Путин против Тишкова. На самом высоком уровне инициирован концептуальный спор о будущем России и русскихВ конце марта состоялось, казалось бы, штатное заседание совета по межнациональным отношениям при президенте. На первый взгляд - вполне заурядное: в который раз прозвучали слова про многонациональность, дружбонародность, развитие национальных языков и поддержку культур этнических меньшинств. Ничто не предвещало интриги, и заседание можно было бы проигнорировать. Но вдруг произошло неожиданное. Разгорелся идеологический спор между президентом Владимиром Путиным и этнологом Валерием Тишковым. И не о мелочах, а о будущем. О том, как должен быть решен в России национальный вопрос. А значит - о будущем русского и других народов нашей страны.Позиция главы государства нашла отражение уже в теме заседания - «Об укреплении общероссийской гражданской идентичности». И она, надо сказать, порадовала, так как показала движение власти к политическому реализму. Ведь до сих пор довлеющим идеологическим постулатом в национальном вопросе выступала у нас концепция единой российской нации как раз от Тишкова и стоящей за ним космополитической группировки. Но велосипеда они не изобрели. А взяли за базу предыдущую коммунистическую концепцию новой исторической общности в виде советского народа. Но лидеры КПСС были все-таки достаточно умны, чтобы не терять берега и не зарываться в идеологических изысках. Они не решились ввести понятие единой советской нации и ограничились витиеватой формулировкой. Однако пришедшие им на смену прозападные демократы-космополиты отбросили приличия и стали активно внедрять в общественное сознание концепцию российской нации. Ее главным идеологом и пропагандистом выступил Валерий Тишков, назначенный в 1992 году главой Миннаца. Концепция российской нации удобно вписывалась в линию внешних и внутренних русофобских сил по уничтожению русской нации. Русские как крупный этнос, как сформировавшаяся нация должны были прекратить существование. Русские были неудобной, упорной силой, которая противостояла западному космополитизму и глобализму. Поэтому русскую нацию сначала расчленили большевики, раскидав ее по множеству всяких союзных и автономных республик. Затем на нашу страну натравили Адольфа Гитлера, который уничтожил 20 млн русских. Ну а потом верхушка КПСС по договоренности с Западом расчленила Советский Союз, и 25 млн русских людей оказались отрезанными от основного тела нации. Их стали принудительно ассимилировать, а где-то и вовсе физически истреблять. Тем временем для самой России выдумали концепцию российской нации. Задумка была простая - растворить русских в иллюзорной общности, а понятие «русская нация» отменить. Потом можно было бы заявлять: «Русские? Какие русские? Нет никаких русских, у нас все россияне». А так называемые россияне - некая аморфная общность, не имеющая этнических корней, ну как, например, американцы или канадцы. То есть вместо русских в России должен был появиться космополитический народ россиян, из которого легко слепить граждан мира, готовых присягнуть ценностям глобализма. Глобальная операция по уничтожению русской нации успешно продвигалась вперед. И тут облом. На заседании профильного совета 30 марта 2021 года президент Путин отправил концепцию российской нации в архив. Вместо нее появилась концепция общероссийской гражданской идентичности. Она хотя бы не исключает существования русской нации - так же как и других народностей и этносов на территории России. Идентичность не сводится к этничности, она может быть самой разной, в том числе и территориальной, и культурной, и языковой, и государственной. То есть люди разных национальностей вполне могут иметь общероссийскую идентичность. Новая формула хороша. С одной стороны, она сохраняет этническое многообразие России, в том числе права русской нации. С другой - является фактором сплочения всех этносов на основе единой государственности. Однако формула сильно не понравилась Валерию Тишкову. Тот факт, что его концепция российской нации больше не актуальна, вызвал у него болезненную реакцию. Он взял слово и сразу же попытался выхолостить суть новой концепции, представить дело таким образом, что речь идет все о той же концепции российской нации, но в других терминах. Очень интересно было наблюдать, как Тишков осуществлял манипуляцию понятиями, чтобы извратить существо концепции общероссийской гражданской идентичности. Для начала этнолог заявил: «Понятие гражданской идентичности появилось у нас в общественном и научном языках совсем недавно. Синонимом можно считать общенациональное самосознание». То есть Тишков произвольно уравнял гражданскую идентичность с общенациональным самосознанием, не утруждая себя доказательствами и выдавая свои слова за аксиому, на которой он построил всю свою последующую аргументацию. А с какой, собственно говоря, стати? Гражданская идентичность и общенациональное самосознание - далеко не синонимы. А если Тишков считает, что синонимы, - пусть обоснует. Но он ничего подобного делать не стал, выдав свое частное мнение за аксиому, которую сходу надо признать. Далее Валерий Тишков проделал новую манипуляцию. Он заявил, что «в отличие от этнической принадлежности… общенациональная идентичность более определенная и более значимая». То есть выдал очередной пропагандистский перл. И спрашивается: с чего он решил, что общенациональная идентичность более значима, чем этническая? Опыт как раз показывает, что везде по разному. В Америке, может быть, так и есть, но вот в Грузии, Армении и Прибалтике совсем по-другому. Да и применительно к России. Но Тишков, очевидно, пытался выдать желаемое за действительное, чтобы удержать в повестке свою концепцию. Впрочем, Тишков развил свою мысль. Отталкиваясь от одного ложного вывода, он перешел к следующему: «Русское входит в российское, составляет его основу, однако именно российская идентичность и российский народ есть основополагающая категория нашей государственности». То есть, по Тишкову, не русский народ является государствообразующим, а российский. Здесь мы видим прежнюю линию на принижение русского народа, его размывание в надэтнической идентичности и, в сущности, отрицание наличия русской нации. И, опять-таки, никаких доказательств. Ему так хочется. И вот, наконец, Тишков вернулся к своей концепции: «Русская идентичность не может быть всеобъемлющей, потому что миллионы граждан России не самоопределяют себя как русские, у них другая этническая принадлежность, поэтому равенство их гражданских прав с русскими и комфортное существование в одном государстве обеспечивает концепция российской нации, ее формула - «Обеспечение единства и поддержка разнообразия». Пардон, а разве равенство гражданских прав граждан всех национальностей не обеспечивается в России законодательно? И при чем здесь концепция российской нации? Ну а в том, что касается комфортного существования, то кому-то, может, будет комфортнее, если русские перестанут существовать. И что же, русские должны из-за чьих-то хотелок самоликвидироваться? Кроме прочего Валерий Тишков выступил против понятия «российская цивилизация»: «Метафора страны как цивилизации важна, даже интересна. Но мне представляется, что более строгая категория - нации государства, - важнее». И позиция Тишкова не удивительна: понятие российской цивилизации нивелирует его тезис о российской нации, делает его ненужным. Понятие «цивилизация» значительно шире как явление, чем нация. И концепция российской цивилизации гораздо лучше объясняет становление и развитие России как империи, втягивавшей в свою орбиту разные народы. Более того, понятие российской цивилизация оставляет место для существования русской нации - как ее опорной силы. Той силы, вокруг которой традиционно группировались другие нации и народности Евразии. Становится возможным построить дихотомию: русская нация, выходящая за границы собственно Российской Федерации, и российская цивилизация, становым хребтом которой являются русские. Она тоже гораздо шире границ РФ. Но для русофобов адекватный подход, разумеется, неприемлем. Они хотят обрубить любую связь русских со своими соплеменниками за пределами РФ и добить их по одиночке. А в самой России превратить русских в оторванных от своих этнических корней россиян, подчиняющихся диктату Запада. Но, похоже, попытка Валерия Тишкова навести тень на плетень оказалась тщетной. Владимир Путин его не поддержал. Президент РФ прокомментировал второстепенные моменты выступления Тишкова, но ничего не сказал про главное, чего тот добивался, - про российскую нацию. А в конце заседания с докладом вышел глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Он тоже не поддержал Тишкова. В его выступлении не было ни слова про российскую нацию. Напротив, там была новая формула. «По нашему глубокому убеждению, укрепление общегражданской идентичности - ключевая задача государственной национальной политики, и, на наш взгляд, она должна проходить красной нитью по всей гуманитарной сфере, - подчеркнул Баринов. - Она должна быть и в культуре, и в науке, и в образовании, и в туризме, и в молодежной политике, и, безусловно, в межнациональных отношениях». Мы увидели, конечно, не полноценную отповедь этнологу-русофобу Валерию Тишкову. Но все же намек на то, что его взгляды утратили актуальность для российской власти, от Путина и Баринова прозвучал отчетливо. Автор(ы):
Агентство политических новостей
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~ntX7W
Люди, раскачивайте лодку!!!
|
Последние новости |