Свинья в апельсинах. Главный воронежский режиссер Михаил Бычков подрался с дирижером Коробовым на «Свадьбе Фигаро» в МосквеХудрук воронежского Камерного театра и Международного Платоновского фестиваля Михаил Бычков, областной министр культуры Мария Мазур и курирующий вице-премьер Олег Мосолов вляпались в грандиозный скандал, связанный с выдвижением оперы «Свадьба Фигаро» в постановке Бычкова на получение национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в шести номинациях. Во-первых, работа Бычкова разгромлена авторитетным оперным критиком Вадимом Журавлевым. Он сравнил офицера французского ордена искусств и литературы, являющегося советником губернатора Александра Гусева, со свиньей в апельсинах и ветеринаром в театре. Во-вторых, стало известно, что на показе «Свадьбы Фигаро» в столице Михаил Бычков подрался с главным дирижером Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Феликсом Коробовым. Глухой театральный режиссер Мария Мазур и ее подчиненные подали выдвижение «Свадьбы Фигаро» на шесть номинаций «Золотой маски» с большой помпой. По сообщению департамента культуры области, воронежский Театр оперы и балета стал одним из первых участников конкурсной программы театрального фестиваля «Золотая маска» в 2022 году. 15 января он показал на сцене Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». А посетившая постановку Мазур заявила, что участие Театра оперы и балета в фестивале «Золотая маска» - «большая честь и признание высокого профессионального уровня культурного учреждения», которое возглавляет танцовщик Александр Литягин. «Свадьба Фигаро» вызвала неподдельный интерес у московской публики, спектакль прошел с аншлагом, - сказано в пресс-релизе департамента. - Вместе со зрителями его смотрели члены жюри «Золотой маски». Занятые в спектакле артисты работали с полной творческой отдачей. Главные партии исполнили номинантки премии, солистки МАМТа Наталья Петрожицкая и Екатерина Лукаш, а также ведущие воронежские солисты Кирилл Афонин, Александра Добролюбова, Федор Костюков, Юлия Проняева и другие. Симфоническим оркестром театра дирижировал маэстро Феликс Коробов».
Мария Мазур. Сам Михаил Бычков по горячим следам написал в Facebook, что спектакль прошел в целом вполне прилично и поблагодарил свою команду за самоотверженную работу. Но потом что-то пошло не так, и авторитетный оперный критик Вадим Журавлев разнес постановку Бычкова в пух и прах. По его мнению, национальный театральный фестиваль «Золотая маска» превратился в соревнование бюджетов и местечковых амбиций. Поэтому «когда на провинциальную ерунду прикрепляется ярлык «Одобрено экспертами «Золотой маски», то даже у ее создателей, тех, кто прекрасно понимают, что спектакль вскоре забудут как страшный сон, возникает ощущение: «Мы создали шедевр». Сначала оргвыводы Журавлева, которые он сделал в своем видеоблоге: главный воронежский режиссер, офицер французского ордена искусств и литературы Михаил Бычков «поднаторел в добывании бюджетов для своего театра и подведомственного ему Платоновского фестиваля». Но в опере Бычков «как свинья в апельсинах», образно говоря, «был ветеринаром, но обратился к театру, в данном случае - музыкальному».
Михаил Бычков. Авторитетный критик признался, что уже видел сколько-то лет назад в Москве очень плохой оперный спектакль Михаила Бычкова «Вертер», а «Свадьба Фигаро» в постановке Бычкова - «яркий пример глухого театрального режиссера, который уже ставил или пытался ставить Пьера Бомарше, а теперь берется за Моцарта». «Бычков декларирует: действие спектакля переносится на сто лет назад по отношению к нашему времени, люди в его опере пережили войну, сами понимаете, какой отпечаток она на них оставила, - рассказал Журавлев. - Но беда в том, что музыка Моцарта восстает против плоской идеи Бычкова. Она бурлит, сверкает, переливается всеми красками. А спектакль становится серым и скучным, как черно-белые кадры кинохроники Первой мировой, которые сопровождаются музыкой с художественным стрекотом». Надругательство над музыкой Теперь о деталях. «Свадьба Фигаро» Михаила Бычкова, как полагает Вадим Журавлев, звучит хуже, чем та же постановка в любом студенческом коллективе. И спектакль не спасает ни участие главного дирижера Московского академического Музыкального театра Феликса Коробова, ни двух столичных певиц - Петрожицкой (партия графини) и Лукаш (партия Керубино). Они, по замечанию критика Журавлева, «выделялись на фоне остального ансамбля штатных певцов, но качество звучания воронежского коллектива было ужасно». «Понятно, почему спасают положение московскими солистками, - пояснил критик, - и налицо типичный пример неумения создать оперный коллектив на месте». В отличие от министра культуры Марии Мазур, которая обнаружила неподдельный интерес к бычковской халтуре со стороны московской публики, Вадим Журавлев констатировал, что на постановке побывали в основном городские сумасшедшие, сотрудники фестиваля «Золотая маска», театральные критики, явку которых, будучи членом президентского совета по культуре и искусству, организовал сам Михаил Бычков, и жена Владимира Урина, гендиректора Большого театра. «А у властей в Воронеже, наверное, сложилось впечатление, что в оперном театре все отлично, на высоком художественном уровне», - как будто прочитав официальное сообщение Мазур и Ко, предназначенное для ушей губернатора Александра Гусева, предположил Журавлев.
Феликс Коробов. Достаточно побывать на первых 30 минутах, уверен оперный критик, чтобы понять ничтожество бычковского спектакля. Артистов просто не слышно. Они жуют текст, слов непонятно. Им, как считает Вадим Журавлев, «не помешал бы не модный режиссер - чиновник Бычков, а коуч по итальянскому и коуч по пению в итальянском стиле». «Заявив послевоенную постановку, Михаил Бычков сделал традиционный спектакль, который ничем не отличается от тысяч других «Свадеб Фигаро», - добавил критик. Согласно его заключению, «как театральный режиссер Бычков не позволяет артистам стоять столбом, они все время мельтешат на сцене, есть даже велосипед. Но когда Сюзанна (горничная и невеста главного персонажа - Фигаро. - ред.) в который раз складывает руки на груди, становится очевидно, что играть певцы не умеют». С декорациями тоже беда: «Они состоят из мешков с чем-то сыпучим, которые туда-сюда носят, а также фанеры, крашеной под дворец. Но качество исполнения декораций оставляет желать лучшего». Ну и убийственное резюме: «Вот к чему приводит желание любого барина, хоть в Москве, хоть в Воронеже, попрыгать на оперной сцене».
Впрочем, Журавлев акцентировал внимание не только на работе актеров и Михаила Бычкова, но и на состоянии воронежского Театра оперы и балета: «Принято ругать режиссеров, которые уничтожают оперу. Но на самом деле ее уничтожает музыкальное исполнение». По заверению критика, театр находится в бедственном положении, в чем он имел возможность убедиться, побывав недавно в Воронеже, где «нашлось большое количество желающих посетить концерты четы Нетребко в торговом центре с запахом McDonald’s». Журавлева, как выяснилось, пригласили в Театр оперы и балета на прогон готовящегося спектакля, но прогон оказался слишком сырой и он быстро с него ушел, поскольку увидел то же самое надругательство над музыкой, что и у Бычкова. И, наконец, общие впечатление: «Пыльное старое здание, убогие коридоры, атмосфера упадка, которая просто кричит об отсутствии идей»; «На оперы собираются по 300 человек, их играют в полупустом зале», «Четверть века назад в Москву из Воронежа привозили какую-то кошмарную «Травиату». С тех пор, похоже, ничего не изменилось». Барин, барыня и холопы Однако авторитетный оперный критик Вадим Журавлев оказался не единственным, кто испортил Михаилу Бычкову, Марии Мазур и вице-премьеру области Олегу Мосолову, курирующему, в том числе, культуру, сочный пиар от эффекта выдвижения «Свадьбы Фигаро» в постановке Бычкова сразу на шесть номинаций «Золотой маски». «В сюжете с показом мегаспектакля Михаила Бычкова в Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко - вся соль воронежской культуры, - написал телеграм-канал «Abyrvalgvrn». - «Свадьба Фигаро» получила разгромнейшую критику. А сам показ в столичном театре закончился форменной потасовкой между режиссером и дирижером. Как сказал уважаемый критик Вадим Журавлев, «я надеюсь больше никогда не услышать в своей жизни подобных графа и Сюзанну», которых играют Кирилл Афонин и Александра Добролюбова.
Но по сюжету со «Свадьбой» из Воронежа можно писать пьесу, что мы и сделаем. Итак, действующие лица драмы «Театральная трагедия, или Сидели бы вы лучше дома, барин…»: престарелый барин - Михаил Бычков, его падчерица - Мария Мазур, герой-любовник - Александр Литягин, гастарбайтеры - актеры Театра оперы и балета. Все отмечают ужасную организацию выезда труппы. Вывезли аж 150 человек, везли как гастарбайтеров - плотненько в автобусах. Людей элементарно не кормили, в гостинице был только завтрак! Не дали командировочных, обещали космические 100 рублей в сутки, а потом что-то пошло не так. Как выяснилось позже, на спектакле присутствовала Мазур, но она не сочла нужным ни поприветствовать артистов, ни поблагодарить за спектакль и вообще не появилась за кулисами! Собственно, а зачем ходить к холопам? Отдельный значимый пункт - хамство, с которым Михаил Бычков вел репетиции по отношению к техническим службам московского и воронежского театров. Бычков матерился как сапожник, точнее, как кавалер ордена подвязки. Матерное хамство, унижение, крики, ультиматумы и т.д. - привычное поведение худрука Камерного театра, которое в Воронеже считается атрибутом бычковской гениальности. Но цирк с голодными актерами в Москве выглядел как крепостной театр папаши Бычкова и его младшего партнера Александра Литягина. А вишенкой на торте стала драка Бычкова с главным дирижером столичного Музыкального театра Феликсом Коробовым прямо за кулисами во время аплодисментов. Оскорбленный французский маркиз Бычков, потрясая орденом, вопил в адрес холопов (актеров) что-то типа «Что бы вы все сдохли», а потом отказался выйти на поклон, хлебнул коньяку и покинул тусовку, громко хлопнув дверью.
Театр был в пути из Москвы в Воронеж, когда пресс-служба департамента культуры области начала рассылать оды радости в местные СМИ о триумфальных гастролях со слов Конивец и Литягина - «Аншлаг и фурор». А на следующие сутки вышли совершенно разгромные рецензии от столичной критики о полном режиссерском и исполнительском провинциальном уровне спектакля. Но театр по-прежнему продолжает декларировать свой успех и выдвижение сразу в шести номинациях на премию «Золотая маска». Что же нас ждет дальше? Теперь в новых планах директора и худрука Александра Литягина - постановка оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Однако в театре просто нет своего ресурса для выпуска спектакля. Нет своих качественных солистов на партии Кармен и Хозе, нет необходимого количества артистов хора (минимум 50 человек), нет детского хора. Но Литягин снова собирает отнюдь не дешевую команду постановщиков на весьма масштабный спектакль. За дирижерский пульт встанет Феликс Коробов, с которым подрался Михаил Бычков, и новый для театра режиссер Азаров. Плюс приглашенные солисты из Москвы на ведущие партии. И мы понимаем, что выйдет новое освоение бюджета и что Коробов прекрасный дирижер, но он не работает за еду или за спасибо, как и те, кто приедет с ним в Воронеж. Возникает вопрос: откуда берется репертуарная политика при столь высоких затратах и как бы отсутствии финансирования оперы?»
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~z0pI2
Люди, раскачивайте лодку!!!
|