Угодить Вашингтону и сделаться президентом. Почему новый косовский премьер Хоти срывает переговоры Белграда с Приштиной

Угодить Вашингтону и сделаться президентом. Почему новый косовский премьер Хоти срывает переговоры Белграда с Приштиной
13 Августа 2020

Диалог Белграда и Приштины в значительной степени зависит от личностей главных переговорщиков сторон конфликта. Именно их позиции определяют, удастся ли достичь соглашений об урегулировании и нормализации отношений между Сербией и самопровозглашенной республикой Косово. Однако если сербский президент Александр Вучич публично демонстрирует готовность к компромиссу с приштинским истеблишментом, то вот в рядах косовских политиков наблюдаются значительные брожения-разногласия. А они, естественно, осложняют выход сторон на итоговое соглашение, в котором заинтересованы канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон.

В последние два месяца на авансцене косовской политики стремительно взошла звезда Авдуллаха Хоти, нового премьер-министра самопровозглашенной республики. Но Хоти уже продемонстрировал, что его нельзя считать конструктивным переговорщиком. Новый глава кабинета министров Косово не проявляет ни малейшей заинтересованности к достижению консенсуса с Сербией. Наоборот, Хоти с чрезмерной уверенностью отстаивает явно неприемлемые хотя бы для диалога взгляды, отрицая любые значимые уступки для косовских сербов и Белграда. И если в конечном итоге переговоры зайдут в тупик, вина за провал в значительной степени ляжет именно на нового косовского премьер-министра.

Ответственным за ход переговоров с Белградом Авдуллах Хоти стал в результате того, что прокуратура гаагского суда по расследованию преступлений Армии Освобождения Косово выдвинула против Хашима Тачи, президента самопровозглашенной республики, обвинения в убийствах и других тяжких преступлениях, совершенных в его бытность полевым командиром АОК. Действия специальной прокуратуры послужили причиной крупного скандала, связанного с отменой встречи Тачи с Александром Вучичем в Вашингтоне, которую готовил Ричард Гренелл, специальный посланник президента США Дональда Трампа. После того как попытка Гренелла была сорвана, эстафету в налаживании диалога между Белградом и Приштиной у американцев перехватил Брюссель, а с косовской стороны на переговорах вместо Хашима Тачи оказался как раз Авдуллах Хоти. 

Поведение премьер-министра Косово представляется тем более странным, что по образованию он экономист. Хоти закончил Приштинский университет по специальности «Менеджмент и информатика», учился в магистратуре и докторантуре Стаффордширского университета. Да и кто как не председатель правительства в принципе должен быть заинтересован в реализации социально-экономических проектов, выгодных как Белграду, так и Приштине. А именно налаживание экономических связей между Сербией и Косово неоднократно называл одной из первостепенных задач переговоров Вучич.

Авдуллах Хоти практически сразу после возобновления брюссельского диалога принялся заявлять о том, что его конечная цель - взаимное признание, подразумевая под признанием согласие Белграда, что Косово является суверенным государством, и прекращение блокировки членства Приштины в международных организациях. Более того, заявил о некоем проекте соглашения сторон, о наличии которого Белград не в курсе.

Между тем многое в поведении Хоти объясняется его откровенной геополитической ориентацией на Запад, Великобританию и США, и имеющимся у него специфическим парламентским опытом, а именно - стремлением добиться максимальной поддержки электората, в том числе радикально настроенного. В 2017-2020 годах Хоти был лидером группы Демократического союза Косово в Ассамблее (парламенте) самопровозглашенной республики. Тогда же Авдуллах Хоти прославился критикой Демократической партии Косово и ее вождя - президента Хашима Тачи, который, кстати, демонстрирует среди всех косовских политиков наибольший интерес к достижению консенсуса с Белградом. 

С февраля по март 2020 года Хоти занимал пост первого вице-премьера Косово, и именно тогда США сделали на него ставку, выделив в качестве сменщика Альбина Курти - предыдущего главы кабмина, отправленного в отставку за слишком независимую позицию по отношению как к президенту Косово, так и к западным кураторам самопровозглашенной республики.

Полемика с Демократической партией и Хашимом Тачи в итоге позволила Авдуллаху Хоти занять кресло премьера. Но самое интересное, что портфель главы кабинета министров Хоти получил без роспуска парламента и объявления внеочередных выборов - вопреки политической традиции, предусматривающей, что правительство формирует победившая на выборах партия. В ходе решающего голосования в начале июня Авдуллах Хоти заручился поддержкой 61 депутата, 24 были против, один воздержался.

Политический багаж главного косовского переговорщика с Белградом объективно осложняет достижение договоренностей, несмотря на большие усилия со стороны Евросоюза по нормализации отношений сторон. Таким образом, именно позиция Авдуллаха Хоти, а не президента Сербии Александра Вучича становится ключевой проблемой диалога.

После встречи Вучича и Хоти в середине июля в Брюсселе переговоры перешли на экспертный уровень. Сербскую делегацию возглавил директор канцелярии по делам Косово и Метохии при правительстве Сербии Марко Джурич, а косовскую - член правления Демократического союза Косово, бывший глава косовских министерств иностранных и внутренних дел Скендер Хисени. Формально переговоры не прекращаются (Джурич и Хисени встречались в конце июля), и никакими временными рамками их дискуссии не ограничиваются. Как утверждают в службе иностранных дел Европейского Союза, стороны не подпишут никаких промежуточных договоров до достижения ими общего соглашения, поэтому ни одна проблема, которую обсуждают Сербия и Косово, не ограничена жесткими сроками ее решения.

Вместе с тем Марко Джурич уже посетовал, что приштинские представители не только не хотят договариваться, но и с трудом понимают суть диалога с Белградом. «Я в лицо сказал Хисени, что устал слушать ложь Приштины о направленности переговоров на признание независимости Косово, а также о том, что всеохватывающее соглашение принесет результат, о котором они мечтают, - рассказал Джурич. - Ничего подобного нет и близко. Результатом соглашения может быть урегулирование отношений, нормализация торговли, образования, транспортного сообщения. Наконец, двусторонний экономический рост с обеих сторон. Вот что Сербия готова обсуждать. Поэтому стоит прекратить подрывать диалог выдумками о его содержании». 

А Скендер Хисени проанонсировал, что договоренности о признании независимости Косово якобы удастся достичь за 12 месяцев. «За год процесс либо дойдет до взаимного признания, либо переговоры закончатся полным провалом», - процитировала его сербская газета «Политика». Примечательно, что свое заявление Хисени сделал после поездки в Вашингтон на встречу со спецпредставителем США по Западным Балканам Мэтью Палмером, попросив дядю Сэма подключиться к диалогу Белграда с Приштиной.

Новая встреча на высшем уровне пройдет в Брюсселе не раньше сентября. Для достижения прогресса на столах у делегаций переговорщиков должен появиться проект итогового документа, включающего в себя, в том числе, уступки косоваров Сербии. Но необходимость уступать не вписывается в планы Авдуллаха Хоти, который, согласно имеющемся данным, намеревался использовать диалог с Белградом для решения собственной политической задачи - занять должность президента Косово. Есть вероятность, что сознательный срыв переговоров используют с целью скомпрометировать Хашима Тачи. Ведь вину на неудачу легко повесить не столько на сербского президента Александра Вучича, сколько на предыдущую - предательскую - команду косовских переговорщиков во главе с Тачи, якобы опрометчиво пообещавших сербам чрезмерные уступки, включая территориальные.

От реализации сценария по срыву договоренностей в первую очередь проиграют Европейский Союз как куратор переговоров и персонально - канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон. Главы двух государств выступили посредниками в урегулировании и нормализации отношений Сербии и Косово. Но зато от любого варианта тупика однозначно выиграют Соединенные Штаты, которые могут получить собственного ставленника во главе Косово. И только оказавшись в кресле президента, Авдуллах Хоти и его команда триумфаторами вернутся за стол брюссельских переговоров. Но, правда, заговорят Хоти и компания уже с гораздо более жестких позиций, которые включают, в частности, условие прямого подключения Вашингтона к диалогу Белграда с Приштиной.

Автор(ы):  Петр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения Российской академии наук, кандидат исторических наук
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~R3cG8


Люди, раскачивайте лодку!!!