Новый баланс сил: роль Израиля в формировании послеасадовской Сирии

Новый баланс сил: роль Израиля в формировании послеасадовской Сирии
20 Декабря 2024

Обострение в Сирии после свержения режима президента Башара Асада 8 декабря, похоже, ускоряется, и его темпы тревожны. Поступают новости, которые могут кардинально изменить региональный геополитический ландшафт и привести к сдвигам в международном балансе сил в арабском мире. Первым государством, принявшим ответные меры, стал Израиль. Спустя считанные дни после падения режима Асада он инициировал самую масштабную операцию в Сирии в своей истории - «Стрела Башана».

В результате 350 авиаударов, нанесённых по целям на всей территории страны, уничтожено 80% стратегической военной инфраструктуры Сирии. Помимо авиаударов Израиль начал наземное вторжение, которое вышло за пределы зоны разъединения, установленной по соглашению 1974 года, и охватило соседние районы Южной Сирии. Среди прочего израильская армия захватила наблюдательные пункты на горе Хермон, в том числе находившиеся под контролем Сил ООН по наблюдению за разъединением (UNDOF).

Неожиданная эвакуация сирийских сил с тыловых и оперативных позиций в регионе после падения режима Башара Асада облегчила действия Израиля. Он приобрёл контроль над горным массивом Хермон эш-Шейх, высота которого достигает 2814 метров. 

Стратегическая позиция позволяет Израилю следить за всем регионом, включая Сирию, Ливан, Палестину и Иорданию. Панорамный обзор составляет 70 километров в каждую сторону. 

Суммарно Израиль захватил 368,3 кв. км сирийской территории, и его армия находится менее чем в 20 километрах от Дамаска, столицы Сирии. Министр обороны Израиля Исраэль Кац заявил: «В связи с тем, что происходит в Сирии, удержание вершины горы Хермон имеет огромное значение для нашей безопасности».

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху защищает военную интервенцию Израиля и аннексию сирийской территории, утверждая, что в буферной зоне начались беспорядки, которые вынудили его отдать приказ о военной операции. Нетаньяху сообщил, что соглашение 1974 года больше не имеет обязательной силы для Тель-Авива и Голанские высоты останутся частью Израиля «навечно».

Таким образом, Израилю удалось достичь целей национальной и региональной безопасности, которые он неоднократно прямо и открыто декларировал после вторжения иранских формирований на сирийскую территорию во время войны в Сирии. «Мы неоднократно давали понять, что не примем наличия ядерного оружия у Ирана и не позволим присутствия иранских сил вблизи наших границ - в сирийском регионе или где бы то ни было», - высказывался Нетаньяху в 2017 году.

Если мы проанализируем события в регионе, станет очевидно, что Израиль существенно продвинулся в достижении целей укрепления позиций, влияния и присутствия как ключевого игрока на Ближнем Востоке и признания авторитета в непростом регионе. Иными словами, Израиль отходит от вызовов, с которыми столкнулся после образования государства в 1948 году.

Вместо того чтобы существовать в качестве некоего объединения, поддерживаемого США, как к нему часто относились арабские государства, Израиль стремится к региональному и международному признанию, обретению значимости игрока глобального и регионального уровня.

Амбиции у Тель-Авива, конечно, давние. Но особенно ярко они выразились вследствие ожиданий, что Израиль выйдет победителем из турбулентных событий арабской весны, которая привела к свержению лидеров Туниса, Египта, Ливии, Йемена и Сирии. 

Террористические атаки 7 октября 2023 года значительно ослабили Хамас и «Исламский джихад» в секторе Газа и резко снизили влияние «Хезболлы» в Ливане. Иран утратил позиции в Сирии, а его формирования были выведены. По крайней мере так объясняется нынешний геополитический ландшафт на Ближнем Востоке с точки зрения политического реализма.

В то время как официальные представители Израиля прилагают усилия, чтобы успокоить мировое сообщество, а также арабские государства, которые критиковали и осуждали действия Тель-Авива в Сирии, история арабо-израильского конфликта свидетельствует об обратном. Например, экс-премьер Эхуд Ольмерт в 2006 году заявлял, что «пока остаётся на посту премьер-министра, он не отдаст Голаны, которые являются частью Израиля».

«Голаны занимают в сердцах людей больше места, чем Иудея и Самария», - утверждал Ариэль Шарон. А премьер-министр Нетаньяху заверял в 2009-м, что «Израиль сохранит Голаны навсегда». Он подчёркивал, что Кацрин (единственный еврейский город на Голанах, основанный после 1967 года) - «жемчужина периода Второго храма», а «отказ от Голанских высот превратит их в передовую линию фронта для Ирана, что станет угрозой для всего государства Израиль».

У Израиля давно сложилась модель не уступать захваченные территории, не запросив высокую цену. Исторически Израиль возвращал землю, только добившись гарантий, соглашений или уступок. Но в какой форме ожидать соглашений, гарантий и уступок от нового сирийского государства, которое противостоит как внутренним вызовам, так и региональному и внешнему давлению?

Стоит напомнить, что в ходе предыдущего президентского срока в 2018-м Дональд Трамп заявил о признании Соединёнными Штатами суверенитета Израиля над Голанскими высотами, захваченными у Сирии в 1967 году: «Спустя 52 года США пора признать суверенитет Израиля над Голанскими высотами, которые имеют ключевое стратегическое значение для государства Израиль и региональной стабильности». 

Биньямин Нетаньяху поблагодарил Трампа за его жест. «В то время как Иран стремится использовать Сирию как платформу для уничтожения Израиля, президент Трамп смело признаёт суверенитет Израиля над Голанскими высотами. Спасибо вам, господин президент!» - написал он.

Все шаги тесно взаимосвязаны и тщательно выверены, и здесь не просто реакция на происходящее в Сирии. Вопреки утверждениям, которые США и Израиль пытаются донести до общества, что действия Израиля представляют собой ответ на события, разворачивающиеся в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, - израильский кабинет министров единогласно одобрил 15 декабря план Нетаньяху на 40 млн шекелей (около 11 млн долларов). Он предполагает удвоение населения Голанских высот, которое составляет 50 тыс. человек - суммарно евреи и друзы.

Решение израильского правительства было обнародовано после того, как в соцсетях появились видео собрания жителей деревни Хадер на сирийской стороне Голанских высот, на котором люди высказывались за присоединение к Израилю. Один из видных жителей деревни, выступая перед десятками собравшихся, говорит: «Во имя всего народа Хадера, а если кто-то возражает, пусть скажет… Если нам придётся выбирать, мы выберем меньшее зло - быть аннексированными к [израильским] Голанам!»

Говорящий поясняет, что Израиль для них меньшее зло, предупреждая о приближении большего его варианта: боевики-исламисты «заберут наших жен, дочерей, наши дома». Далее он продолжает, выступая от лица жителей нескольких деревень района: «Мы с теми, кто сохраняет наше достоинство. Я не возражаю, если кто-то снимает или записывает. Мы просим присоединить нас к Голанам. Судьба Хадера - судьба окрестных деревень, мы просим наших родственников на Голанах присоединиться к нам, чтобы освободиться от несправедливости и угнетения». 

В ответ раздаются крики: «Мы согласны, мы согласны!»

Поэтому подобные заявления и опасения определённых религиозных групп в Сирии - в частности, друзов на юге страны, - а также их открытое стремление к защите со стороны Израиля ставят под вопрос территориальную целостность Сирии.

Параллельно Израиль продолжает наносить удары по объектам сирийской армии на всей территории страны, в том числе по району Тартуса на побережье. Израильские ВВС атаковали ряд объектов, включая подразделения ПВО и склады ракет класса «земля-земля». А их нападение оценивается как самое мощное на сирийском побережье. 

Израиль нанёс как минимум десять ударов по окрестностям Тартуса, и сейсмические станции в Сирии зафиксировали землетрясение магнитудой три балла.

Израиль объяснил уничтожение стратегического оружия и военной инфраструктуры необходимостью не допустить их использования вооружёнными группировками оппозиции, которые свергли Башара Асада, часть из них, вероятно, возникла из экстремистских формирований.

Действия Израиля в Сирии, включая аннексию территорий, авиационные удары по военным объектам и существенное уменьшение возможностей сирийской армии, следует воспринимать как чёткий сигнал правительству в Дамаске: Израиль не потерпит никакого оружия, которое могут против него использовать. Новый сосед должен понять, что любое противодействие Израиль встретит подавляющей силой. 

Настрой Тель-Авива довели до сведения фактического лидера «Хайят Тахрир аш-Шам» (признана террористической организацией и запрещена в РФ) Ахмеда аш-Шараа, который прокомментировал ситуацию так: «Сирия не планирует вступать в какой-либо конфликт с Израилем в ближайшее время».

Однако, поскольку Израиль позиционирует себя как ключевого игрока в условиях вакуума, образовавшегося после падения режима Башара Асада, потенциал будущих конфликтов остаётся высоким, и последствия для Сирии и региона в целом могут оказаться глубокими. Военные операции и захват территорий свидетельствуют не только о намерении достичь непосредственной стратегической цели, но и об амбициях Израиля пересмотреть свои границы и роль как на региональном, так и на международном уровне. Если, конечно, детально продуманные предложения по мирной инициативе с Израилем не появятся у новых властей Сирии. 

Понимание текущих процессов в контексте давней региональной напряжённости необходимо для оценки перспектив суверенитета Сирии и роста влияния Израиля после падения режима Асада.

Автор(ы):  Лиза Иссак, доктор политологии, Адыгейский государственный университет
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~vc4ir


Люди, раскачивайте лодку!!!