Дворянское депутатское собрание в Воронеже: великое прошлое и мемориальное настоящее

Дворянское депутатское собрание в Воронеже: великое прошлое и мемориальное настоящее
20 Октября 2024

По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия и инициативе Губернского дворянского собрания, реготделения движения «За Веру и Отечество», Императорского православного палестинского общества и представительства Союза потомков галлиполийцев на доме по Чайковского, 3, в Воронеже появилась мемориальная доска в честь воронежского Дворянского депутатского собрания, существовавшего в городе с 1786 года.

Доска изготовлена по проекту предводителя Губернского дворянского собрания профессора Евгения Барсукова в преддверии двух круглых дат, отмечающихся в 2025 году, - 240-летия издания императрицей Екатериной II «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и 35-летия воссоздания Российского дворянского собрания - союза потомков российского дворянства.

Церемония открытия доски на Чайковского прошла при участии начальника управления культуры мэрии Воронежа Андрея Харитонова. Был зачитан поздравительный адрес тамбовского Губернского дворянского собрания. Чин освящения отслужил настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира протоиерей Геннадий Пашкевич.

доска.jpg

В традиционном обществе государствообразующей основой столетиями было военно-служилое дворянство. В иерархии России до 1917 года роль общественной элиты играло сословие, которое веками формировалось из целого ряда неоднородных социальных компонентов (от княжеской владетельной, боярской родовой аристократии и служащих по московскому списку до выборных дворян по уездам и детей боярских в провинции).

В ходе петровских реформ оно было объединено в единый шляхетский / дворянский класс, назначением которого являлась служба Российскому государству и престолу.

После учреждения Петром I Табели о рангах открытость высшей социальной страты для выходцев из низших слоёв значительно возросла, что было особенно заметно в периоды войн. За личные заслуги, по выслуге в офицеры и по ордену выходцы из низов становились полноправными членами благородного общества. На слуху у воронежцев судьба ветеранов войны 1812 года с Наполеоном - капитана И.С. Мягкова (из солдатских детей), капитана С.Д. Суворина (из крестьян), отца русского националиста, литератора, издателя и общественного деятеля Алексея Суворина, и поручика С.И. Мосина (из крестьян), отца великого русского оружейника, изобретателя знаменитой винтовки.

Они сумели одолеть путь к потомственному дворянству на военном поприще. Но! В Российской империи было немало условных Ломоносовых, Сперанских, Менделеевых, реализовавших свои таланты и воспользовавшихся социальным лифтом на гражданской стезе. И первые, и вторые в совокупности обеспечили рост численности русского дворянства в первой половине XVIII века примерно на 30%, во второй половине - на 40%, в первой половине XIX столетия - на 50%. К середине XIX века новопожалованные службисты составляли около 59% сословия, а на рубеже XIX-XX веков - 66%.

Существенный импульс к упорядочению прав и обязанностей дворянства был придан «Учреждением для управления губерний» (1775) и особенно «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (1785). В грамоте даётся определение дворянства как сословия, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы».

Грамота не только фиксировала качества, права и привилегии сословия, но и устанавливала порядок функционирования региональных дворянских сообществ. Они наделялись полномочиями на местах. Самоорганизация дворянства носила прогрессивный характер, несла в себе здравомысленные зачатки умеренного либерализма с его естественными правами, свободами, уважением к личности. А по факту выступала механизмом эволюционного формирования гражданского общества.

Грамота провозглашала неотделимость дворянства от народа и нерасторжимую связь дворянских прав и обязанностей, корпоративно сплачивала служилое сословие. Главными добродетелями признавались в документе вера в Бога и верность престолу.

Несмотря на дарованную дворянству свободу от обязательной постоянной службы, грамота сохраняла незыблемым и главенствующим долг - по первому зову верховной власти не щадить ни труда, ни сил, ни жизни для защиты и укрепления государства.

Воронежские исследователи Александр Акиньшин и Олег Ласунский в книге «Воронежское дворянство в лицах и судьбах» пишут: «… про кого наши учебники по русской истории вспоминали, когда речь заходила о достижениях на гражданском поприще, в хозяйственной деятельности, особенно в ратном деле? Про представителей дворянского сословия… Издавна зародившиеся нравственные нормы заставляли дворян, образованную часть общества, осознавать сословный долг перед Отечеством».

Отдельно профессор кафедры истории России Воронежского госуниверситета Александр Акиньшин даёт высокую оценку дворянским депутатским собраниям в рецензии на монографию Т.Н. Литвиновой «Дворянские сословные учреждения Воронежской губернии в последней четверти XVIII - первой половине XIX вв.»:

«Дворянские сословные учреждения в Российской империи играли заметную роль не только в организации внутренней жизни самого сословия, но и в местном управлении. Дворянство выбирало одну треть состава губернских учреждений и почти половину чиновников уезда. Губернский предводитель входил во все комиссии и комитеты, которые создавала местная администрация, уездный предводитель не только их возглавлял… но и являлся фактически главой исполнительной власти в уезде...

В первой половине XIX века непрерывно нарастало количество административно-хозяйственных обязанностей, которые налагались на дворянских предводителей и расширяли его (дворянства) участие в делах правительственной администрации… при том что выполнять поручения он должен без жалованья, без возмещения расходов, из одной только чести. Представители дворянского самоуправления играли существенную роль в раскладке земских повинностей, обеспечения народного продовольствия, проведении рекрутских наборов и других мероприятиях... [Важно отметить] участие дворянских предводителей в работе учреждений народного просвещения и здравоохранения. Как примеры приводятся пожертвования генерал-майором Николаем Дмитриевичем Чертковым полутора миллионов (рублей) и тысячи (душ) крепостных для строительства в Воронеже здания кадетского корпуса, пожертвования графа Дмитрия Борисовича Девиера, помещиков Ивана Николаевича Черенкова, Семёна Алексеевича Викулова на развитие местных уездных училищ. Существенную роль играли уездные предводители в разрешении конфликтных ситуаций между помещиками и крестьянами».

доска2.jpg

Неслучайно для установки доски в честь Дворянского депутатского собрания выбрана Чайковского, 3. С 1790-х годов на углу современных улиц Фридриха Энгельса (Малая Дворянская) и Чайковского (Сенная) был построен дом Д.В. Черткова, действительного статского советника и губернского предводителя. В 1820-е здание отошло к Дворянскому депутатскому собранию, существовавшему в Воронеже с 1786 года. В то время его не только перестроили, но и расширили со стороны нынешней улицы Чайковского; был, в частности, устроен роскошный зал дворянских выборов с шестиколонным портиком.

В 1850-е годы у здания появились пристройки, куда переехал дворянский клуб, ранее снимавший частный дом. Там проходили дворянские выборы, различные вечера, концерты, балы, где блистал цвет местного общества. Там же была домовая церковь.

После 1917 года площадка бывшего Дворянского депутатского собрания использовалась в различных целях, в том числе под филармонию. Здание собрания - замечательный образец русского классицизма, впервые принятый под охрану как памятник архитектуры в 1926-м, что в 1948-м подтвердил своим постановлением совет министров РСФСР.

Хотя уцелевшая в горниле битвы за Воронеж коробка стен внушала надежду на восстановление архитектурного ансамбля, в годы послевоенной разрухи здание не сохранили. Теперь на его месте - пятиэтажный жилой дом с отделом полиции во дворе.

собрание.jpg

В разные годы здание воронежского Дворянского собрания посещали:

император Александр II (в 1837 году, будучи наследником престола); 

члены императорской династии Романовых;

В.И. Жуковский, поэт;

Д.В. Чертков, участник присоединения Крыма в 1782-1783 годах, заметный организатор помощи русской армии в Отечественную войну;

Н.И. Тулинов, воронежский губернский предводитель дворянства, меценат;

А.Н. Сомов, организатор строительства первой железной дороги в Воронеже;

М.А. Веневитинов, видный русский археолог, историк, просветитель и литератор, директор Московских Публичного и Румянцевского музеев;

С.М. Сомов, покровитель местного музыкального общества;

Н.И. Шидловский, общественный и государственный деятель, смоленский, лифляндский губернатор, сенатор;

А.И. Алёхин, общественный и государственный деятель, воронежский губернский предводитель дворянства, депутат Государственной Думы;

А.А. Алёхин, чемпион мира по шахматам, сын А.И. Алёхина.

В 1907-м на благотворительном вечере в воронежском Дворянском собрании побывал писатель Иван Бунин и, как считается, образно передал обстановку бала в рассказе «Натали». В октябре 1910 года там при аншлаге прошли концерты Фёдора Шаляпина.

23 октября 1937-го на открытии филармонии блистала легендарная Надежда Обухова. Сюда приезжали на гастроли скрипач Давид Ойстрах и композитор Исаак Дунаевский.

Время идеологических ярлыков советского времени благополучно миновало. Пришёл черёд почтить бесспорный вклад дворянских собраний в величие нашей Отчизны.

Автор(ы):  Юрий Лукин, историк, монархист
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~5eWg2


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest
Старички все не наиграются
Имя Цитировать 0
0
Киса
На снимке явно "Союз меча и орала". Каждый из них - гигант мысли отец русской демократии особа приближенная к императору.
Имя Цитировать 0