Босния и Герцеговина: очертания новой войны

Босния и Герцеговина: очертания новой войны
14 Августа 2024

Пока внимание приковано к военным конфликтам на Украине и в Палестине, в другом регионе наблюдаются признаки нестабильности. Речь идёт о Балканах, пороховой бочке Европы. Конкретнее - о двух стратегических областях Балкан, в которых ситуация окончательно не стабилизировалась даже после кровопролитных войн 1990-х годов: Босния и Косово.

Но если в Косово ограниченная напряжённость сохраняется постоянно, хотя возможность крупного конфликта невелика, то в Боснии и Герцеговине - иной расклад.

В стране, которая выживает благодаря международному аппарату высокого представителя, обостряется кризис. На протяжении многих лет при поддержке части международного сообщества, особенно США, боснийские мусульмане нарушали Дейтонское мирное соглашение и отбирали полномочия у сербов, то есть у Республики Сербской. Которая - помимо Федерации Боснии и Герцеговины - образует вторую часть государства Босния и Герцеговина, признанную мировым сообществом.

Страна, которая должна функционировать на основе Дейтонского соглашения, всё меньше придерживается его положений. Согласно документу, Республика Сербская формально вошла в состав Боснии и Герцеговины, хотя де-факто осталась независимым государством. И здесь единственная причина, по которой сербы согласились на соглашение. 

Когда Югославия начала распадаться как единое государство, сербы из Боснии и Герцеговины хотели, чтобы Белград оставался их столицей и чтобы река Дрина не была границей с Сербией, то есть не разделяла сербов, живущих в Сербии, с сербами, живущими в Боснии и Герцеговине.

Положение действует. Но под сильным давлением НАТО, включавшим двухнедельные бомбардировки Армии Республики Сербской, после которых стало возможным наступление боснийских мусульман и хорватов на республику, сербы были вынуждены отказаться от первоначальной цели. Они согласились остаться в составе Боснии и Герцеговины при условии, что получат полноценную автономию, де-факто близкую к независимости. И она была им гарантирована Дейтонским договором 1995 года. 

Несмотря на напряжённость и давление со стороны высокого представителя в Боснии и Герцеговине, фактически колониального администратора, стабильность в государстве сохранялась с момента подписания соглашения.

Однако над Боснией и Герцеговиной нависли тёмные тучи. Причина - агрессивная политика политического руководства страны, то есть её религиозно-политического истеблишмента. Речь идёт о боснийских мусульманах. Хотя только НАТО спасло их от полного поражения в войне, они не желают отказываться от военных целей, которые заключаются в упразднении Республики Сербской и создании унитарной Боснии и Герцеговины, где они получат абсолютную власть, подчинив сербов и хорватов. Ситуация обострилась настолько, что сербам угрожают чуть ли не этническими чистками.

Политический кризис в Боснии и Герцеговине, вызванный недавно выдвинутым предложением президента Республики Сербской вернуться к Дейтонскому соглашению и его неукоснительному соблюдению, накалился до предела. И если предложение Милорада Додика должно было бы по идее привести к долговременному успокоению в Боснии и Герцеговине, из-за агрессивных политических планов руководства боснийских мусульман фиксируется обострение. 

Пресс-релиз Боснийского национального совета - практически приглашение к противостоянию. В заявлении, ставшем одной из горячих тем в Боснии и Герцеговине и во всем регионе, говорится: «Отделение невозможно и означает государственный переворот, что по умолчанию подразумевает возвращение к Конституции Республики Босния и Герцеговина. Если кто-то из экстремистов всё же осмелится открыть ящик Пандоры, пусть он знает, что граждане, патриоты не станут стоять и ждать, пока произойдёт новый геноцид».

За боснийским Национальным советом, то есть его руководящими структурами, стоят военные кадры и бывшие высокопоставленные чиновники боснийской политической сцены: от бывшего президента мусульманской общины в Боснии Мустафы Церича до основателя и первого президента Партии за Боснию Хариса Силайджича, включая обвиняемых в военных преступлениях на улице Добровольской Эюпа Ганича, Бакира Алиспахича, Сефера Халиловича, Мирнеса Аяновича.

В ряду угроз в адрес сербов со стороны мусульманских политиков выделяется фраза министра обороны Боснии и Герцеговины Зукана Хелеза. Выступая по телевидению, он сказал, что боснийские власти в свете резолюции по Сребренице потребуют упразднения Республики Сербской, разделения её на два кантона, чтобы её название навсегда было стёрто с карты. Напомнив о преступной акции хорватской армии «Буря», в ходе которой почти все сербы были изгнаны из Хорватии, Хелез предложил сербам самостоятельно эвакуироваться из Боснии и Герцеговины. 

«Угрозы Хелеза в адрес сербов и Республики Сербской показывают, какую судьбу боснийские политики уготовили нам, сербам, но сербы не намерены молчать», - заявил в ответ президент Республики Сербской Милорад Додик.

А о том, что в Сараево не шутят, когда угрожают сербам, говорят данные об обновлении их военной промышленности и вооружений.

На оружейном заводе в Игмане несколько лет назад были приобретены новые станки и значительно увеличена производственная мощность, что в первую очередь касается патронов 7,62-миллиметрового калибра. В Игмане работает более 1,4 тыс. человек, которые трудятся в две смены.

Планируется восстановить старые станки, ввести третью смену, увеличить мощности и количество сотрудников. Ежедневная производительность предприятия составляет около 700 тыс. единиц боеприпасов различных калибров от 9 до 12,7 миллиметров.

Гендиректор Игманского военного завода Джахид Муратбегович выступил с идеей открыть цех по выпуску боеприпасов калибра 20, 25 и 30 миллиметров.

Там же производятся автоматы Калашникова.

В дополнение - турецкий военно-транспортный самолёт A400M Atlas (регистрационный номер: 18-0094) трижды в течение 30 дней доставлял военное оборудование в Сараево. Зачем? Ответ напрашивается сам собой.

Чтобы читатель понял, до какой степени мусульманские представители вооружены и милитаризованы, упомяну следующий факт. Один только Игманский оружейный завод способен чуть более чем за сто дней дать количество вооружений, которое во время войны 1990-х военная промышленность Боснии и Герцеговины производила на протяжении двух лет.

За последние два года НАТО провело свыше 50 разведывательных полётов в небе над Боснией и Герцеговиной, преимущественно - в воздушном пространстве Республики Сербской. Открытые угрозы войны и этнических чисток сербов не осуждены военно-политическим блоком. Не было сделано даже протокольного заявления против ненавистнических высказываний в их адрес.

Причина молчания НАТО и посольства США в Сараево по поводу призывов к войне и усиленного вооружения в том, что Республика Сербская - единственное препятствие для вступления Боснии и Герцеговины в Североатлантический альянс. Дело в том, что, согласно Дейтонскому соглашению, республика обладает правом вето, и ни одно важное решение нельзя принять без согласия её руководства. А руководство и народ категорически против присоединения к НАТО, выступая за тесные связи с Россией.

Сербам и их политическим представителям в Республике Сербской посылается чёткий сигнал: либо соглашайтесь с нарушением Дейтонского соглашения и исчезновением республики, либо ждите новых военных конфликтов и новых этнических чисток сербов.

Однако, несмотря на сложные времена, выбор для лидеров сербов в Боснии и Герцеговине и сербского народа в Боснии и Герцеговине прост.

Необходимо развитие той политики, которую ведёт президент Республики Сербской Милорад Додик. Ведь согласие на мирное упразднение республики буквально означает исчезновение сербов, что лучше всего видно на примере Косово. Там сербы переживают этническую чистку в мирных условиях. Поэтому необходима более надёжная защита юрисдикций, которыми Республика Сербская была наделена по Дейтонскому соглашению. Требуется укреплять систему безопасности, в первую очередь - значительно нарастить число сотрудников полиции и жандармерии.

Речь идёт о восстановлении военной промышленности, которая была насильственно ликвидирована НАТО после войны под предлогом того, что войн больше не предвидится. Однако когда мы видим, что в федерации Боснии и Герцеговины полным ходом возрождается ВПК, Республика Сербская должна реагировать. На повестке дня - её выживание.

Автор(ы):  Славиша Батко Милачич, историк и аналитик из Черногории
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~EeTyB


Люди, раскачивайте лодку!!!