Казахстан не оставил Путину выбора. Назарбаевская модель транзита власти на постсоветском пространстве оказалась неэффективной

Казахстан не оставил Путину выбора. Назарбаевская модель транзита власти на постсоветском пространстве оказалась неэффективной
5 Января 2022

Осуществив фактическое свержение Нурсултана Назарбаева заявлением, что возглавит вместо него Совет безопасности, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев попытался изобразить красивую мину при плохой игре. Он рассказал, что среди стражей правопорядка есть убитые, что протестующие в республике издеваются над военнослужащими, «голыми водят по улицам, подвергают насилию женщин, грабят магазины». Токаев пообещал действовать жестко, а в беспорядках обвинил неких финансово мотивированных заговорщиков. Тогда как бенефициарами Майдана явно оказались он сам и Комитет национальной безопасности.

Кто съел авторитет Елбасы

Рассуждая о масштабных протестах в Казахстане, политолог Павел Святенков, Национально-демократическая партия, выделил четыре ключевых фактора:

«1. Сырьевая экономика и классовый разрыв. Почти половина бюджета Казахстана формируется за счет нефтегазового сектора. Казахстан - классическое petrostate (нефтяное государство). Доля нефти в структуре казахстанского экспорта составляла 58% (на 1 января 2020 года). Подобная ситуация всегда создает разрыв между теми, кто присосался к трубе, и теми, кто не присосался. Верхние 10% живут хорошо, а остальная часть населения может просто выживать. ВВП на душу населения является средней температурой по больнице. Нижние слои населения, лишенные доступа к нефтяной благодати, могут быть сильно бедны, несмотря на то что по статистике у всех в супе курочка и ВВП Казахстана на душу населения сопоставим с ВВП России на душу населения. Пока цены на сырье высоки, власть способна давать населению подачки с барского плеча и таким образом купировать социальную напряженность. Но если подачки оказываются невозможными, то происходит взрыв, который мы наблюдаем.

2. Недовольство Нурсултаном Назарбаевым. Последние годы в Казахстане наблюдалось серьезное недовольство правлением Назарбаева и его семьи. Уход Елбасы от власти, судя по всему, не воспринят как реальная отставка. Что неудивительно - у Назарбаева куча пожизненных должностей, в том числе должность председателя Совбеза, которую уже отжал президент Касым-Жомарт Токаев, а в его честь названа столица. Назарбаев правит Казахстаном с середины 80-х годов XX века, когда он стал председателем совета министров Казахской ССР. То есть уже на протяжении 35 лет. Ему не на кого свалить вину в сложившейся ситуации. Токаев как реальный преемник себя не зарекомендовал.

3. Большое количество молодежи. В отличие от России, в Казахстане растущее население, молодежи много. Но молодежь - горючий материал в ситуации общества, в котором социальные лифты не работают, а верхушка делит доходы от сырья.

4. Иммиграция из Казахстана. Складывается впечатление, что в Россию в последние годы стали иммигрировать не только русские, но и казахи. Иммиграция вызвана экономическими причинами. А так как формально ВВП на душу населения сопоставим, статистика нам не договаривает, не ловит важных параметров казахстанской экономики.

Вывод. Казахстан в силу сырьевого характера экономики значительно менее стабильное общество, чем выглядел извне. Нурсултану Назарбаеву долгое время удавалось маневрировать, сглаживать противоречия. Его не уход, а отход от власти не разрешил старых противоречий, но создал новые, причем в условиях, когда тотальный авторитет Елбасы реально пошатнулся. Экономические проблемы катализируют протест, а ослабленная политическая система не способна их купировать. Отсюда и результат».

Между Лукашенко и Януковичем

«Ввод чрезвычайного положения в третий раз в истории Казахстана, жесткий разгон протестующих военной техникой и ночная отставка правительства, как констатируют аналитики, фактически превратили республику в приятный козырь на переговорах России и НАТО, - сообщил федеральный телеграм-канал «Незыгарь». - Удовлетворение требований протестующих не смогло купировать напряженность в Казахстане: после снижения цены на сжиженный газ до 50 тенге (примерно 8 рублей) за литр в рамках социальной нагрузки АО «Казтрансгаз» протест, запущенный как сугубо пищевой, стремительно радикализовался и перешел в формат массовых беспорядков практически одномоментно и повсеместно. Наблюдатели на месте отмечают, что экстренный ввод режима ЧП и полная блокировка связи в ночь с 4 на 5 января были попыткой правительства скрыть факт перехода Алматы во власть протестующих.

Около полуночи народным массам удалось захватить администрацию и установить палаточный лагерь на главной площади города Верного (Алматы). Дальнейшая попытка жесткого разгона в режиме радиомолчания не увенчалась успехом. Уже к двум часам ночи улица перешла к применению зажигательных смесей и, показав несвойственный ей уровень подготовки, смогла оказать значительное сопротивление правительственным силам и военной технике. Тем не менее вместо продолжения движения по белорусскому сценарию в четыре утра кабинет Токаева принял отставку правительства и отвел войска, сохранив курс на мирное урегулирование и консервацию протеста в социальном поле.

По сообщениям наблюдателей, основной актив протестующих, хоть и отнесся к заявлению президента с недоверием, но оказался им удовлетворен. К пяти часам утра большинство протестующих разошлись, противостояние улицы и власти завершилось твердой ничьей. Врио главы правительства назначен курирующий блок социально-экономических реформ первый вице-премьер Алихан Смаилов - человек из круга доверенных лиц экс-президента Нурсултана Назарбаева, по словам аналитиков, отвечавший за проведение сделок с основным инвестиционным партнером Казахстана в лице ОАЭ. По их оценкам, давление со стороны ОАЭ может быть использовано коллективным Западом для воздействия на ситуацию на геополитической арене. Госсекретарь США Энтони Блинкен уже обсудил протесты в Казахстане с главой МИД ОАЭ Абдуллой бен Заидом Аль Нахайяном, что тоже повлияло на решения Нур-Султана.

Оценка казахстанской ситуации международным сообществом демонстративно опаздывает, и пока не ясны реальные цифры жертв, влияние случившегося на будущее региона остается в подвешенном состоянии. Со слов инсайдеров, руководство Казахстана не готово идти по белорусскому пути и принимает все усилия, чтобы сохранить положительные отношения с зарубежными партнерами по итогам кризиса.

«Запад определенно сделал свой ход в казахстанской газовой игре, - утверждает инсайдер. - Даже если не брать в расчет тотальную мобилизацию Нехт, напольных подстрекателей и на удивление эффективную подготовку улицы к внешне стихийным протестам, конечный итог ночи с 4 на 5 января сам по себе вручил судьбу республики в руки иностранных партнеров. Теперь Казахстан решает, по какому пути он пойдет – Виктора Януковича или Александра Лукашенко. И чем дальше развивается ситуация, тем все менее дорогой жертвой становится Назарбаев в обмене за сохранение республики в пространстве влияния России, поэтому конечный исход непредсказуем».

Отмена транзита

«События в Казахстане полностью отменили казахстанский транзит для России, - полагает главред Московского Центра Карнеги Александр Баунов. - Идея оставить президентский пост преемнику, а самому наблюдать за ним с должности главы Совета безопасности или какого-нибудь Госсовета вряд ли вдохновит Владимира Путина».

С ним согласен политолог Дмитрий Фетисов: «События в Казахстане повлияют не только на тактику транзита в России, но и на его стратегию. Опыт Нурсултана Назарбаева с Касым-Жомартом Токаевым показывает, что ставка на преемника в условиях высокого уровня внешнего давления не всегда бывает удачной. Но поскольку в России внимательно смотрят за Казахстаном, а практик успешного опыта транзита на постсоветском пространстве нет, протесты в Казахстане и перехват Токаевым должности главы Совбеза у Назарбаева увеличивают шансы на выдвижение Владимира Путина в президенты на новый срок. Транзит рискует затянуться и в ближайшие годы идти в той форме, в которой идет, - в виде серьезных кадровых перестановок внутри системы».

«Волей казахского народа Путин, похоже, окончательно стал пожизненным правителем РФ, - уверен публицист Олег Кашин. - Назарбаевская модель плавного транзита власти, бывшая до сих пор одним из всерьез рассматриваемых сценариев для России, доказала несостоятельность вне зависимости от того, чем там все закончится, - сами события в Казахстане могут развиваться как угодно, но конкуренции с давно сложившейся картиной мира российской правящей группы и лично Владимира Путина они не выдержат.

Относясь к распаду СССР как к крупнейшей геополитической катастрофе, Путин посвятил свою политическую жизнь не преодолению последствий катастрофы, а ее поддержанию. Весь опыт Путина на постсоветском пространстве демонстрирует трагикомическую двусмысленность его положения, когда политическая закомплексованность не позволяет ему смотреть на заведомо враждебные Москве государства (яркий пример - турецкий сателлит Азербайджан, да и Белоруссию туда же) иначе как на друзей и союзников, в итоге неизбежной делается зависимость Москвы от псевдосателлитов и ее беспомощность в тот момент, когда они от нее отворачиваются.

Удачей для России оказалась победа Майдана в Киеве, ведь в противном случае Янукович с поправкой на масштаб (Украина стоит дороже Белоруссии) стал бы играть для Москвы роль вечного шантажиста-вымогателя, что и Лукашенко. А вот сохранение белорусской государственности после протестов 2020 года стоит считать провалом Путина, который он почему-то считает своим успехом - связав свою судьбу на белорусском направлении с диктатором-шантажистом, он истратил на него избыточные ресурсы, а в итоге получит дезинтеграцию при любой постлукашенковской власти.

Наверное, формула о геополитической катастрофе нуждается в уточнении. Катастрофа действительно случилась в 1991 году, но роспуск СССР стал не концом ее, а началом. Беловежская модель устройства постсоветского пространства законсервировала худшее, что было свойственно СССР, - межреспубликанские границы, бесправие русских, местные этно- и автократии, - и ничего не дала России взамен. Но именно геополитической катастрофой Москва почему-то дорожит, и каждый раз, когда беловежская система терпит крах, Путин считает его вызовом себе, прилагая максимальные усилия, чтобы сохранить все, как в 1991 году. Фантомная заинтересованность в политической стабильности в постсоветских странах делает Владимира Путина полноценным соавтором геополитической катастрофы, сравнимым как с нелюбимым им Михаилом Горбачевым, так и с беловежской троицей.

Нельзя сказать, что распад Казахстана и крушение казахской государственности был бы самым желательным для России сценарием. Но можно определенно сказать, что сохранение и укрепление (если Токаеву и правда удастся избавиться от двоевластия и стать полноправным правителем) астанинского режима будет худшей из развязок. Хаос и анархия в Казахстане могли бы спасти хотя бы его часть от будущего подчинения другим сильным региональным игрокам. Но сохранение режима исключает подобную возможность. Россия будет радоваться сохранению политической стабильности и продолжит вести себя с Казахстаном так, как если бы он был ее младшим союзником, сохраняя и сберегая его для будущей китайской или турецкой экспансии».

Президент Токаев переиграл семью Назарбаева. Протесты в городе Верном и остальном Казахстане переросли в массовые беспорядки

Казахстан как новый Карфаген. Задача России - вернуть город Верный и всю Южную Сибирь в родную гавань

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~xR1Ko


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest
Можно подумать до последнего дыхания на троне эффективна
Имя Цитировать 0
0
Guest
Партийные ворюги заигрались в перекачку денег в карманы детей, жен, родственников из аула и прочих немытых рож в рубашках по штуке баксов. Всех гнать нахер обратно в аулы, власть у русских, любой косой взгляд пуля в лоб, замахнулся на мента, весь род в лагерь. Ребята, эти еще цветочки, турки и пидонегропейцы могут и учудить нас с вами до размеров 14 века.
Имя Цитировать 0