Чеченский след в убийстве в центре Москвы заукраинского ультралиберала Бориса Немцова вызвал ответ главы Чеченской республики Рамзана Кадырова, который назвал арестованного Заура Дадаева патриотом и честным военнослужащим. По мнению философа и публициста Бориса Кагарлицкого, таким образом провокация с убийством Немцова развивает тему самодемонтажа режима. И если хозяин Кремля допустит развитие событий по текущему сценарию, то как минимум он продемонстрирует грозненскому союзнику и партнеру, что не умеет защищать своих. Последствия, уверен эксперт, более или менее предсказуемы.
«Я твердо убежден, - в частности, говорится в заявлении Рамзана Кадырова в связи с арестом Заура Дадаева, подозреваемого в убийстве Бориса Немцова, Басманным судом Москвы, - что он искренне предан России, был готов отдать за Родину жизнь. Но мне непонятны истинные причины и мотивы увольнения Заура из рядов внутренних войск МВД России. Говорят, он объяснял такое решение болезнью матери. СМИ передают, что Заур в суде подтвердил свою причастность к убийству Немцова. Все, кто знают Заура, утверждают, что он является глубоко верующим человеком, что он, как и все мусульмане, был потрясен действиями сотрудников французского еженедельника «Charlie Hebdo» и комментариями в поддержку печатания карикатур. Я уже поручил секретарю Совета безопасности Чеченской республики Вахиту Усмаеву провести тщательное расследование обстоятельств увольнения Заура Дадаева, изучить его поведение и настроение перед уходом».
«Я сказал про тему «Charlie Hebdo» как мотив убийства Бориса Немцова в первые же часы после известия, понимая, конечно, что дело отнюдь не в «Charlie», - комментирует разворачивающиеся вокруг следствия экзерсисы политолог Борис Межуев. - С самого начала было ясно, что, если произошла провокация, убийц должны найти очень быстро, и, скорее всего, ими окажутся прокадыровские чеченцы. Публичная перепалка Рамзана Кадырова с Алексеем Венедиктовым, главным редактором «Эха Москвы», по поводу «Charlie Hebdo» была чревата вот таким развитием событий. Если бы имена или хотя бы национальность убийц стали известны общественности на следующий день, то на либеральный марш 1 марта в Москве вышло бы не 60 а 100 тысяч человек с понятными лозунгами. Спецслужбы сделали правильно, закрыв информацию на неделю. Тем не менее провокация сработала - и теперь настало время делать серьезные выводы, дай Бог, если удастся выйти на след подлинных организаторов преступления, хотя мне кажется, что исполнители будут говорить в основном про свою любовь к пророку Мухаммеду».
«Похоже, чеченский лидер Рамзан Кадыров подозревает, что убийство либерала Немцова может быть использовано в комбинации против него, - рассуждает военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид). - Насколько виновны арестованные чеченцы Заур Дадаев и Анзор Губашев, разумеется, покажет суд. Но ситуация начинает напоминать события начала 1950-х - когда заговорщики перед тем, как решить проблему Сталина, удалили от него всех его верных цепных псов, оставив отца народов один на один с дружелюбными соратниками. Если нужно повторить историю с нынешним отцом, то подобная технология выглядит вполне рабочей».
«А вот уже и тема самодемонтажа режима понемногу разворачивается, обретая новую конкретику, - соглашается левый философ и публицист Борис Кагарлицкий. - В качестве виновных в убийстве Немцова арестовали чеченцев из структур Кадырова. Главное доказательство - признание обвиняемых. В свою очередь, Кадыров подозревает (и небезосновательно), что копают под него. Между тем именно чеченский правитель является чуть ли не единственной надежной опорой Владимира Путина в правящей элите (подчеркиваю: не единственной опорой, но единственной надежной). И если хозяин Кремля допустит развитие событий по текущему сценарию, то он как минимум продемонстрирует грозненскому союзнику и партнеру, что не умеет защищать своих. Последствия более или менее предсказуемы.
Никому бы не пришло в голову убивать Бориса Немцова исключительно ради того, чтобы повысить явку на марш оппозиции 1 марта. А вот если задача (или одна из параллельно решаемых задач) была в том, чтобы порвать связку между Кремлем и Грозным, то игра стоила свеч. И сейчас вся охранительная пропаганда, функционируя по логике лояльности власти, будет раскручивать кавказскую версию, которая направлена на подрыв той же самой власти. Сделать искренних охранителей инструментом устранения Владимира Путина - красиво... Прямо-таки хочется аплодировать и кричать «Автора!» В общем, что и требовалось доказать: в России оппозиция никогда не свергнет власть, но власть непременно свергнет сама себя».
«Скажу честно: ни в какую религиозную версию убийства Бориса Немцова я не верю, - признается, в свою очередь, публицист и политический деятель Егор Холмогоров. - Равно как и в конспирологический след к Кадырову. Все обсуждающие соответствующую тему забыли о главном. О том, что «сотрудники МВД Чечни» десятилетие росли с убеждением, что они могут все, могут завалить - да хоть в центре Москвы - кого угодно, включая, к примеру, Героя России Ямадаева, и им ничего не будет. И, скорее всего, ловушка в том и состояла. Смелым горцам заказали человечка, и они его порешили, не слишком парясь, кто он такой и зачем его убивать. Дают баблос - почему бы и не убить. И только потом становится понятно, что налицо ядерный взрыв под всей политической системой. Чья ловушка - хороший вопрос, но то, что снаряд долетит и до Кадырова, в расчет явно входило. Теперь, конечно, из подозреваемых будут лепить шахидов, поскольку только такое может хоть как-то отвести глаза от фундаментального факта истории: горцы могут порешить кого угодно, потому что считают себя в своем праве. Но Рамзан в любом случае получил очень серьезный удар, потому что любая линия его самозащиты все равно его топит. И в варианте «Шахиды», и в варианте «Беспредельщики», и в варианте «Мы убили оранжевую мразь» он предстает центральным звеном в системе беспредела, от которого элиты не застрахованы. И элиты будут очень жестко требовать немедленно все прекратить. Тем самым фактор Кадырова как вымышленного меча, который разрубит все московские политические противоречия, «если тут начнется Майдан», будет сведен к нулю. Оно, конечно, и к лучшему. Может быть, оставшись без фанатизма в виде «кадыровских легионов», которые раскатают майданщиков, Кремль начнет принимать в расчет реальные общественные силы, на которые он мог бы опереться в кризисную минуту. Но посмотрим на развитие событий. Современная российская политика - какое-то адское смешение здравомыслия и безумия, так что победа той или иной составляющей в каждой точке практически непредсказуема».