Воронежским УК и ТСЖ прописали утрату контроля над доходами ресурсоснабжающих организаций и качеством их услуг

Воронежским УК и ТСЖ прописали утрату контроля над доходами ресурсоснабжающих организаций и качеством их услуг
8 Мая 2018

Глава Минстроя России Михаил Мень дал интервью «Российской газете», в котором заявил, что уже с середины мая в стране начнется переход на систему прямых договоров между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями - в обход управляющих компаний и ТСЖ. Внесение соответствующих поправок в Жилищный Кодекс пролоббировали крупные энергохолдинги вроде «Квадры» и «Интер РАО», отмечают федеральные эксперты. Далеко не факт, что от новой схемы выиграют рядовые граждане.

Внесение изменений в Жилищный Кодекс в части прямых расчетов с населением обсуждалось на федеральном уровне несколько лет. Его добивались крупные энергетические холдинги. Несмотря на то что в какой-то момент соответствующий законопроект получил отрицательное заключение главного правового управления администрации президента РФ, он все-таки был принят и уже вступил в силу.

В интервью «Российской газете» глава Минстроя Михаил Мень не скрывает, кто окажется ключевым выгодоприобретателем от нового законодательного акта. «Ресурсоснабжающие организации, конечно, первые заинтересованы в переходе на прямые договоры, - заявил он. - Конфликты между поставщиками ресурсов и управляющими компаниями как раз и приводили к росту неплатежей и судебным искам. Но даже если большой задолженности у управляющей компании нет, собственники жилья могут на общем собрании принять решение о переходе на прямые договоры.

В первоначальной редакции закона предлагался полный переход на прямые договоры, но есть такая замечательная управленческая пословица: не ремонтируй то, что не сломалось. Поэтому если люди удовлетворены работой своей управляющей компании и ее взаимодействием с ресурсоснабжающей организацией, что-то менять не имеет смысла».

В интервью Меня обращают на себя внимание два важных момента. Первый. Отвечая на вопрос «Кто будет решать вопросы качества поставляемых ресурсов с потребителями при переходе на прямые договоры?», министр сказал, что «начинать решать такие вопросы нужно все равно с управляющей компанией. И в первую очередь именно к ней собственник обращается с жалобой. Потому что вопросы низкого качества поставляемых ресурсов могут быть связаны с неисправностью внутридомовых сетей, они остаются зоной ответственности управляющей компании, и исправлять поломки предстоит именно управляющим компаниям. Следующий этап - обращение в жилинспекцию. Если качество снизилось по вине поставщика ресурсов, то разбираться с ним инспекция будет сама».

И здесь нельзя не отметить, что в сообщениях на официальном сайте воронежской Госжилинспекции за 2017 год упоминается всего три случая наказания местных ресурсоснабжающих организаций надзорным ведомством. Перед нами - наглядный пример того, как много внимания инспекторы, перегруженные текущими проверками, уделяют проблемам с поставщиками.

Впрочем, после управляющей компании и жилинспекции, по словам Михаила Меня, «можно напрямую обратиться к поставщику ресурсов. Ресурсоснабжающие организации уже готовятся к тому, что у них появится больше работы - в плане общения с собственниками. Они планируют создание кол-центров, биллинговых контор».

По словам участников воронежского рынка управления жилым фондом, министр предлагает довольно сложный алгоритм поиска крайнего за низкое качество коммунальных услуг («Пойди туда, не знаю куда»). И сейчас-то, когда деньги собственников жилья аккумулируют у себя управляющие компании и ТСЖ, фактически имея рычаг финансового давления на ресурсника, им сложно добиться от него перерасчета платежей или повышения качества коммунального ресурса. А теперь, когда средства пойдут напрямую поставщику, у управляющих организаций подобного рычага уже не будет. Они даже не смогут видеть, сколько гражданам начислено и не допущено ли каких-то ошибок в расчетах. В то же время именно УК и ТСЖ по-прежнему отвечают за качество предоставляемых услуг и начисления перед собственниками. То есть УК останутся крайними - при отсутствии механизма контроля над ресурсоснабжающими организациями. По факту РСО будут собирать деньги, а все шишки за их огрехи полетят в УК и ТСЖ.

«Ничего удивительного здесь нет: в последние десять лет федеральные законодательные инициативы все больше и больше усложняют работу управляющим организациям, и, к сожалению, правилам работы в коммуналке все чаще не хватает ясности, - констатирует директор УК Ленинского района Александр Сезин. - В том виде, в котором закон о прямых расчетах начнет работать, он не принесет какой-то пользы - ни жителям, ни нам. Оптимальной, на мой взгляд, стала бы система, когда каждая компания отвечает за тот спектр услуг, который оказывает, без оговорок и всяких если. Мы готовы нести ответственность за работу внутридомовых систем, а РСО должны взять на себя все вопросы по качеству воды, тепла, света. И если начисления будут производить поставщики, то они и отчитываться обязаны напрямую собственникам».

Руководитель управляющей организации напомнил, что его компания, по сути, на прямых расчетах уже несколько лет, с тех пор, как по инициативе властей в регионе было создано АО «Единая процессинг-сервисная система ЖКХ Воронежской области» (ЕПСС) и УК заключила с ЕПСС договор. Региональный оператор переводит средства собственников квартир напрямую поставщикам ресурсов день в день, минуя счета управляющих компаний. Поэтому в Воронежской области для большинства ресурсоснабжающих организаций и примерно 70% управляющих компаний и ТСЖ переход с нынешних расчетов на прямые будет незаметен. Кроме того, представители ЕПСС отмечали, что с начала действия новой системы произошел существенный рост собираемости средств и 100-процентное их поступление идет в адрес поставщиков услуг, а показатель платежной дисциплины населения вырос с 95% до 98 %.

Второй важный момент из интервью Меня касается невозможности перевода на прямые договоры общедомовых платежей. Внутридомовые сети, по его словам, по-прежнему будут обслуживать УК и ТСЖ, они уже сами привлекут профессионалов для каких-то серьезных ремонтных работ. Учитывая, что внесение изменений в Жилищный Кодекс лоббировали крупные энергохолдинги, не трудно заключить, что они оставили себе возможность взыскивать с УК побольше денег по соответствующей статье.

«Аппетиты поставщиков ресурсов просто поражают своими масштабами, - жалуется один из руководителей ТСЖ Воронежа на условиях анонимности. - Мы переводим им все до копейки, порой даже в ущерб содержанию общего имущества (когда сумма за общедомовые нужды превышает установленный в регионе норматив, разницу должны найти и компенсировать ресурсоснабжающей организации из собственных средств УК или ТСЖ. - ред.). Попробуй, задержи деньги хоть на день, сразу начинаются звонки, угрозы судами. Поэтому я считаю, лучше бы в Минстрое озаботились тем, как защитить ТСЖ и жителей от ресурсоснабжающих монстров, а не продвигали интересы и так не бедствующих холдингов».

Нововведение с прямыми договорами уже вызвало критику не только со стороны многих руководителей УК и ТСЖ, но и со стороны экспертного сообщества. «Закон о прямых договорах от Минстроя имеет очень небольшое отношение к гражданам, - утверждает Светлана Разворотнева, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль». - Собственно говоря, он был принят, чтобы навести порядок во взаиморасчетах между юридическими лицами. Схема, применявшаяся до принятия закона, была не совсем законной. Мне, честно говоря, довольно трудно себе представить ситуацию, когда граждане по своей воле решат перейти на прямые договора, так как на самом деле собственники не должны вникать в сложности перечисления денег от управляющих компаний к ресурсникам. Для собственников главное заключается в том, чтобы услуги поставлялись вовремя. По нашим наблюдениям, как только происходит переход на прямые договора, люди начинают платить больше, потому что ресурсники заинтересованы продать как можно больше. Спорить с ресурсоснабжающими организациями сложно. УК в некоторых случаях действительно были мощным контрагентом для ресурсников, они могли с ними поспорить. Людям сделать то же самое будет сложно, поэтому не факт, что граждане, перейдя на прямые договора, выиграют. Закон у нас написан таким образом, что переход на прямые договора не может стать обязательным. Мне кажется, что в основном переход будет осуществляться по инициативе ресурсников, потому что они напрямую в нем заинтересованы».

Отметим, что, по данным официального сайта «Реформа ЖКХ», в Воронеже действуют 344 организации, из которых 135 УК и 209 ТСЖ. Сейчас поставщикам напрямую идут средства примерно в 70% случаях, там, где организации заключили договор с ЕПСС. Остальные УК пока заводят деньги на свои счета или на счета своих расчетных центров.

Как Алексея Гордеева провожают из полпредов Путина в заместители Медведева

Воронежский финансист Александр Соловьев концентрируется на сфере здравоохранения

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~pa0NT


Люди, раскачивайте лодку!!!