначении слова «казак», которым буква «к» заменялась на «х». Отныне следовало писать не «казак» и «Казакстан», а «казах» и «Казахстан».

Наконец, 29 июля 1936 года в составе новоиспеченной Казахской ССР была образована Северо-Казахстанская область. В 1919-1925-х здешние земли считались Петропавловским уездом Омской губернии РСФСР. Но потом большевики произвольно передали его декретом ВЦИК и СНК РСФСР в состав Акмолинской губернии Автономной Киргизской республики, которая в 1925-1936 годах называлась Казакской АССР.

Вот так земли сибирских, оренбургских, гурьевских и уральских казаков оказались в административном подчинении современного Казахстана. А никому прежде особо не известные киргиз-кайсацкие племена превратились в титульную нацию и обрели территорию, многократно превосходящую их исконный ареал обитания, вторую по размеру после самой России в рамках СССР и девятую на карте мира.

Да, умели большевики делать подарки! Особенно за русский счет.

Первый националистический бунт в СССР

Осев на землях Казахстана, киргиз-кайсацкие племена приняли общий этноним «казахов» и погрузились в процесс ускоренного нациестроительства, сопровождающийся, как водится, форсированным сочинением национального мифа, что характерно для первого периода этногенеза. В процессе обычно с большим энтузиазмом участвует национальная интеллигенция бесписьменного народа (хороший пример - поэт Олжас Сулейменов с его книгой «Аз и Я»). С порождениями мифотворчества мы постоянно сталкиваемся, когда слышим выступления казахских политиков в СМИ.

Ближайший результат казахского этногенеза (а конечная цель любого этногенеза - достраивание этнической нации и сотворение ею национального государства, в идеале этнократии, с последующим созданием политической нации) проявился в 1980-е. И самым ярким проявлением стал так называемый Желтоксан - казахское национальное восстание декабря 1986 года в Алма-Ате, бывшей на тот момент столицей республики.

Главное требование восставших поразило видавших виды партократов, показалось диким всем советским людям, воспитанным в понятиях интернационализма. Они захотели назначить на должность главы республики представителя коренного населения, то есть казаха. Волнения перекинулись в Караганду и другие города и регионы.

Бунтовала в основном казахская молодежь и интеллигенция, на улицы вышло совсем новое поколение, не похожее на советских казахов. Утром 17 декабря на площади перед зданием ЦК собрались толпы молодежи, а их транспаранты гласили «Требуем самоопределения!», «Каждому народу - свой лидер!», «Положить конец великодержавному безумию!», «Нам нужен руководитель - казах!», «Мы за ленинскую национальную политику!» Тут же в духе времени были портреты Ленина.

При попытке пресечь бунт безоружными военнослужащими практически во всех «Уралах» были выбиты стекла, а многие военные - ранены. Счет убитым участникам столкновений перевалил за сотню. Подавить восстание удалось только после создания крупной оперативной группировки общей численностью более 50 тыс. военнослужащих из состава частей Среднеазиатского, Московского, Ленинградского и других военных округов, Военно-морского флота, внутренних войск МВД. Масштаб нешуточный.

В Казахстане случился первый в СССР открытый массовый бунт с откровенно националистической мотивацией. Казахи умудрились обогнать не только недобитых бандеровцев, но и ретивых, яро антисоветских прибалтов. Прозвучал первый звонок, возвестивший грядущую революцию этничности в СССР - прямой и непосредственный результат советского эксперимента в сфере национального строительства.

Конец центральной власти

Под идейным движением была объективная материальная подоплека - высокая рождаемость казахов, особенно в сельских регионах юга страны, их высокий естественный прирост на фоне снижения рождаемости русского населения в республике. С рождаемостью, естественно, увеличилась казахская пассионарность. А с ней росли и национальный инстинкт, и национальное самосознание. Они проявлялись в жизни, в повседневной практике этнического фаворитизма и протекционизма. 6 января 1987 года на расширенной коллегии КГБ республики, посвященной казахскому национализму, начальник пятого управления КГБ Казахской ССР полковник Нурахметов доложил о том, что в КазГУ количество студентов коренной национальности составляет 70%, преподавателей - 80%, а в других вузах - обстановка и того хуже. Стражи государственного спокойствия наконец-то спохватились, но было поздно.

Неудивительно, что, как сообщала по горячим следам парижская газета «Русская мысль», транспаранты, с которыми утром 17 декабря студенты вышли на улицы города, «были сделаны за три месяца до выступления», а «нити организации бунта тянулись от преподавателей вузов к творческой интеллигенции, таким как А. Мамбетов, главный режиссер Театра казахской драмы, и ведущий поэт О. Сулейменов, и далее к дому ЦК». Казахская элита, политическая и гуманитарная, не особенно скрываясь, встала во главе этнического восстания, более того, сознательно и целенаправленно его готовила.

Поначалу всему произошедшему была дана принципиальная оценка. В первых числах 1987 года вышло постановление ЦК КПСС, в котором произошедшее прямо объявлялось проявлением казахского национализма. Однако после обращения группы депутатов Верховного Совета Казахской ССР формулировка была отменена (национальный вопрос всегда был ахиллесовой пятой у коммунистов). А 22 июня 1989 года Нурсултан Назарбаев сменил Колбина на посту главы республики, чем инцидент и увенчался.

Но - не исчерпался. Ведь с тех пор Назарбаев никогда не забывал, кому и чему он обязан своим положением - и какая сила на самом деле главная. На нее он опирался всегда.

Как только провал ГКЧП открыл путь на выход республик из СССР, так немедленно, уже в том же августе 1991 года на сессии Верховного Совета СССР состоялись знаковые выступления первых лиц. Вначале - президента Киргизии Аскара Акаева, который назвал текст подготовленного для подписания Союзного договора неприемлемым, поскольку он стал «компромиссом между демократическим движением к свободе и независимости суверенных республик и стремлением центра сохранить свою власть». А время для компромиссов, по мнению этнократов, бесповоротно миновало: настал час их полновластия в своих улусах. Вторым подоспел президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, заявивший, что Казахстан никогда не будет подбрюшьем ни одного региона и никогда не будет ни для кого младшим братом. Он назвал выработанную - по его же инициативе! - в Ново-Огареве схему опасной. Но опасность, ясное дело, состояла в одном: схема ограничивала полновластие национальных элит в пользу центра. Они же были полны решимости покончить с центральной властью навсегда. И покончили.

Единственное, что их беспокоило, - вопрос о территориальной целостности и границах новообразующихся этнократий. Назарбаевым и кравчукам не хотелось расставаться с земельными приобретениями, то есть подарками большевиков, сделанными за счет русского народа. Между тем вопрос неожиданно обострился после заявления ельцинского пресс-секретаря Павла Вощанова. Который возьми, да и брякни, что в связи с заявлениями ряда республик о выходе из СССР российское руководство оставляет за собой право поднять вопрос о пересмотре границ с соседними государствами.

На Украине и особенно в Казахстане на заявление Вощанова последовала жесткая реакция. Российским делегациям пришлось срочно вылететь в Киев и Алма-Ату. Мы не знаем, как проходили там переговоры, чем националы грозили и что обещали Борису Ельцину. Но в результате Россия официально заявила о невозможности пересмотра границ и взаимном уважении территориальной целостности республик, и 16 декабря 1991 года, через пять лет после Желтоксана, Казахстан провозгласил независимость.

А в 2006-м, в 20-ю годовщину декабрьских событий, Назарбаев открыл монумент «Заря независимости», установленный на улице с характерным новым названием «Желтоксан». Памятник своему триумфу. Одноименные улицы появились в Астане, Шымкенте, Таразе, Кызылорде, Талдыкоргане, Экибастузе, а также ряде других городов и поселков.

Окончание следует

Автор(ы):  Александр Севастьянов, патриарх русского национализма
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~1wjvm


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest
забудем про хохлов, казахов и прочих борзых зверюшек, есть государство русского народа, мы знаем его границы, нам ясны цели развития, вперед господа-товарищи
Имя Цитировать 0