Политолог Михаил Виноградов: Референдум о сохранении СССР был технологическим приемом для оформления силового тренда

Политолог Михаил Виноградов: Референдум о сохранении СССР был технологическим приемом для оформления силового тренда
16 Марта 2021

17 марта 2021 года исполняется 30 лет референдуму о сохранении Советского Союза. Одному из самых больших исторических мифов. Кто-то выдумал в середине 90-х годов, что народ протранслировал свой и божий глас - а политики его растоптали и т.д., и т.п.

Что же было в реальности? Рубеж 1990-го и 1991 годов. В советском руководстве нарастает силовой тренд. Отчего он вдруг стал нарастать, нам никто внятно не объяснил, хотя мемуаров (включая мемуары первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева) написано множество.

Осуществляются перестановки в советском руководстве. Приходит новое странное правительство Валентина Павлова. В Вильнюсе и Риге происходят силовые столкновения с участием советских войск. Эстетика тренда будет позднее воплощена восемью с половиной лицами в составе ГКЧП.

Силовой тренд надо было как-то оформлять. Поскольку идея коммунизма к тому времени рассыпалась (что в итоге оказалось роковым для теократического государства), возникла тема противодействия сепаратизму (его стали называть экстремизмом - хотя называть экстремизмом все подряд тогда не догадались). И возникает тема как-то усилить и легитимировать тренд, проведя референдум о сохранении СССР. Пусть и с невнятной, если не сказать, что дурацкой, формулировкой (пересказывать не стану - нагуглите).

Подготовка к референдуму шла с переменным успехом. Часть советских республик отказывается голосовать, часть придумывает собственные формулировки вопросов. А хитрее всего ведет себя руководство РСФСР - оно не против референдума про отправку СССР на сохранение, но одновременно назначает на 17 марта свой референдум - о введении поста президента РСФСР. То есть делает все для укрепления субъектности российского руководства для торпедирования союзного. А 10 марта проводит в свою поддержку рекордный митинг на Манежной площади в Москве.

В итоге 17 марта проходят два референдума. Избиратели решают особо не рефлексировать и поддерживают оба противоборствующих тренда. За сохранение СССР в девяти советских республиках - 77,85%. В том числе в России - 71,30%, против - 26,4% (тоже немало - ну как сейчас 26,4% проголосовали бы за берлинского пациента Алексея Навального). Но те же самые избиратели (71,38%) берут и голосуют за введение поста президента РСФСР (фактически состоялись протовыборы Бориса Ельцина).

По состоянию на 18 марта получается вот что. Силовой тренд потихоньку выдохся (и митинг 10 марта - свидетельство его тупика). Никакой внятный мандат ни на что не получен (условно 71,3% проголосовали за Владимира Путина и 71,38% за Навального - какой тут мандат). 2 апреля правительство Валентина Павлова (чей антирейтинг после январского обмена денег потихоньку стремится к антирейтингу Адольфа Гитлера) заметно повышает цены. Начинается крупная шахтерская стачка с требованиями отставки Михаила Горбачева и прочей справедливости-уважения-доверия. 

Почувствовав, что силовой тренд захлебнулся в собственных иллюзиях, а шахтеры наступают на пятки, Горбачев 23 апреля приступает к переучреждению Советского Союза, собрав в Ново-Огарево руководителей девяти союзных республик (тем самым как бы оставляя не у дел союзное руководство и как бы намекая, что оставшиеся шесть республик могут валить куда хотят, раз уж у них все так запущено). 12 июня Борис Ельцин триумфально побеждает на выборах президента с 57,3% голосов в первом туре. Силовой тренд несколько месяцев отходит от нокдауна, потом в августе устраивается ГКЧП, фактически демонстрируя оставшимся союзным республикам невозможность СССР с человеческим лицом. И все в итоге расходятся окончательно - примерно как в 2014 году СНГ умрет после Крыма, но российской аудитории не решатся объявить обо всем вслух.

Резюме

1. В 1991 году много чего напроисходило. Референдум 17 марта был интригой (теперь бы сказали - сугубо технологическим приемом) для оформления силового тренда. Который к моменту голосования уже выдохся. И никакого мандата получено не было. Россия к моменту голосования уже перехватила инициативу, продав интерпретацию, что прошло голосование не за СССР, а за КПСС-КГБ-будущий ГКЧП. Что было не так уж далеко от реальности.

2. Итоги голосования по сохранению Союза не восприняли всерьез даже в Кремле, через месяц забив на него и начав Ново-Огаревский процесс.

3. В 1991 году избиратели много за что голосовали и сами в целом запутались. Травма от распада СССР (по крайней мере у российского обывателя) будет выдумана только в середине 90-х. По опросам тогдашнего ВЦИОМа, распад Советского Союза в 1992-м находился на шестом месте по значимости для респондентов. На фоне множества экономических, социальных и обыденных траблов было не до геополитики.

4. Говорить о значимости и поворотности итогов голосования 17 марта и аморальности их тотального игнора можно. Но с аналогичным успехом можно говорить о предательстве итогов голосования в батле Феликса Дзержинского и Александра Невского. Которое было призвано оформить силовой тренд, но как-то не сложилось. Все в итоге посмеялись, разошлись и забыли.

Автор(ы):  Михаил Виноградов, политолог, глава фонда «Петербургская политика»
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~Onbml


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest
а вот хер вам политологам в карман за такой роман, Референдум это основа, которая даст озможность восстановить страну с центром в Москве и границами Российской империи/СССР
Имя Цитировать 0


Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы