Курское Плёхово взяли бойцы товарища Кима. О воинственной культуре северных корейцев

Курское Плёхово взяли бойцы товарища Кима. О воинственной культуре северных корейцев
13 Декабря 2024

Военкор Юрий Котенок сообщил, что Плёхово, освобождённое 6 декабря в курском приграничье, взяли бойцы северокорейских Сил специальных операций: «Прошли два километра по минному полю, молниеносно ворвались в населённый пункт и уничтожили оккупационный контингент Укровермахта. Операция заняла около двух с половиной часов. Своих двухсотых и трёхсотых они унесли с собой. Пленных не было». В сети активно поздравляют бойцов Ким Чен Ына и самого товарища Кима с боевым крещением.

Присутствие северных корейцев в зоне специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины - максимально затуманенная тема. В мировых СМИ они предстают некими корейцами Шрёдингера - неясно, то ли они есть, то ли нет, в каком количестве, что делают.

Однако в свете ратификации договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и КНДР есть смысл поговорить о том, чего ожидать от солдат КНДР на полях наших вероятных общих сражений. Вопрос особенно важен потому, что при интенсивной массовой военной подготовке со времён Корейской войны Корейская народная армия не участвовала ни в одном реальном сражении, за исключением пограничных стычек.

Какова же моральная готовность северных корейцев к войне? Человеческая психика - сложное устройство, и трудно предугадать заранее, как поведёт себя невоевавший человек в условиях реальных боевых действий. 

Великая Отечественная война запечатлела парадоксальные случаи. Героический участник гражданской войны поэт Владимир Луговской не смог преодолеть страх перед бомбами и мучился от стыда в Ташкенте, а 16-летняя романтическая девочка из московской интеллигентной семьи Юлия Друнина отвоевала четыре года, выдержав самые страшные бои и ранения.

Хотя невозможно предвидеть, как северокорейский солдат сдаст экзамен на поле боя, одно можно сказать наверняка: в Северной Корее к нему готовят основательно.

Потомки Когурё

Культуру КНДР пронизывает необычайная воинственность, уровень которой ни разу серьёзно не снижался. Причин тому много. Само государство было основано партизанской династией Ким Ир Сена в результате освобождения страны военным путём. С 1953 года КНДР находится в состоянии неоконченной войны с Югом, не имея на своей территории армии союзника (в отличие от Юга). Понятно, что военизированное общество легче мобилизовывать и контролировать.

Со временем милитаризация национального дискурса углубилась. Культура КНДР разошлась с конфуцианскими традициями государства Чосон (1392-1897) с его подчёркнуто антивоенной элитой и культом государственного чиновника, близорукого знатока древней поэзии с хорошими манерами и мягким животиком. 

За основу национальной истории была взята история раннего военизированного государства Когурё (I век до н.э. - VII век н.э.), одного из трёх государств полуострова. Когурё укрепило позиции в регионе в III столетии в результате падения китайской династии Хань и погибло на несколько столетий позже в результате союзных атак другого корейского государства Силла с новой китайской династией Тан.

Северокорейцы любят ассоциировать себя с сильными и независимыми людьми Когурё, с которым КНДР почти совпадает по географическим контурам. А южных корейцев они часто сравнивают с мягкотелыми людьми Силла, предателями национальных интересов, которые выступили против Когурё в союзе с иностранцами.

Воинственная культура

Культура КНДР пронизана уважением к армии. Популярное развлечение детей - военные игры, кунса нори. Мальчишкам там принято дарить автоматы, а девочкам - санитарные сумки. Любимые детские мультсериалы последних лет - «Молодые воины Когурё», «Мальчик-генерал», «Кочумон» и даже романтическая сказка «Принц Ходон и принцесса Раннан» - так или иначе связаны с тематикой военных тренировок и побед над врагами. 

Многие популярные песни посвящены армии и прекрасным солдатам вождя, и радикальная воинственность тематики корейцев явно не смущает.

Характерен хит 2000-х «Красотка» (еппыни). Позитивная песенка вошла в репертуар популярной группы «Моранбон» и отражена во множестве фильмов и книг. 

В семейной драме «Колесо удачи» (2011) её поёт своей дочке мама, придя с работы, и они весело кружатся на кухне. В телесериале «Долгожданный отец» (2013) талантливый маленький музыкант так впечатляется звуками «Красотки» на улице, что немедленно бежит в музыкальную школу, садится за рояль и выдаёт сложнейшую джазовую композицию по мотивам услышанного. 

В романе О Кванчхоля «Выбираю тебя» (2017) молодой исследователь задумчиво пишет слова песни на рацпредложении, думая о девушке, в которую он влюблён.

«Её зовут Красотка, медсестричка Красотка, которая стала сестрой всех солдат», - говорится в заразительной песенке. 

В третьем куплете медсестричка Красотка бросается под танк с гранатой и убивает врага. Но погибает она не зря: на земле, политой её кровью, цветут цветы.

Произведения культуры, посвящённые армии, создают странное ощущение спутанного времени.

Современные герои КНДР страдают от разлуки с любимыми, которые едут на некую войну. На ту же войну провожают сыновей матери, и сыновья часто гибнут в битве с неназванным врагом. Вождь едет инспектировать фронт, и люди замирают - из-за опасности, которая ему якобы грозит. 

Трудно понять, что дело происходит в невоюющей стране.

Книги, песни и фильмы призваны одухотворить труд воина, сделать поэтической и красивой тему стойкости и верности долгу. Редкие попытки показать трагизм войны, подчеркнуть личные потери всегда пресекались как выражение размягчающего пораженчества, пхэбэчжуи. 

К примеру, во время Корейской войны была запрещена антология талантливого поэта Рим Хва «Где ты сейчас», повествующая о страданиях разлучённых войной отца и дочери. Логика была примерно той же, по которой в 1946 году в СССР запретили исполнять по радио песню «Враги сожгли родную хату»: нельзя растравливать души людей жалобными песнями в то время, когда свежи раны, нужно собраться и жить дальше.

Нечего и говорить о том, что в КНДР невозможны фильмы вроде «Летят журавли», не укладывающиеся в жёсткие моральные стандарты потомков Когурё. Предательство там остаётся предательством, какими бы сложными личными причинами оно ни было обусловлено.

Культурный дискурс воспитывает северокорейских мужчин в суровом спартанском духе. Вне зависимости от профессии, возраста и уровня физической подготовки мужчина должен быть решительным и храбрым. Если ты слабее других, тренируйся и заставляй себя преодолеть трудности. Умей обходиться малым и терпеть лишения. Никогда не хнычь и не жалуйся.

Общий милитаризированный настрой накладывает отпечаток на сугубо цивильные темы культуры. Даже если северокорейский сериал рассказывает о буднях колхозников, учителей или учёных, в одной из серий герой обязательно рискнёт собой для общественного блага. Он кинется спасать ребёнка из пожара, закрывать телом дыру в прорванной плотине, останавливать летящий под откос грузовик, ремонтировать жерло неостывшей доменной печи или проводить чрезвычайно опасный научный эксперимент. 

В одной из серий мы непременно увидим его на больничной койке, обвязанного кровавыми бинтами и окружённого благодарными друзьями и близкими. И с койки он, конечно, сбежит раньше времени, чтобы продолжить свою героическую деятельность вопреки запретам врачей. 

Без мальчуковых мотивов фантазия северокорейского писателя просто не работает.

Народ и армия едины

В соответствие с принципом «Кунмин ильчхи» - «Народ и армия едины» корейская культура учит общество почитать армию. Важнейший посыл современных песен - о том, что только благодаря военным жители КНДР могут спокойно ходить по улицам и радоваться жизни. И если солдат жертвует жизнью для общества, то общество должно платить ему тем же.

На принципе «Кунмин ильчхи» основана уникальная практика заботы о солдатах, получивших ранения и увечья во время службы. Увечья случаются во время участия армии в спасательных работах или в срочных индустриальных проектах, где техника безопасности, и так не слишком соблюдаемая в КНДР, практически отсутствует. 

Солдат, вернувшийся со службы инвалидом, становится почётным ветераном, ёнекунин, и часто ему может предложить руку и сердце незнакомая доселе девушка - по принятой в КНДР особой форме волонтёрства. Для девушки она считается способом прожить жизнь достойно.

Предложения руки и сердца инвалиду-воину делаются не только женщинами мужчинам, но и наоборот. Девушкам, пострадавшим во время несения военной службы, тоже порой делают предложения мужчины. 

Один из самых известных случаев произошёл в 1998 году, когда во время пожара в мемориальном комплексе Пэктусан одна из девушек - охранниц Ким Ёнок была сильно изуродована ожогами, и к ней посватался красавец-моряк.

Браки с инвалидами широко рекламируются в медиа, о них снимают художественные фильмы (самые известные - мелодрама «Девушки нашего края» и сериал «Партийный секретарь Тэхондана»). Перед человеком, взявшим на себя пожизненный труд заботы о супруге - почётном ветеране, начинают шире открываться двери профессиональной и политической карьеры. 

Перебежчики рассказывают о том, что карьерно нацеленные девушки в КНДР иной раз специально ищут себе в партнёры ветерана-инвалида.

Установки северокорейского общества про сильных мужчин, уважающих их женщин и его общее осознание, что без солдата не видать ни мира, ни счастья, могут послужить залогом того, что северокорейцы окажутся хорошими воинами. Особенно если учесть, что участие в СВО - своего рода показательные выступления Корейской Народной Армии за рубежом.

Автор(ы):  Татьяна Габрусенко, профессор Университета Корё, Южная Корея
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~8lo9c


Люди, раскачивайте лодку!!!