Дефицит разумного управления. Чем порожден энергетический кризис в мире

Дефицит разумного управления. Чем порожден энергетический кризис в мире
28 Октября 2021

«Мерзни, мерзни, волчий хвост!» - с хитрым прищуром сказал на Валдайском форуме Владимир Путин, пересказывая известную сказку для описания ситуации с энергоснабжением Европы в конце 2021 года. Он пояснил, что волком в истории с энергокризисом является тот, кто пытается хвостом ловить рыбку в мутной воде.

Сказать, что Владимир Путин дал очень точное описание, - значит не сказать ничего. Похоже, что кардиналы (серые и не очень) глобального человечества перехитрили сами себя. Близится довольно холодная зима, а цены на газ держатся на запредельном уровне, расценки на электроэнергию выросли до умопомрачительных значений, предприятия останавливаются, а рыбка… Что ж, похоже, никакой рыбки не будет.

Электроэнергия стала дорогой, и ее стало не хватать. При том, что никаких разумных объяснений нет. Цены на энергию - не единственная проблема. Долларовая инфляция, превысившая 5% в годовом исчислении, не добавляет позитива в и без того непростую ситуацию. В портах развитых стран огромные проблемы с разгрузкой контейнеровозов. Но даже если разгрузить их все, дефицит самых необходимых товаров сохранится.

Впрочем, никакой холодной зимы пока не наступило. Топливо течет по трубам. Генерирующие мощности избыточны. Основные американские заимствования не сделаны (Конгресс никак не проголосует на триллионные траты на инфраструктуру). Фабрики в Юго-Восточной Азии работают с утроенной силой после первого ковидного года. Но мировая хозяйственная система как будто стала разъезжаться по швам.

В экспертных комментариях о причинах сложившейся ситуации недостатка нет. Их общая проблема состоит в том, что они рассматривают каждую проблему в отдельности. Цены на энергию растут из-за того-то. Доллар обесценивается из-за того-то. А затыки на логистических маршрутах возникают из-за чего-то третьего. Но, на мой взгляд, причина всех проблем общая. Система глобального управления дала серьезный сбой.

Энергетический кризис?

Обеспечение энергией мира в целом и отдельных его регионов складывается из нескольких составляющих. Во-первых, топливо для транспорта, во-вторых, отопление промышленных и жилых помещений, в-третьих, электричество для индустрий и личного потребления. Однако составляющие во многом связаны. И отопление, и значительная часть электрогенерации основаны на сжигании углеводородного топлива. Все больше транспортных средств переводится на электрическую тягу (электромобили, конечно, тоже имеются в виду, но в первую очередь железнодорожный транспорт), так что от выработки электроэнергии напрямую зависят грузовые и пассажирские перевозки.

Электроэнергией питается почти вся земная промышленность. Дома освещаются, а зачастую и отапливаются посредством электричества. Наконец, наиболее быстро развивающаяся индустрия современности - цифровая - потребляет все больше мегаватт-часов. Подсчитано, что к 2040 году только вычислительные мощности и телекоммуникации потребуют всех генерирующих мощностей мира, построенных на данный момент. Но, правда, без учета предполагаемого взрывного развития систем искусственного интеллекта. Так что ныне существующие мощности могут закончиться и раньше. Число людей на планете тоже постоянно растет. А значит, производится больше товаров, выращивается больше еды, тратится больше электричества. И тем не менее по-прежнему наблюдается не дефицит, а значительный избыток генерирующих мощностей.

Конечно, генерация географически распределена неравномерно. Страны Третьего мира обеспечены электроэнергией в разы, а иной раз и на порядки хуже развитого мира. Те из развивающихся государств, что пытаются как-то преодолеть отставание, испытывают настоящий энергетический голод. Они обеспечивают контрактами российский «Росатом», а также такие компании, как General Electric и Siemens, производящие современные газотурбинные энергоблоки. Проблема в том, что электростанции и распределительная инфраструктура создаются гораздо медленнее, чем растет спрос на энергию.

Но в США, Канаде и Европе ситуация совершенно другая. Здесь имеющиеся генерирующие мощности избыточны и долго будут оставаться такими же. В любой момент развитый мир может увеличить генерацию на 20-25%, а при условии надлежащего снабжения топливом - на все 40%. Более того, на данный момент весь Запад производит и потребляет в год меньше электроэнергии, чем потребил в 2008-м, и налицо яркое свидетельство того, рецессия 2007-2009 годов так и не была преодолена.

В 2008-м Европа произвела и потребила 3885 тераватт часов, в 2019-м - 3849 ТВт ч, а в 2020-м - 3717 ТВт ч. США и Канада вместе (у двух стран высока степень интеграции генерирующих и распределительных электросетей) в 2008 году потребили 5001 ТВт ч, в 2020-м - 4911 ТВт ч. Данные за 2021 год не обработаны, но никаких существенных падений генерации или взрывного роста спроса в 2021-м зафиксировано не было.

Обращают на себя внимание два факта - спад в потреблении электроэнергии (а) был, и (б) он был незначительным. Никаких причин для дефицита. Другое дело - газ… Рост цен на него просто фантастический. Но дефицита голубого топлива, несмотря на разворот танкеров с СПГ из США в сторону Юго-Восточной Азии, тоже не наблюдается.

Можно сколько угодно винить в нынешнем кризисе апологетов возобновляемой энергии (и в целом за дело), но дело тут явно не в ней. Доля зеленого электричества и цифры его абсолютного выхода медленно и верно росли. Электричество вырабатывалось, потреблялось и не мешало победной поступи русской энергии. Тут довольно характерен пример Соединенных Штатов, где практически одновременно с распространением ветряков и полей солнечных батарей разворачивалась газовая революция. Сначала Барак Обама, несмотря на разговоры об энергии ветра и солнца, потворствовал добыче и использованию в энергетическом секторе сланцевых углеводородов. Потом Дональд Трамп, насколько смог, развязал руки газовикам. А Джо Байден, несмотря на все, что о нем говорят в оппозиционных правых СМИ, попросту не успел им сильно навредить.

В результате доля газа в генерации возросла до максимума - 1617 ТВт ч, или 40% от общей выдачи. Соответствующие значения были достигнуты в ковидный 2020 год. Доля возобновляемых источников энергии тоже увеличилась - 792 ТВт ч, или 19,8%, правда, 288 ТВт ч из них были выработаны на старых добрых ГЭС. На фоне общей стагнации энергопотребления (начавшейся до пандемии) ситуация помогла значительно сократить долю угля в энергобалансе США - до 774 ТВт ч, или 19,3%. Для сравнения: в 2007 году львиная доля американской генерации (при сравнимом потреблении) пришлась на уголь - 2016 ТВт ч, или 48.5%, в то время как газ дал 21,6%, а возобновляемые источники обеспечили лишь 8,5%. То есть газ и дотируемые государством ветряки с солнечными панелями существенно потеснили уголь, но вот общее энергопотребление осталось примерно на том же уровне, незначительно снизившись из-за коронакризиса.

Все мы понимаем, что энергия ветра и солнца дорога и ненадежна. Однако ее доля росла в энергобалансе Запада до кризиса 2007-2009 годов, а стоимость КВт ч в то же время падала. Ясно, что эффект в основном обеспечил доступный газ, которого было в избытке. Но и теперь он не в дефиците! Его доля тоже растет. Так откуда же взялся энергетический кризис, тем более что энергопотребление падает или остается прежним?

Грязная Азия и дефицит всего

Единственным регионом мира, который наращивал последние годы генерацию, была Азия. И драйвером выступал, как легко догадаться, Китай. В США спрос на электроэнергию в 2020 году упал на 3,1%, а в Китае вырос на 3,7%. И генерация честно удовлетворила возросшие потребности. Так называемый кризис наступил в 2021-м. Восстановительный рост экономики потребовал немедленного увеличения генерации на 10%. Начали расти цены на уголь. А уже потом подтянулись цены на нефть и газ.

Стоимость метрической тонны угля подскочила до 1500 юаней, то есть почти вдвое. Китайские власти отреагировали на ситуацию, но было уже поздно. С 2017 года Коммунистическая партия Китая в соответствии со своими обещаниями начала сокращение доли угольной генерации. С одной стороны, план был не слишком амбициозным - отказаться от грязных технологий планировалось аж к 2060-му. С другой стороны, энергетиками и промышленникам хватило даже того мягкого (по выражению товарища Си) давления, которое на них оказывалось в рамках весьма скромного позеленения. При первых признаках неприятностей регуляторное давление было ослаблено, но ослабление не помогло. Грязный уголь уже стоил слишком дорого.

Но главная проблема состоит даже не ценах, а в структуре энергопотребления Поднебесной. Всемирная фабрика вещей 59% своего электричества отдает промышленности, коммерческому сектору - 17%, а населению - 16%. Для сравнения: в Соединенных Штатах индустрии потребляют 25,5%, прочий бизнес - 35,4%, а домохозяйства - аж 40,6%. Ста процентов тут не сложишь, поскольку потребление транспорта обе страны считают весьма причудливо. Американцы считают его дважды, поэтому в официальной статистике электричества потребляется сильно больше 100%, а в Китае итоговые цифры подгоняют под единицу. Но важно вот что: почти 60% всей генерации КНР уходит на производство товаров, которые потребляются по всему миру.

Пекин начал вводить нормирование потребления электроэнергии населением, но ввиду его малой доли в общем балансе в 20 из 31 китайской провинции урезание квот на мегаватты привело к сокращению производственных часов. А стало быть - выработки продукции. Снижение выработки означает снижения потребления электричества, но вот какой парадокс! Энергия остается в дефиците, несмотря на рост генерации.

Китайское анти-чудо повлияло на всю планету. Отлаженные глобальные логистические цепочки стали давать сбои, что привело к хаотизации работы портов в Европе и США.

Бессмысленно винить в сбоях антиковидные ограничения. Дело не в них. Несколько месяцев назад коммерческие гавани обоих американских побережий избавлялись от сотрудников, глядя на падение спроса. А теперь им не хватает сотен тысяч рабочих ввиду неразберихи на рейдах. Байден приказал портам работать круглосуточно, но усугубил ситуацию. Людей все равно не хватает, а круглосуточная работа бессмысленно жжет и так дефицитное электричество, тогда как газ, а значит и киловатт, подорожал.

В сухом остатке

Итак, энергопотребление или снизилось, или сравнялось с доковидным уровнем. Никакого дефицита энергоносителей не наблюдается. А в мире объявлено о наступлении энергетического кризиса. Даже если бы коварный Путин и правда начал использовать газопроводы (некоторые из которых даже не запущены в эксплуатацию или не выведены на полную мощность) в качестве инструмента политического влияния, он не смог бы устроить нынешний хаос. Российский лидер даже предложил поставить в Европу дополнительные миллионы кубометров голубого топлива. И да! Никаких аномальных холодов пока нет. Промышленность Старого Света и США оправляется от последствий пандемии. А кризис - вот он. При избытке добычи и генерирующих мощностей.

Когда подобные проблемы возникают на уровне корпораций (от небольших до транснациональных), специалисты говорят о неотлаженности бизнес-процессов, плохом менеджменте и низкой квалификации персонала. Ресурсов предостаточно, но управляют ими плохо. Не важно, кто или что рулит мировой экономической машиной - невидимая рука рынка, биржевые брокеры или мировая элита, - глобальная система управления дала серьезный сбой. Но, возможно, она сломалась и уже не подлежит ремонту.

Ковид, спекуляции с газовыми спотами и зеленое безумие могли послужить лишь слабым толчком, который незначительно нарушил равновесие здания мировой экономики. Весь вопрос в том, являлось ли равновесие к 2021 году устойчивым. Если да, то скоро все вернется в норму. Если же нет, нас ждет идеальный хозяйственно-логистический шторм.

В последнем случае корпорацию мирового управления, очевидно, следует не подтягивать и даже не реформировать, а банкротить и отдавать в более умелые руки.

Автор(ы):  Дмитрий Дробницкий, политолог, Fitzroymag.com
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~0Lako


Люди, раскачивайте лодку!!!