Сеанс одновременной игры с шулерами

Сеанс одновременной игры с шулерами
13 Августа 2019

Американский президент Дональд Трамп несколько дней назад выступил с публичным заявлением по украинской проблематике, что бывает не так уж и часто. Отвечая на вопрос журналиста, какие советы он бы дал Владимиру Зеленскому по контактам с Владимиром Путиным, чтобы остановить донбасский конфликт, Трамп заявил: «Мне кажется, он собирается договориться с президентом Путиным». Также Трамп подтвердил, что пригласил украинского коллегу в Вашингтон и тот, конечно, с радостью согласился: «Он очень разумный человек. Он хочет добиться мира на Украине. Думаю, что он приедет [в США] очень скоро».

С одной стороны, мы увидели подтверждение зависимости Киева от Америки, более возросшей после избрания Зеленского: вашингтонский обком недвусмысленно намекает Зе, что он, оказывается, собирается делать и при каких условиях будет считаться разумным человеком. С другой стороны - недоумение. Вроде бы проект «Украина» - американский инструмент против России, а не во имя гармоничного урегулирования российских интересов.

Но противоречие вполне объяснимо. Ведь инструмент - не всегда оружие. А порой всего лишь угроза применения оного оружия, которое к тому же может ненадолго превращаться в оливковую ветвь мира или вообще букет цветов. В данном случае Украина, обтесанная американскими кураторами под инструмент многопрофильный и вариативный («Брюки превращаются… брюки превращаются в элегантные шорты»), используется для разрушения ситуативной смычки Российской Федерации и старой Европы, у которых есть пересечение интересов по ряду пунктов: газ, оценка ситуации на Ближнем Востоке. Трамп не прочь вовлечь Москву в столь же ситуативный циничный альянс, рассорив ее с Европой и использовав против нее, а также сделать ее инструментом против Китая и Ирана в том же духе, в каком сейчас сделал Украину инструментом против самой Москвы.

Параллельно, кстати, Вашингтон и персонально Трамп точно так же стравливают Европу с Россией, используя принцип «Разделяй и властвуй». Так, в последних числах июля комитет Сената США по международным делам проголосовал за законопроект о санкциях против компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток-2». Законопроект вступит в силу, только если его примут Сенат и Палата Представителей и подпишет Трамп. Однако позиция президента и так ясна. Он сам говорил, что рассматривает возможность введения санкций для прекращения строительства «Северного потока-2», не раз призывал Европу диверсифицировать поставки и закупать сжиженный природный газ в США, а в июне заявил, что Берлин совершает огромную ошибку, ориентируясь на совместный с Россией проект.

Зеленский в качестве олицетворения периодически меняющего форму и текущие цели инструмента подходит очень хорошо. Актер-лицедей, человек с весьма расплывчатой, да что там, отсутствующей программой, способный не просто в разное время говорить противоречащие друг другу вещи, а прямо одновременно делать и говорить противоположное. И недаром самое расхожее определение его команды - технократы, то есть люди без явной идеологии или относящиеся к идейным вопросам крайне гибко. Надо - взвинтят градус русофобии и обстрелов Донбасса, надо - прикрутят. Слегка. Ненадолго.

Политолог Борис Межуев считает, что сейчас происходит разрушение миропорядка, в рамках которого союзы строились на принципах цивилизационной и идеологической близости, и возвращается время голого геополитического и геоэкономического прагматизма, союзы же теперь в основном будут временными, а не постоянными. Смычка с Европой, которую в один прекрасный день и на несколько прекрасных дней может сменить смычка с Вашингтоном, вроде бы теорию Межуева подтверждает. Однако есть несколько важных уточнений.

Во-первых, понятие «коллективный Запад» все равно никто не отменял. Непонимание Европой и США России больше, чем их взаимное непонимание. Международная субъектность Старого Света где-то тщательно задрапирована от посторонних глаз, а где-то реально отсутствует, и пройдет немало времени, прежде чем она вновь покажет себя в полной мере (если столь чудесная пора вообще настанет). Да и нынешний конфликт двух берегов Атлантики на самом деле в большей степени является конфликтом либерально-космополитических европейских элит с конкретной республиканской администрацией и ее своеобразным главой, а не глубинным расколом.

Возможна ли ситуация, при которой Европа вновь станет полновесным и открыто декларируемым полюсом, равным по силе США, и захочет стратегически порвать с США в пользу России? Теоретически - да, но как в известном анекдоте про вероятность встретить динозавра на улице: 50/50, либо встретишь либо не встретишь. На практике же сейчас при прочих равных Европа и США по большинству важных вопросов скорее договорятся друг другом, причем за счет России и с созданием для нее ситуации хуже, чем была раньше. То, как два бранящихся-тешащихся милых своеобразно используют русскую карту в своих семейных ссорах, можно было увидеть на прошлогоднем саммите НАТО в Брюсселе, где Дональд Трамп и Ангела Меркель с компанией обвиняли друг друга в подыгрывании Кремлю и использовали аргументы в диапазоне от «Как вы, паразиты, можете дружить с Россией» до «Назло вам договоримся с Путиным».

Во-вторых, как-то странно радоваться, что оружие против нас и Донбасса на некоторое время может (пока только в сослагательном наклонении, плохо стыкующемся с реальной обстановкой на фронте) стать всего лишь инструментом - учитывая тот факт, что пять лет назад был уникальный исторический шанс нейтрализовать инструмент-оружие вообще. К тому же даже в редкие мгновения превращения агрессивной и проливающей кровь АнтиРоссии в просто упорную НеРоссию она будет упорно ассимилировать своих русских, обстреливать Донбасс (или переваривать его как отдельные районы с особым статусом) и служить точкой притяжения и сборки сепаратистов всей европейской части РФ и особенно ее юга.

Если сейчас смотрятся комически и кажутся немногочисленными всякие казаки, то сто лет назад на половине нынешней международно-признанной территории незалежной примерно так же смотрелись украинствующие. В условиях всеобъемлющего политического кризиса маргиналы быстро нагуливают вес. Тем более что цветочки можно наблюдать уже сейчас. Так, на сайте станицы Новощербиновской Краснодарского края размещен полный сочувствия рассказ о видном кубанском самостийнике Иване Макаренко: «Он вел переговоры с политическими руководителями Дона, а на конференциях в Екатеринодаре и во Владикавказе (сентябрь, октябрь 1917 года) горячо поддерживал идею политического объединения всех казаков. На заседаниях Рады И.Л. Макаренко, член Кубанской Законодательной Рады и краевой контролер, заявлял, что Союз образуется на территории бывшей России, поэтому к нему - кроме предполагаемых сейчас Дона, Кубани и Терека - могут присоединяться, быть может, Урал, быть может, Оренбург, быть может, Закавказье, быть может, даже Украина присоединиться к Союзу». Противники идеи Макаренко называли его насмешливо ура-казаком, но один из них, украинец В.М. Сулятицкий, заслужено признавал его впоследствии апостолом идеи Юго-Восточного Союза. А в то же время в далеком Красноярском крае, который с Краснодарским поначалу путал еще его покойный генерал-губернатор Александр Лебедь, известный местный авторитет Анатолий Быков предлагает создать партию «Наша Сибирь» и идти во власть под лозунгом «Мы не должны зависеть от Москвы».

«В-третьих» же связано с «во-первых» и «во-вторых». У нас самих нет сейчас той геополитической мощи и дипломатического мастерства, при которых можно заключать с одной частью Запада союзы против другой и вообще успешно играть разные партии на разных досках. Тогда как СССР мог вместе с США жестко противодействовать агрессии Англии, Франции и Израиля против Египта - при том, что одновременно на другой доске Англия, Франция и США вместе критиковали СССР за гуманитарную интервенцию в Венгрию. Самое же главное и печальное, что ситуация совмещается с принципиальной антинациональностью нашего правящего класса и вытекающими отсюда катастрофическими проблемами с целеполаганием.

Российские небожители в международных отношениях исключительно идейны, только идея их весьма своеобразна - чтобы их детям, виллам и виноградникам на загнивающем Западе было хорошо. Идейность пытаются осуществить прагматическими способами, но не получается, ибо, смотрите выше, нет ни мускулов, ни мозгов. Длящиеся же не первое десятилетие мучительные шатания между США и Европой как гарантами достатка и комфорта российской элиты приводят к разочарованиям на обоих направлениях - либо на одном общем, когда ставка делается на оба поля. Да и при любых мускулах и мозгах внешняя, как и внутренняя политика, заточенная только и исключительно на достаток и комфорт ее проводников, в долгосрочной перспективе обречена на провал.

Поэтому, боюсь, в обозримом будущем остается радоваться (если у кого-то есть, конечно, желание радоваться) лишь фразам американского президента о том, что украинский президент собирается договориться с российским. Уже следующая стадия - воплощение предполагаемых намерений в жизнь - будет сталкиваться со сложнопреодолимыми трудностями.

Автор(ы):  Станислав Смагин, русский националист и публицист, Ростов-на-Дону
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~EawZt


Люди, раскачивайте лодку!!!