Иран и Саудовская Аравия оказались на пороге войны

Иран и Саудовская Аравия оказались на пороге войны
5 Января 2016

Обострение отношений между Ираном и Саудовской Аравией, начавшееся с первых чисел января, напоминает конфликт между Россией и Турцией. Сначала - длительный период ухудшения отношений, а затем - резкое повышение градуса. В случае с российско-турецким конфликтом формальным поводом стал российский бомбардировщик Су-24, сбитый турецким истребителем F-16. А вот в случае с ирано-саудовским им оказалась казнь саудитами в числе 47 человек популярного шиитского проповедника Нимр ан-Нимра, обострившая не только конфликт с Ираном, но и общий накал суннитско-шиитского противостояния.

«Иран и Саудовская Аравия уже достаточно давно находятся в состоянии борьбы друг с другом за влияние в исламском мире, что в последнее время вылилось в непрямые войны между ними на территории третьих государств, - комментирует севастопольский блогер Борис Рожин. - Если посмотреть на весь спектр войн, идущих на Ближнем Востоке, то без труда можно увидеть, что Иран и Саудовская Аравия де-факто ведут гибридную войну на территории Сирии. Во-первых, Тегеран поддерживает Сирию и отряды Хезболлы против отрядов мятежников, спонсируемых Эр-Риядом. Во-вторых, хуситов и военных в Йемене против свергнутого президента и иностранных интервентов во главе с саудитами. В-третьих, в Ираке шиитские ополченцы помогают армии Ирака воевать с радикальными исламистами, к созданию и поддержке которых приложили руку саудиты.

С учетом того, что в Сирии у российско-ирано-сирийской коалиции в течении последних месяцев были определенные успехи, а мятежники и исламисты, наоборот, терпели неудачи, а также с учетом успехов хуситов в Йемене казнь шиитского проповедника Нимр ан-Нимра выглядит как сознательная месть Ирану и шиитам с целью повысить общий градус конфликта. Решение, судя по всему, было просчитанным, так как даже США в ответ на окрики из Вашингтона посланы лесом. Так происходит потому, что за последние годы Штаты в значительной мере потеряли влияние на своих союзников и сателлитов. Поэтому Турция, поплевывая на Вашингтон, вторгается на территорию американского сателлита - Ирака - и отказывается оттуда уходить, а некогда верные саудиты откровенно шлют американцев лесом, целенаправленно разжигая религиозный конфликт. А он рискует поломать все комбинации Вашингтона, связанные с усилиями США в Ираке и северной Сирии. Саудовская Аравия так же, как и Турция, стремится показать, что она является самостоятельным игроком, и игнорировать ее явно не стоит.

Разжигание межрелигиозной войны и обострение суннитско-шиитского конфликта - инструмент. С его помощью саудиты пытаются перекроить всю ближневосточную доску под себя. Но вот последствия у действий Саудовской Аравии могут быть весьма неприятными для очень многих стран, которые может зацепить эскалация.

Саудовская Аравия уже разорвала дипломатические отношения с Ираном (воспользовавшись удобным поводом, связанным с разгромом посольства Саудовской Аравии в Тегеране в ответ на казнь шиитского проповедника). Вслед за Саудовской Аравией дипотношения с Ираном разорвали Бахрейн и ОАЭ. А зависимый от саудовских денег Судан, продающий Эр-Рияду войска для войны в Йемене, понизил уровень отношений с Тегераном и отозвал посла. Официальные объяснения разрыва отношений наглядно говорят, что разгром посольства и казнь проповедника - всего лишь повод, главная причина - борьба с иранским влиянием на процессы на Ближнем Востоке и в Персидском заливе, которая обостряется вместе с прекращением так называемого перемирия в Йемене. Там коалиция саудитов завязла в боях с хуситами и бесчинствующими в тылу отрядами Халифата и «Аль-Каиды». На данном этапе призывы к миру со стороны Москвы и Вашингтона едва ли могут серьезно поменять отношения Ирана с СА. Обе стороны открыто друг другу угрожают, но за словами могут последовать и действия, не обязательно прямые».

«Иран и Саудовская Аравия вышли на новый уровень конфликта, - соглашается политолог Сергей Марков. - Иран - лидер всех шиитов, спонсор всех шиитских боевых отрядов, включая Хезболлу в Ливане, шиитских армий в Ираке, Сирии, Йемене. А Саудовская Аравия - лидер радикального суннизма в форме ваххабизма или салафизма. Иран и СА уже много лет воюют друг с другом в разных странах. Теперь они вошли в новый этап конфликта, который может привести к: 1. Военному столкновению армий стран-добытчиков нефти №1 и 5, а значит - кризису на рынке нефти. 2. Резкому усилению резни суннитов и шиитов во многих странах. 3. Падению правительств в ряде стран. 4. Падению режима саудитов в Аравии. 5. Военной атаке какой-то коалиции мусульман на Израиль. 6. Вводу войск США в те или иные страны региона. 7. Мы рискуем оказаться в новом опасном мире. Вот почему все так забеспокоились из-за разрыва дипотношений между Саудовской Аравией и Ираном. Главная задача России - не впутаться в резню между шиитами и суннитами. А то много желающих, чтобы русский Ваня таскал каштаны из огня. Мы должны по максимуму уклоняться от участия в конфликте. Быть посредником - другое дело».

Эксперты расходятся в оценках перспектив военного противостояния Ирана и Саудовской Аравии. «Саудовская Аравия проиграет Ирану в случае военного конфликта, - уверен Марков. - СА - нефтяная и финансовая сверхдержава. Но ее армия относительно слаба. А стабильность держится только жестокой диктатурой и покупкой лояльности населения высокими доходами. Нарастание конфликта потрясет Саудовскую Аравию, но не разрушит Иран, власть которого базируется на своеобразной, но демократии. Нелиберальной демократии, как ее называют. На воле народа. И армия, и общество в Иране на порядок сильнее, чем в СА».

«Для саудитов война с Ираном была бы самоубийством, - замечает между тем русский политик и публицист Егор Холмогоров. - Ведь с учетом Сирии и Йемена у них одновременно будет три фронта. Для Ирана, напротив, откроется возможность решить множество проблем одним ударом, особенно сейчас, имея на своей стороне шиитский Ирак. Но Иран упирается с Саудовской Аравией в то же, во что и Россия с Украиной. Даже если он одержит победу, ему не дадут ее использовать. Навалятся весом всего мирового сообщества в лице США. Поэтому, думаю, войны не будет. Пока развитие конфликта напоминает российский вариант с Турцией».

Егор Холмогоров добавляет, что серию разводок и провокаций против ирано-российского альянса продумывал внешнеполитический гений: «Судите сами. Ирано-российский альянс мог бы стать самой мощной доминирующей силой на Ближнем Востоке. Но такого нельзя допустить. Тогда серией провокаций каждому участнику альянса навешивается на загривок смертельный враг. Но не тот, что другому участнику альянса. В результате и Иран, и Россия имеют по смертельному врагу, а общих врагов не имеют. Причем сами по себе Турция и Саудовская Аравия - не союзники, их альянс не может стать центром силы в регионе. Но стоит России поддержать Иран против СА или Ирану Россию против Турции, как оба врага блокируются вместе против нашего альянса. При том, что, будь общим врагом России и Ирана Саудовская Аравия, к примеру, ее бы быстро закатали в асфальт. А так и Россия, и Иран вынуждены находиться в противофазе и снижать поддержку друг друга, чтобы наряду со своим врагом не получить в довесок чужого».

Стоит добавить, что перед Новым годом турецкий лидер Реджеп Эрдоган совершил визит в Эр-Рияд. Его инициатором, по заявлению турецкой стороны, был король Салман бен Абдель Азиз аль-Сауд. Главный редактор журнала Российского института стратегических исследований Аждар Куртов говорит, что, несмотря на союз СА и Турции против Ирана и России по Сирии, между ними есть принципиальные разногласия. «Безусловно, кооперация Саудовской Аравии и Турции в Сирии носит антироссийский характер, - уверен эксперт. - Ненависть к врагу их объединяет. Врагом для них в настоящее время выступает Россия, которая в союзе с Ираном пытается сделать на Востоке то, что не соответствует интересам Турции и Саудовской Аравии. В таком смысле враг моего врага - мой друг. Саудовская Аравия и Турция по разным каналам финансируют террористические организации, которые воюют против Башара Асада. Мы, в свою очередь, поддерживаем законные сирийские власти. Одним словом, их союз против Сирии - союз против России. Но есть исторические противоречия, которые существуют между Саудовской Аравией и Турцией. Политика Эрдогана направлена на создание новой Османской империи - лидера в регионе Ближнего Востока, что естественным образом наталкивается на противодействие Саудовской Аравии, которая сама претендует на региональное лидерство. Долгое время территория нынешней СА находилась под властью Османской империи, а турецкий султан был к тому же духовным лидером - халифом. Эр-Рияд, соответственно, такого не признает, так как считает, что халифом может быть только араб, потомок пророка Мухаммеда».

Добавим также, что в противостоянии саудитов и Ирана важен не только религиозный аспект (сунниты-шииты), но и национальный (арабы-персы).

Топ-20 негативных и позитивных событий 2015 года

Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~PnWwu


Люди, раскачивайте лодку!!!