Кому Семилукский заказник, а кому трава не расти

Кому Семилукский заказник, а кому трава не расти
24 Июня 2020

На материал «Кто заказал Семилукский заказник? Алексей Гордеев, Максим Увайдов и Ирина Кокорева испортили сотням людей планы на будущее» мы получили два интересных отклика читателей.

Один из них пришел от жителя села Ендовище Игоря Гончарова. Многодетный отец, он до последнего времени работал вахтовиком на Севере. Заработал денег и решил заняться предпринимательством. А именно - построить в родном Ендовище магазин. Ведь до сих пор ни там, ни в соседнем селе Терновом нет даже продуктового ларька, где можно было бы купить хлеб, молоко и другие товары первой необходимости. От отсутствия магазина страдают не только сельчане, но и дачники садоводческого товарищества «Экран». 

Вначале свою бизнес-идею Игорь Гончаров обсудил с бывшим начальником отдела экономического развития администрации Семилукского района Сергеем Перевозчиковым. «Перевозчиков, - пишет Гончаров, - горой стоял за предпринимателей, так как понимал: чем их больше, тем больше денег в бюджете района». Чиновник сказал Гончарову: «Да бери, покупай землю и строй магазин». «Купил, - пишет Игорь, - стал оформлять разрешение и узаконивать торговлю: один кусок земли - под магазин, другой - для дома. Поделили участок с ведома главного архитектора района Золотаревой». 

Часть земли Игорь Гончаров хотел перевести под индивидуальное жилищное строительство, а другую половину оформить как общественно-деловую зону - для магазина. И его отправили в департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области (Андрей Еренков). Вот там Гончарова и огорошили. Сказали, что его участок находится на территории Семилукского заказника, перевести землю в другую категорию они не могут по закону, так как строительство в границах объекта запрещено. Идите, мол, в региональный департамент природных ресурсов и экологии (Наталья Ветер) и получайте разрешение. Но и там Игорю Гончарову дали от ворот поворот. Сказали, что разрешения не дадут. И добавили, что не он один такой, много вас таких ходит. И они тоже не могут получить разрешения ни на индивидуальное жилищное строительство, ни на развитие бизнеса. 

«В итоге у меня два земельных участка - и ни дома, ни магазина. Хоть картошку выращивай…» - на такой грустной ноте заканчивает свое письмо в редакцию несостоявшийся предприниматель Игорь Гончаров.

Совсем по другому поводу обратились к нам жители Семилук, проживающие в новом микрорайоне села, что вытянулся вдоль улицы Зеленая от «Агростроя» до базы «Донгор». Их беспокоит подозрительная активность незваных соседей. Тех, кто занял бывший колхозный луг, землю, расположенную внизу от их участков и прилегающую к Дону.

«Тамошние дельцы уже совсем совесть потеряли. Сейчас привезли машину щебня и скинули ее на территорию памятника природы областного значения «Чернышова гора». И по охраняемой государством территории прокладывают дорогу к своим участкам», - утверждают граждане в своем письме. 

Параллельно они обратились с жалобой в областной департамент природных ресурсов и экологии. И довольно оперативно получили ответ. В ответе, подписанном заместителем руководителя департамента Александром Царевым, говорится, что при выезде на место подтвердился тот факт, что в границах государственного комплексного природного заказника областного значения «Семилукский» проведены работы по отсыпке дорожного полотна по существующей грунтовой дороге протяженностью около 450 метров. А в границах памятника природы областного значения «Чернышова гора» - работы по отсыпке дорожного полотна щебнем протяженностью около 150 метров. Они проведены собственником прилегающих земельных участков без согласования с департаментом. И якобы виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа по статье 8.39 КоАП РФ. 

Обращает на себя внимание, что чиновник Александр Царев нигде не называет нарушителя по имени. Не называет он и размер штрафа. Поэтому складывается впечатление, что письмо Царева - обычный чиновничий отмаз от надоевшего своими жалобами электората. Но более всего меня лично удивил последний абзац ответа чиновника: «На момент осмотра на земельном участке с кадастровым номером 36:28:8300019:10001 фактов нарушения требований природоохранного законодательства не выявлено».

Мы тоже побывали на месте происшествия. Проехали до базы «Донгор», спустились вниз, увидели справа свежевыстроенный шлагбаум, за которым расстилалась главная авеню безымянного поселка с редкими строениями. А чуть слева от въезда - отсыпанный известковым щебнем крутой спуск к Дону. Как объяснили нам жители, на здешнем спуске хозяева новоустроенного пляжа на берегу реки тоже хотели поставить шлагбаум, но после протестов населения отказались от своей затеи. Хотя формально земельный участок с пляжем странным образом приватизирован. И имеет как раз тот самый кадастровый номер, о котором говорится в ответе чиновника Царева.

шлагбаум.jpg

Впрочем, пора, пожалуй, объяснить, откуда что взялось. Если открыть публичную кадастровую карту и найти соответствующий земельный массив, разбитый на большие, от 1 га, и маленькие, до восьми соток, участки, всего их 1560, то во всем несложно разобраться. Участки наверху в селе имеют категорию земель населенных пунктов с разрешенным использованием - то есть для индивидуальной жилой застройки. А вот адрес одного из участков внизу: Воронежская область, Семилукский район, Семилукское сельское поселение, в границах сельскохозяйственной артели (колхоз) «Семилукский», 150 метров западнее дома №30 по улице Светлая, село Семилуки, участок 22/1. Здесь уже земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства. Ну а фраза «В границах СХА (колхоз) «Семилукский» дает нам ответ на вопрос, откуда же взялось безымянное поселение.

Сельскохозяйственная артель (колхоз) «Семилукский», зарегистрированная в 1993 году, обанкротилась в 2007-м, а прекратила свою деятельность на основании определения воронежского арбитражного суда о завершении конкурсного производства 29 декабря 2012-го. На момент банкротства у СХА было 11 учредителей, в том числе Владимир Ворничес и Михаил Кульнев. Первый, председатель ТСЖ «ХХ1 век», является/являлся руководителем четырех организаций, две из которых находятся в процессе ликвидации, а одна ликвидирована. Ворничес помимо того - учредитель шести организаций, одна из которых, СХА, ликвидирована, а одна в процессе ликвидации. За плечами Кульнева - руководство одной ликвидированной организации и учредительство в двух. А СХА банкротил опытный представитель московского союза арбитражных управляющих «Возрождение» Сергей Евтушенко.

Мы предполагаем, что столь опытные в деле банкротства люди смогли вытащить из сгоревшего дома по паре чемоданов. Бывший зарастающий луг за селом, на берегу реки Дон, в нескольких километрах от Воронежа, вероятно, и стал тем активом, который должен был удовлетворить бывших учредителей СХА. Сколько владельцев у земли, мы не знаем. Предполагаем только, что, возможно, команда бывших ликвидаторов раскололась. Так как центральная авеню в самой середине перекрыта, и устройство шлагбаума со стороны «Донгора», по-видимому, не от хорошей жизни. Ведь и с ближней к «Агрострою» стороны есть уже вполне обустроенный въезд со шлагбаумом. Но, видимо, владельцев дальней половины не стали через него пускать.

Раздел всего массива на участки с присвоением каждому кадастрового номера - не такая уж и трудная процедура. Непонятно, правда, как земельные магнаты ставили на учет участки, которые находятся на самом берегу реки. Тот самый участок, к которому нет претензий у наших областных природоохранителей, на карте выглядит следующим образом. 

карта.JPG

Его адрес: Воронежская область, Семилукский район, 400 метров восточнее земельного участка №7 по улице Заречная села Семилуки. Здесь земля сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. По документу: для сельскохозяйственного использования. Можно только гадать, каким производством можно заниматься на крутом берегу реки. Но как он был поставлен на учет? Ведь нужен любой договор, на основании которого регистрируемый объект перешел в собственность к заявителю. У кого и как заявитель скупил всю прибрежную зону - совершенно непонятно. 

Другой вопрос - кто и как в райадминистрации утверждал схему расположения участков в кадастровом квартале, что тоже является обязательным условие для постановки на учет? Кстати, чиновники-экологи из областного департамента почему-то не увидели и самое настоящее запрещенное в заказнике линейное сооружение, линию электропередачи, которую в 2019 году провели вдоль грунтовки рядом с рекой. Линию и реку отделяет лесополоса, которую потихоньку вырезают. А на очищенных от леса участках строят так называемые дачи, особняки с выходом прямо к реке.

дачи.jpg

Их, правда, пока немного. Но тут надо объяснить, почему владельцы здешних земель вдруг переключили свое внимание на прибрежную полосу. Дело в том, что на основной площадке как они не бьются, бизнес у них тормозится. 

Вот цитаты из объявлений: «Продаю улицу в Семилуках - в 100 метрах от базы отдыха «Донгор». Улица - 1 га. Десять участков по десять соток, проезжая часть шириной семь метров. Участки прямоугольной формы. Свет 380 Вт, газ - 100 метров. Первая линия к реке Дон. Строительство - до трех этажей включительно, до 500 кв. м. Документы на руках. Собственник»; 

«Продается два смежных участка на «Донгоре» по 10 и 15 соток, на берегу реки Дон. Первая основная линия. Продажа возможна раздельно - 30 тыс. рублей за сотку, на равнине, лес, река, электричество 140 кВт по участку, газ. Проездная - основная дорога шириной десять метров, рядом база отдыха «Донгор», рыбалка круглый год, выходы с лодкой к реке, зимой катание на плюшках, лыжах, семейный отдых, лес, вид на город, идеальная природа. Назначение по виду использования - для коттеджного строительства. Красота стала доступна с 2016 года. Идет активная застройка, рядом с городом, в пяти минутах езды вся инфраструктура, средняя школа, детский сад».

Объявления, конечно, рассчитаны на лохов. Купивший участок попадает на ряд ограничений. И первое из них состоит в том, что земля относится к особо охраняемым землям Семилукского заказника, где нельзя строить капитальные строения без согласования с администрацией района и департаментом природных ресурсов и экологии. Большая часть выделенных под дачное строительство участков к тому же лежит в водоохраной зоне реки Дон, поэтому даже ливневые воды не должны попадать в реку, а если участок граничит с прибрежной защитной полосой, то добавляются ограничения по распашке земель и размещению отвалов грунтов. Приехать и вывалить песочек, оборудовав себе личный пляжик, - нельзя! Ну и, наконец, самое неприятное. Вся местная земля в зоне подтопления, в которой капитальное строительство запрещено. А значит и газ подвести тоже будет нельзя.

Кстати, в октябре 2018 года «Вести Воронеж» показали сюжет, который начинался так: «Московские инженеры завершили аэрофотосъемку Воронежской области в поисках зон подтопления и начали обработку результатов. Напомним, к концу 2020 года в регионе появится карта зон затопления, на которых будет запрещено строительство капитальных сооружений, - у чиновников появится законное право отказывать в разрешении на строительство. А жители домов в зоне затопления точно не смогут претендовать на компенсацию в случае паводка». 

В сюжете был показан и наш безымянный поселок. Процитируем: «Поселок находится в зоне 1% затопления, и на здешних землях - по документам - нельзя строить ничего капитального. «Люди, которые строят там жилье и планируют как-то там постоянное проживание, узаконить данную постройку смогут исключительно через суд. И при возникновении чрезвычайной ситуации они никогда не смогут рассчитывать на какую-то компенсацию со стороны администрации, поскольку они там не должны находиться», - рассказала начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Семилукского района Марина Золотарева. 

Продать неузаконенные коттеджи владельцы смогут только как дачные домики, то есть в разы дешевле, чем купили. Единственный вариант - провести дорогостоящее благоустройство, чтобы, например, в выгребную яму не попадали грунтовые воды, потратиться на адвоката, чтобы узаконить дом, и надеяться, что очередное половодье не смоет его в Дон».

Официально зоны подтопления, как ожидается, будут нанесены на кадастровую карту к середине лета 2020 года. И в выписке на земли будет отображаться обременение. А пока, продавая землю, бессовестные дельцы сознательно утаивают важную информацию, обещая покупателям свой личный берег с пляжем, возможность построить капитальное строение, прописаться в нем и подвести газ. Особо рекламируется так называемая первая линия у реки, на которой в настоящий момент растут многолетние деревья, являющиеся частью экосистемы «Чернышовой горы». Пока они стеною стоят вдоль реки. И на одном из поворотов мы увидели дикую косулю.

Но что с ней будет завтра? Неужели замечательный уголок природы в Семилукском районе реально обречен? Посмотрите, с одного края деревья уже вырубили, даже траву вычистили бульдозером, разровняли землю (чего категорически нельзя делать в береговой защитной зоне реки Дон), завезли песок на личный пляж, а кое-где поставили заградительные шлагбаумы, препятствуя проходу других людей. И неясно, то ли новые владельцы не знают природоохранного законодательства, то ли плюют на него, потому что за ними - влиятельные покровители? А вы как думаете, дорогие читатели?

Кто заказал Семилукский заказник? Алексей Гордеев, Максим Увайдов и Ирина Кокорева испортили сотням людей планы на будущее

Автор(ы):  Святослав Иванов
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~CjFVM


Люди, раскачивайте лодку!!!