Мыльная опера

Мыльная опера
21 Сентября 2013

Директор областного Театра оперы и балета Игорь Непомнящий, как и ожидалось, жестко раскритиковал доклад «Воронежский пульс» от ректора Воронежской государственной академии искусств, театрального продюсера Эдуарда Боякова и Ко. Исследование, обошедшееся, по данным Непомнящего, в 8 млн рублей, он посоветовал выкинуть в урну, а другой участник пресс-конференции - солист Александр Назаров - увязал деятельность Боякова с реализацией американского плана Аллена Даллеса по уничтожению России, подменой настоящих ценностей фальшивыми. Но при всей, действительно, аморфности рабочей, как оказалось, версии доклада и халтурности многих его глав нам остается заметить, что в пафос Игоря Непомнящего верится далеко не во всем. Ведь он не стал отвечать на информацию о фирме сына, которая, по нашим данным, промышляет антрепризой и гробит репертуар.

Для начала краткое содержание предыдущих серий. Конфликт между Непомнящим и Бояковым разгорелся на презентации доклада «Воронежский пульс», состоявшейся 17 сентября в бизнес-инкубаторе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Эдуард Бояков прямо обвинил руководство областного Театра оперы и балета в потере связи с аудиторией, отсутствии коммуникаций и оторванности от современных процессов в культуре. А Игорь Непомнящий в ответ заявил, что содержание доклада, касающееся его театра (и не только), - «вранье и настоящая подтасовка». «Вы направили свою деятельность на подрыв культурного наследия Воронежской области», - сказал он Эдуарду Боякову и вскоре покинул бизнес-инкубатор ВГАСУ.

Сам Бояков не счел нужным реагировать на эмоции оппонента. Но ответный ход на демарш Непомнящего сделал редактор журнала «Время культуры» Олег Котин, у которого, насколько можно судить, завязались с театральным продюсером и, кстати, выпусником журфака Воронежского госуниверситета товарищеские отношения. Более того, именно Котин изначально должен был выступить автором главы «Театры» в подготовленном группой Боякова исследовании. Правда, он был настроен персонифицировать ответственность ряда деятелей искусства, в частности, руководителей филармонии, Театра оперы и балета и ТЮЗа, в слабости репертуара. Однако Боякова его концепция не устроила. В результате, реагируя на демарш Непомнящего, Котин опубликовал на сайте «Времени культуры» разгромную статью «Мрак оперы», в которой, как нам показалось, содержалась разумная критика Непомнящего. Театр, в силу ряда обстоятельств, но прежде всего из-за политики руководства, не показывает динамики. Поэтому мы, «Четыре пера», поддержали Котина.

Как признался нам источник в областном правительстве, знакомый с ситуацией вокруг Театра оперы и балета, главная проблема культурного учреждения - не только в самом  директоре Непомнящем, но и в фирме его сына, который «промышляет антрепризой». «Там сознательно гробятся репертуарные спектакли, чтобы в свободные дни за бешеные деньги сдавать сцену приезжим дорогим артистам, - заявил источник. - А примы и премьеры по 10-12 тыс. рублей в месяц получают - при том, что в труппе, по нашим сведениям, насчитывается 500 человек, 90% из которых никто и никогда не видел». 

Однако Игорь Непомнящий не стал отвечать на наши претензии, что, очевидно, делает его позицию уязвимой. На пресс-конференции, которую провел в пятницу, 20 сентября, директор Театра оперы и балета сконцентрировался на критике Эдуарда Боякова и других авторов доклада «Воронежский пульс», которые, по его мнению, сознательно исказили положение дел в учреждении, а также Воронежском хореографическом училище.

Тот факт, что, как говорится в исследовании, акустика зала не отвечает параметрам, которые нужны для качественного исполнения оперных спектаклей, Игорь Непомнящий опроверг отзывами лауреатов международных конкурсов, а то, что глубокое сценическое пространство якобы «используется на одну треть (практически только авансцена)», - паспортами конкретных постановок. «Могу предположить, что авторы доклада не только не имеют представления об оперном театре, как профессионалы, но и ни разу не были на наших спектаклях, - заявил Непомнящий. - Но могу точно утверждать, на все 100%, что некоторые из них были на спектакле эстонского театра № 099 «Педагогическая поэма» (вызвал скандал в ходе Третьего Платоновского фестиваля. - ред.), где пропагандируются гомосексуальные отношения, лесбийская любовь, выражаются матом, обнажаются гениталии, и, как они утверждали, получили массу положительных эмоций».

Директор Театра оперы и балета также пошел на прямой конфликт с областным руководством. «Культурой в нашем регионе руководят люди, никакого отношения к культуре не имеющие, - заявил он, явно имея в виду главу профильного департамента Елену Ищенко, бывшего проректора ВГУ, - но постоянно требующие с нас ненужную отчетность, заставляющие согласовывать каждую мелочь и утверждающие, что «все будет, как я сказала». «Они могут даже предложить уйти по собственному», - уточнил Непомнящий. Не исключено, кстати говоря, что ему уже и предложили написать заявление.

Открыто обвинять губернатора Алексея Гордеева, других чиновников и бизнесменов в сговоре, чтобы разрушить, как он считает, театр, Игорь Непомнящий не стал. Гордееву-де не то нашептывают (типа царь хорош, да плохи бояре), хотя сам Непомнящий неоднократно отвечал ему в служебных записках на регулярные претензии со стороны журналиста Олега Котина, создающего неверное общественное мнение, и вообще излагал ситуацию в учреждении. И вот какая с его слов вырисовывается картина. Эпопея с реконструкцией Театра оперы и балета, здание которого находится в критическом состоянии, продолжается с 2006 года. Тогда была заказана проектно-сметная документация стоимостью 12 млн рублей, но она стала макулатурой, морально устарев в 2009-м. Вроде бы новая реконструкция намечается, и для ее осуществления (освоения суммы с семью нулями) нужны молодые и креативные (так Непомнящий и сказал) люди - владелец «Спартака» Михаил Носырев (судя по всему, в качестве нового руководителя театра) и депутат облдумы Евгений Хамин, собственник одноименной группы компаний (судя по всему, как генеральный подрядчик). Но поскольку труппу переводить практически некуда (здание бывшего нового драмтеатра, а теперь - Воронежского концертного зала используется по другому назначению), профессиональные кадры будут потеряны.

«Любой профессионал скажет, что, если распустить труппу театра хотя бы на полгода, то обратно ее уже не собрать никогда, - сказал Игорь Непомнящий. - Плюс почти уничтожено Воронежское хореографическое училище. А при роспуске труппы театра новое поколение стремится поступать в него не будет, и через несколько лет оно прекратит свое существование». А в руководстве области никто даже не подумал о том, что делать с актерами на период реконструкции культурного учреждения.

Доклад Эдуарда Боякова, по мысли Непомнящего, потребовался, чтобы обосновать роспуск труппы и освоить деньги с привлечением господ Хамина и Носырева. В завершение он предложил Боякову и Ко вернуть те 8 млн рублей, которые были потрачены на непрофессиональное исследование культурной среды. Доклад выкинуть в урну. А новому ректору Воронежской академии искусств отказаться от своего поста. И отдельной темой пресс-конференции стало выступление солиста театра Александра Назарова, увязавшего деятельность Эдуарда Боякова с реализацией американского плана Даллеса, а также намекнувшего на его нетрадиционную сексуальную ориентацию. Однако люди, хорошо знающие нового ректора ВГАИ, утверждают, что тот однозначно гетеросексуал. Зато в труппе Театра опера и балета представители ЛГБТ-сообщества еще как водятся.

Мы не собираемся разворачивать столь щекотливую тему. Ведь важнее в конечном счете другое. Выступление Игоря Непомнящего и Александра Назарова продемонстрировало, что в воронежской культурной среде есть люди, категорически настроенные против реализации планов либерала от культуры Эдуарда Боякова относительно модернизации городской и - шире - региональной культуры. Которые боятся повторения пермского культуррегерского проекта от галериста Марата Гельмана и Ко. Но пока они молчат, потому что, в отличие от Непомнящего, над ними не висит дамоклов меч. Непомнящий - безусловный авторитет в своем деле, известен дружбой со звездой комической эстрады Владимиром Винокуром. Далеко не факт, что его противостояние с Эдуардом Бояковым, а также с Еленой Ищенко, руководителем областного департамента культуры и архивного дела, и в ее лице с облправительством, которое, как известно, возглавляет губернатор Алексей Гордеев, завершится отставкой. Во всяком случае, «Четыре пера» рассчитывают на мудрость Ищенко - вне зависимости от того, какое решение примет в итоге Елена Николаевна.

Стоит добавить, что выступление Непомнящего - не первая негативная реакция местных культурных деятелей на работу губернатора Алексея Гордеева, который был инициатором доклада «Воронежский пульс». В 2010 году они, наряду с образовательной общественностью, выступили в защиту Дмитрия Дьякова, покинувшего должность главного редактора «Воронежского курьера». И ничего не добились. Правда, в ситуации с Непомнящим, повторимся, есть моральная сторона вопроса. Информация «Четырех перьев» о фирме его сына. И если она правдива, у него есть проблемы с совестью. Тем более что привязка Боякова к плану Даллеса - явная натяжка, если не сказать бред.
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~suSVm


Люди, раскачивайте лодку!!!