Россия меняет структуру управления

Россия меняет структуру управления
13 Мая 2014

Президент России Владимир Путин провел наиболее масштабные кадровые перестановки с момента своего возвращения на пост главы государства в 2012 году. Объявленный Кремлем пакет решений выглядит значительным не столько из-за их объема, сколько из-за структурных изменений в управлении страной, имеющих в том числе явный отпечаток украинского кризиса.

Судя по всему, администрация президента пытается утвердить в качестве основной схемы трехзвенное управление особыми территориями России (а к ним относятся Крым, Дальний Восток и Северный Кавказ): территориальное министерство - полпредство - профильный вице-премьер. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков так и объяснил смысл создания нового министерства по развитию Северного Кавказа: «Фактически приведена в соответствие система по трем направлениям - Крым, Северный Кавказ и Дальний Восток, создана одинаковая структура управления ими». А вот назначение двух силовых полпредов в федеральных округах возвращает институт полпредства к временам его зарождения: в 2000 году, когда он появился, почти все главы округов были силовиками, в том числе тогдашний руководитель ЦФО Георгий Полтавченко. Да и губернатором Воронежской области в то время стал (путем всенародного избрания) начальник регионального управления ФСБ Владимир Кулаков.

Так вот, в 2014 году генералы Сергей Меликов и Николай Рогожкин сменили чисто гражданских полпредов - Александра Хлопонина и Виктора Толоконского. Кроме того, Кремль подтвердил свою готовность предлагать субъектам Федерации кандидатов в губернаторы, которые ранее возглавляли другие регионы. Толоконский, возглавивший Красноярский край, с начала нулевых и до 2010 года, когда стал полпредом, руководил Новосибирской областью. Переброска из региона в регион, с одной стороны, вроде бы противоречит устоявшейся практике. Но, с другой, - в 2012 году глава республики Мордовии Николай Меркушкин был назначен в Самарскую область, и в целом он контролирует там ситуацию. Очевидно, что опыт горизонтальной ротации может быть распространен. В свою очередь, полномочия вице-премьера Александра Хлопонина будут определены через новое перераспределение полномочий других вице-премьеров.

«Кремль готовится к ухудшению ситуации на Северном Кавказе, - уверен профессор МГИМО, заведующий кафедрой по связям с общественностью Валерий Соловей. - И потому назначает новым полпредом Северо-Кавказского федерального округа профессионального военного, командующего объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Сергея Меликова. О провале политики подкупа кавказских элит, которую воплощал собой вице-премьер Александр Хлопонин, говорили еще в 2013 году, но кадровые перемены были отложены на время после Олимпиады в Сочи. Весьма вероятное ухудшение ситуации на Северном Кавказе связывают с геополитическим фактором, а также со значительным сокращением его финансирования. Боливар российской экономики не выдержит двоих - Крым и Северный Кавказ».

«Что означает создание министерства по развитию Северного Кавказа? - иронизирует русский националист Егор Просвирнин, главред издания Sputnik&Pogrom. - А означает оно, что деньги изымаются у кавказских элит и передаются в отдельное ведомство, подчиняющееся напрямую Москве и не встроенное в существующие на Кавказе схемы отката и попила. Само собой, что пилить и откатывать будут и в новом министерстве, но уже не по-кавказски (90% от суммы), а по-советски (50%), в результате чего на выделяемые деньги будут даже что-нибудь строить. Вместе с назначением кадрового военного полпредом в Северо-Кавказском округе (у которого погиб в Чечне сын, и как будет новый полпред смотреть на ходоков от Рамзана Кадырова, несложно догадаться) впечатление одно: Кавказ готовят к тому, чтобы жить бедно и плохо. Поэтому если вы хотели стать кавказцем, чтобы в красных мокасинах ездить на «Порше», то шанс вы свой потеряли - сейчас начинаются вьетнамские шлепки и «Лада-Приора».

«Cамым негативным сценарием стала бы борьба за полномочия и аппаратная конкуренция между полпредством и новым министерством, которой они могут увлечься до полной потери работоспособности, - рассуждает эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин. - За новым министерством, скорее всего, закрепят экономическое направление, но пора спросить, в чем оно теперь должно состоять. На фоне замедления экономики, а также новых внешнеполитических дел, связанных с Украиной, делать ставку на миллиардные государственные инвестиции в Северный Кавказ будет все труднее (да и не дала оная политика реальных результатов). Значит, пора, наконец, вместо новых мегапроектов поддерживать уже имеющиеся точки роста - от обувщиков из Махачкалы до прядильщиков из Учкекена, способствовать их выходу из тени, помогать с посильными кредитами и т.п. Сейчас вопрос не в том, насколько такое реально при нынешней коррупции, а в том, готовы ли ответственные федеральные чиновники осознать реалии. Вообще в федеральной стратегии на Северном Кавказе две составляющие - силовая и экономическая. О политической наши СМИ не вспоминают, а она - наиважнейшая, если понимать под ней не партийную агитацию, а создание условий для диалога по всем конфликтным вопросам, прежде всего - внутрирегиональным. Запрос на диалог на Кавказе велик. Прогрессом было бы уже понимание того, что бутафорские советы старейшин, которые модно было создавать в последние годы, к реальному общественному диалогу никакого отношения, безусловно, не имеют».

«Отставка полпреда президента в Сибирском федеральном округе Толоконского была весьма ожидаемой, - комментирует кадровые решения Кремля политолог Дмитрий Орлов. - Виктор Толоконский сильно влиял на ситуацию в Новосибирской области, где долго был губернатором, и добился скандального отрешения от должности в связи с утратой доверия своего преемника Юрченко. Но его победа была пирровой. Неформальная, но устойчивая коалиция Толоконского с лидером местных коммунистов Анатолием Локотем, которая, в сущности, и привела в значительной степени к победе Локотя на выборах мэра Новосибирска, деконсолидировала местную власть. Надо сказать, Толоконский вообще мастер своей игры - и в политике, и в реализации бизнес-интересов. В последнее время она велась лишь с формальной оглядкой на Кремль. В преддверии губернаторских выборов в важнейшем сибирском регионе Кремль должен был сделать упреждающий шаг по выстраиванию ясной конструкции избирательной кампании, основанной на общефедеральных интересах. С отставкой Толоконского соответствующий шаг сделан. А вот на посту и.о. губернатора Красноярского края Владимир Толоконский, очевидно, будет уже другим игроком - не тем, который вмешивается во все, ни за что не отвечая, но таким, что в ответе за все».

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~VVWNf


Люди, раскачивайте лодку!!!