Рыцарь воронежской журналистики. Памяти Владлена Волкова

Рыцарь воронежской журналистики. Памяти Владлена Волкова
9 Апреля 2021

Думаю, что Владлен Волков - последний из тех, кого в Воронеже с полным правом можно было бы назвать журналистом. По крайней мере такого главного редактора, как Волков, который воспринимал бы свою должность как служение, уж точно не сыщешь.

В наше время, когда бывшие правофланговые свободной либеральной журналистики стали рупорами некогда яростно критикуемого ими режима, когда журналистика умерла и, с одной стороны, превратилась в пропаганду, а с другой - в торговлю компроматом, пример Владлена Волкова и его газеты «Семилукский вестник» особенно показателен.

Безвременная кончина 45-летнего Волкова огорчила меня не только как человека, сочувствующего ему в его трудах. «Семилукский вестник» Владлена я воспринимаю и как образец настоящей журналистики (быть может, единственный в своем роде не только в Воронежской области), и как пример журналистской стойкости, и даже как некий уникальный социально-экономический эксперимент, доказавший возможность существования профессии в современных условиях. 

Не могу не вспомнить известного специалиста в области проблем коммуникации Иосифа Дзялошинского, который выделяет три установки, определяющие отношения журналиста к аудитории. 

Первая. Журналист над аудиторией. Трансляция неких заданных сверху установок, создание картины мира в угоду власть предержащих и крупных бизнес-структур. Журналистика наемного оптимизма. Пропагандистские СМИ. 

Вторая. Журналист рядом с аудиторией. На первом месте - информирование, развлечение, заигрывание с публикой, превращением СМИ в постоянно действующее шоу. СМИ с принципиальной теплохладностью, их читатель или зритель в первую очередь - потребитель. 

Третья. Журналистика соучастия. Речь идет о поиске в обществе формулы гражданского согласия, создании доверительных и открытых отношений между людьми, а также, как сказал поэт, стремлении к тому, чтобы «не глумилась челядь и не кичилась власть».

Многие заметят, что соучастие «Семилукского вестника» было избирательным. Недаром «Блокнот-Воронеж», сообщив о кончине Владлена, написал, что Волков держал в страхе воронежских чиновников. Ну или как минимум был грозой семилукских. 

Правда в словах моих коллег есть. Владлен, по-моему, зачастую не отличал чиновника от преступника и не признавал презумпции невиновности в отношении крапивного племени бюрократов. 

Приведу наш характерный диалог с Владленом в социальной сети «В.Контакте». Волков прислал мне номер газеты за 27 февраля 2020 года и не в первый раз попросил: «Давайте обсудим, что надо поменять в газете, что там не так». 

На первой странице номера были снимки 33-летней жительницы Воронежа, директора фирмы «Славянское наследие». Она была избрана в райсовет по спискам «Единой России». А под ее снимком в газете находился броский заголовок: «Мать крокодилов и ее дети». 

Но далее привожу свой диалог с Владленом.

Святослав: Просмотрел последний номер. Все как всегда. Интересно, остро. Но ты все же перебираешь в своей пролетарской ненависти. Фраза из первой заметки о ДТП меня резанула: «Не исключено, что преступником был кто-то из богачей, живущих в поселке Лесково». Зачем вот так огульно оскорблять всех жителей поселка? 

И с депутатшей ты, мне кажется, перебрал. Помягче с женщинами надо бы... Наоборот, надо было тонко польстить ей, а не будить в ней врага и зверя. Мне показалось, что у героини больше чувства юмора, чем у автора.

Владлен: Ваши аргументы мне кажутся убедительными. Но! Молодая предпринимательница ведет страничку в социальной сети Instagram, которая разительно не похожа на жизнь директора крупной фирмы и депутата. Там нет фотографий с работы, зато масса фото с различных гламурных мероприятий и провокационных фото-сессий вроде снимка с индюком у здания областного правительства, видео в купальнике с раздвинутыми ногами и т.п. 

Наверху страницы краткое описание ее хозяйки - «Выходила на берег Катюша». Указаны основные направления деятельности: «Внедряю раздельный сбор», «Мать крокодилов», «Спасаю реки», «Депутат», «Развожу и пишу» и т.п.

Да-да, именно так - «Мать крокодилов»! Мы, конечно, не против шуток и юмора. Но ведь даже знаменитые юмористы Владимир Зеленский и Михаил Евдокимов, избравшись в свое время на государственные посты, перестали шутить. А госпожа Колесникова раньше вроде бы не была замечена в «Аншлаге» или «Comedy Woman». 

Вы можете себе представить, чтобы на страничке губернатора или главы администрации Семилукского района в социальных сетях было написано «Отец крокодилов»? Или даже просто «Спасаю реки»? Даже Жириновский ни в чем подобном замечен не был!

Святослав: У каждого свое чувство юмора...

Владлен: Так давайте поменяем главного редактора!

Святослав: Нет уж, взялся за гуж... Дело в том, с каких позиций воспринимать окружающий мир. Если через призму классовой ненависти, то все логично и правильно. Но, я думаю, более перспективный взгляд если и не с позиций солидаризма, то социал-демократический...

Наш диалог случился после того, как 2 октября 2019 года Владлен попросил меня открыть в газете рубрику в стиле «Сто строк в конце тоннеля» Льва Кройчика, хотя, по его мнению, сам Кройчик «острые вопросы поднимать боялся». 

Конкретно по колонке мы договорились уже в 2020-м. А 31 января 2019 года Владлен написал: «С Новым годом! С Рождеством! С надеждой на новую справедливую власть». Последняя фраза не случайная, и она многое объясняет в мотивации Волкова как журналиста и редактора

Кстати, в октябре того же года, прислав мне свежий номер газеты, Волков написал: «...А в 2014-м в открытом письме губернатору Алексею Гордееву на работу областного управления ЖКХ жаловались местные дорожники. Они рассказали о порочной практике, когда запрашиваемый чиновниками процент не позволяет закончить проект из-за финансовых трудностей исполнителя. В качестве примера приводился контракт по благоустройству Масловской промышленной зоны стоимостью около 170 млн рублей.

«Близкая к руководству управления ЖКХ и энергетики фирма ООО «Юговостокстроймеханизация» должна была откатить значительную часть от стоимости контракта своим покровителям, однако, несмотря на то что в соответствии с условиями контракта ими был получен аванс, за оставшиеся деньги вышеназванная организация просто не смогла осилить объем», - писали Гордееву дорожники. 

Они намекали, что покровителями были начальник управления Вадим Кстенин и его заместитель Михаил Найчук. А теперь директор фирмы возглавил МУП «Теплоэнерго Семилуки»!»

По реплике Волкова видно, как терзался редактор «Семилукского вестника» темой коррупции. Но знал он о ней гораздо больше, чем мог обнародовать.

А моя колонка «Иванова правда» появилась в номере за 13 февраля 2020 года. Называлась она «Какая Конституция нам нужна». Впрочем, я перескочил, и надо бы вернуться к началу нашего знакомства.

Впервые о существовании Владлена Волкова я узнал в 2004-м. Тогда он ходил в помощниках депутата и политтехнологах. Был ли он официальным помощником, не знаю. Знаю, что он был близок к депутатам Борису Скрынникову и Галине Кудрявцевой. Говорят, что именно благодаря Волкову Скрынников одержал победу на выборах мэра Воронежа. А наши с ним пути-дороги пересеклись, когда я сам попробовал себя в качестве политтехнолога. Написал манифест и заложил основу предвыборного блока «За справедливость!» во главе с Галиной Кудрявцевой и Героем России Юрием Анохиным. 

Оба вскоре сильно меня разочаровали. Но в момент создания блока Владлен сильно возревновал. Какой-то чужак появился на вспаханном им поле деятельности и пытается рулить?! Тогдашний Волков запомнился мне как ломаный, нервный и худой мальчик. И не то что бы мы ссорились, но в мою сторону летели недоброжелательные взгляды.

Меж тем прошли годы. Я уже трудился в «Экономике и жизни - Черноземье», когда на глаза мне попалась зубастая и откровенная газета «Семилукский вестник». Особенно она выделялась на фоне сплошной унификации районок, которую Алексей Гордеев провел руками липецкого варяга Ильи Сахарова. Интересный, разнообразный мир районной прессы перестал существовать. Его выхолостили и превратили в информационную пустышку.

Так вот, на фоне обычных районок «Семилукский вестник» выглядел уникально. А Владлен Волков, несомненно, - новатор. В отдельно взятом районе он взял, да и создал информационную альтернативу безликому официозу, и его газета вышла на самоокупаемость. 

Когда мы вновь познакомились с Владленом, передо мной предстал уже солидный, крупный мужчина, трезво и умно рассуждающий, одержимый идеей справедливости.

Конечно, по своим убеждениям Владлен Волков был левый. Но он не привязывался жестко ни к одной политической организации. В сентябре 2020 года Юрий Пульвер в черноземном приложении к газете «Труд» опубликовал заметку «Парни с прыщавой совестью», где процитировал обращение Волкова к лидеру «Справедливой России» Сергею Миронову. 

В обращении Волков признался: «Я уже много лет являюсь сторонником «CP», участвовал в создании воронежского отделения. В Семилукском районе наша газета помогала партии на выборах Совета народных депутатов. В 2013 году бесплатно сделали кандидатам-справороссам предвыборные листовки. Результат - две победы в одномандатных округах, 22,5% по партийным спискам (причем в Семилуках - 35%)». 

А далее шло разоблачение деструктивной деятельности лидера реготделения «Справедливой России» Артема Рымаря, в результате которой из партийной кассы пропала солидная сумма, а сама партия шесть лет спустя на выборах в Семилукский райсовет получила 10% голосов (против 22,5% - в 2013 году) и провела по одномандатным округам всего одного кандидата».

В завершение Волков просил Сергея Миронова рассмотреть вопрос о возможности дальнейшего пребывания Артема Рымаря на посту руководителя реготделения «Справедливой России»: «Потому что такие политики, как Рымарь, не нужны ни партии, ни избирателям».

То есть ни на какие компромиссы с партийными функционерами Владлен не шел. Потому что его партией были читатели «Семилукского вестника», жители многострадального района, которому не повезло ни с историей, ни с географией, ни с руководителями. 

Если при советской власти близость Семилук к мегаполису приносила процветание, то уже в наше время она превратилась в проклятие. Как в сельском хозяйстве, так и в обанкроченной промышленности. 

Когда Владлен пригласил меня к сотрудничеству в газете, я иногда ужасался, в каких условиях существуют жители района, находящегося в нескольких километрах от областного центра. Помню Латную, улицы ближе к курской трассе, со сгнившими столбами электропередач, заваленным мусором озером, ужасными дорогами и разрухой в ЖКХ.

К стыду своему должен признать: я мало что знаю о самом Волкове. Не пришлось нам поговорить по душам. Хотя в свое время, возглавляя «Экономику и жизнь - Русь», я настоятельно предлагал ему ответить на посланные ему вопросы для большого обстоятельного интервью. Я хотел, чтобы он рассказал о себе, о своем пути в журналистику, об истории «Семилукского вестника». Но, увы, Волков не согласился.

Возможно, было что-то такое, о чем Владлен не хотел говорить. Но я точно знаю, что жилось ему несладко. Иногда, когда звонил, он в шутку представлялся: «Враг народа Волков». А однажды признался, что ему регулярно поступают анонимные угрозы, поэтому он вынужден менять номера телефонов. 

О своей редакционной политике Волков говорил просто и ясно. Планы газеты составляют ее читатели. А он просто реагировал на жалобы, звонки и письма. 

В социальной сети Facebook на смерть журналиста откликнулся редактор филиала «Российской газеты» в Воронеже Лев Лазаренко. По его свидетельству (а в 1990-е он работал с Волковым в нескольких проектах), «Владлен был довольно странным. Немного необычным на вид и на слух, убогим, как сказали бы раньше. Маргиналом, чудаком? Не знаю. 

Тем не менее он оставил свой след в воронежских СМИ, который уже не стереть. Легкий и загадочный. При всей своей странности он успешно провел несколько предвыборных кампаний - к примеру, один из его реципиентов стал мэром Воронежа. Выпускал газеты - пусть и не самые популярные, но имевшие в местном сообществе какой-то вес».

В откровении Лазаренко, на мой взгляд, открывается типичное для наших дней заблуждение провластного журналиста, а скорее медийного чиновника, который уверен, что его значимость в информационной повестке измеряется величиной его зарплаты и громким именем его издания. Но на самом деле ситуация меняется по евангельской истине, и последние становятся первыми. 

Я лично не знаю никого, кто бы начинал свой день с «Российской газеты», «Воронежского курьера», «Берега» или «Коммуны», официальных изданий, контролируемых властью. Они стремительно маргинализируются и находятся на периферии читательского внимании. А всякий правдивый голос, всякое свежее и честное слово журналиста о нашей действительности, где бы он ни работал, воспринимается как центральное. 

Вес государственных СМИ в местном сообществе уменьшается, а у таких изданий, как «Семилукский вестник», растет. И, конечно, я никогда соглашусь с Лазаренко, что Волков оставил в воронежской журналистике легкий след. Да к тому же загадочный. Как журналисты Владлен Волков и Лев Лазаренко существовали в разных реальностях.

Окончание следует

Автор(ы):  Святослав Иванов, воронежский публицист, член Союза писателей России
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~I3EJ3


Люди, раскачивайте лодку!!!