Издержки патроната Татьяны Гордеевой. Бывшей сотруднице усадьбы Дмитрия Веневитинова пытаются инкриминировать клевету

Издержки патроната Татьяны Гордеевой. Бывшей сотруднице усадьбы Дмитрия Веневитинова пытаются инкриминировать клевету
21 Марта 2016

В Воронежской области разгорается новый скандал вокруг усадьбы русского поэта Дмитрия Веневитинова в Новоживотинном Рамонского района, которую курирует супруга губернатора Алексея Гордеева Татьяна. Светлана Деркачева, директор областного литературного музея имени Ивана Никитина (в его структуру входит усадьба Веневитинова), направила начальнику УВД по Воронежу Владимиру Котову заявление, где требует возбудить уголовное дело по статье «Клевета» УК РФ против бывшей сотрудницы музея Светланы Сысоевой. Основание - вышедшее на портале «Четыре пера» письмо Сысоевой, в котором она рассказывала о платном входе в веневитиновский парк, к братской могиле героев Великой Отечественной войны.

Вот что сообщила Светлана Сысоева в новом письме в нашу редакцию.

«…привлечь к уголовной ответственности за преднамеренную клевету, распространенную в публичном выступлении, порочащую честь и достоинство директора литературного музея Деркачевой С.А. и подрывающую репутацию государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области - Воронежского литературного музея имени И.С. Никитина».

Цитирую строки из заявления на имя начальника УВД по Воронежу Владимира Котова. Поводом для обращения к главному полицейскому города стало мое выступление на интернет-портале «Четыре пера» от 3 ноября 2015 года под заголовком «В усадьбе Дмитрия Веневитинова под Воронежем берут плату за проход к обелиску героям Великой Отечественной войны».

Фото1659.jpg

Повторюсь: взимать плату за вход в парк, где покоятся останки погибших на воронежской земле солдат, - плевок в лицо любому русскому православному человеку, у которого не вытравлена совесть. Испокон веков русские люди навещали погосты свободно. В тему - строки Александра Пушкина. Русский гений, кстати сказать, доводится дворянам Веневитиновым дальним родственником по материнской линии. А писал он так:

Два чувства дивно близки нам, 
В них обретает сердце пищу: 
Любовь к родному пепелищу, 
Любовь к отеческим гробам.

После моей публикации проходом к отеческим гробам озадачиваться ни власти от культуры, ни представители политических партий не стали. Хотя порассуждать о патриотизме с высоких трибун у нас очень любят. Пик красноречия отмечается обычно в канун выборов и 9 мая. С ноября по март шевелений не наблюдалось. Прямое указание чиновникам на неудобную публикацию выглядело уныло. Они лопотали что-то невразумительное. Руками разводили: дескать, непорядок. Конечно, надо разобраться. И… забыли.

Поэтому придется напомнить. В усадьбе Дмитрия Веневитинова с 21 июня 1986 года были перезахоронены останки более 100 погибших воинов Великой Отечественной войны. 19 из них уходили на фронт из окрестных сел. Остальные - солдаты и офицеры из самых разных уголков бывшего СССР. Многие годы здесь звучал «Реквием» Роберта Рождественского:

Через века, через года, - помните!..
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!..

Кто-то, возможно, посетует, зачем привлекать внимание к прошлому. Но отвечу так: еще не вымерло поколение, помнящее своих предков, уходивших на войну. Мой дед Григорий Антонович в 1942 году искалеченный, на костылях вернулся с фронта. А у бабушки к его приходу из 13 детей осталось пятеро. Так что тропинки народные к отеческим гробам не заросли.

Почему же именно прошлым летом братскую могилу оградили решеткой? Так уж совпало, что с 16 мая по 26 октября классический усадебный парк решили приукрасить арт-объектами под патронатом супруги губернатора Татьяны Гордеевой. Огромная вывеска гласила: «Ансамбль парковой культуры «Веневия», совместный проект литературного музея и галереи современного искусства «Х.Л.А.М». Ее автор - постмодернист Иван Горшков.

«Многие скульптуры, - признавался Иван Горшков, - я делал по своим же детским рисункам». Спрашивается: почему бы не называть свои детские фантазии, к примеру, «Горшковией»? Или как-то иначе. Было бы честнее.

Но память дворян Веневитиновых осквернили ложной «Веневией». Во всяком случае так посчитали жители села и многочисленные гости усадьбы, увидевшие новомодные поделки из железа в классическом русском парке. Старые люди, осеняя себя крестом, называли их бесовщиной. А я считаю, что организаторы выставки, не имея на то ни моральных, ни юридических прав, дали восьми горшковским поделкам название, никак не связанное с жизнью и творчеством Веневитиновых. Московские аристократы с воронежскими корнями внесли огромный вклад в культурное наследие России. За что же такое пренебрежение к прошлому? Их честь и духовность, высокий культурный уровень просто размазали неуместным панибратством. Как говорил русский князь Святослав, «мертвые сраму не имут».

Плагиат здесь или нет - судить юристу, но крайняя непорядочность - налицо.

Конечно, мертвые Веневитиновы к ответу не призовут и не воскликнут с того света: «Не позорьте нас и русскую землю! Где же ваша совесть, потомки?»

А недалеко от братской могилы разместили так называемые ноги от рыцарских лат. Кратко скажу о реакции детей на шокирующее соседство. После экскурсии мы подошли к обелиску. Помолчали. Почтили память воинов. Стали, как водится, читать имена погибших. Конечно, нашлись знакомые фамилии, ведь на фронт уходили земляки. Тут уже разговор тематический пошел: «А мне бабушка про войну рассказывала, а мне дедушка говорил…» На такой патриотической нотке дети разворачиваются на выход из парка, и вдруг перед глазами из кустов выступают... «Жуткие штаны без туловища и головы, зачем их тут поставили?..» - устами младенца глаголет истина.

Безымянный.jpg

А вот высказывание на ту же тему из Интернета: «Когда же горе-скульпторам запретят демонстрировать свои фекальные скульптуры? Моему возмущению не было границ, когда я увидела горшковские творения в парке дворца Веневитиновых, кстати, выставка должна действовать до осени, а может, и дольше, если продлят контракт. Надо устраивать акции и митинги для запрета такого искусства, пусть горшковы занимаются им у себя на кухне, а не выставляют его на всеобщее обозрение».

А вот слова самого автора (о ногах и штанишках): «Данную группу я условно назвал доспехами - тут просматриваются ноги от рыцарских лат… Скульптуры я готовил для более агрессивной, непричесанной среды, но тут оказалось так чисто, что даже если бы фигуры были более аккуратными, они все равно были бы заметны».

Дорогие воронежцы, как вам такие перлы? Без высокого покровительства столь завиральный бред никто бы в печать не вынес. Только вдумайтесь: «Скульптуры готовил для более агрессивной, непричесанной среды». Искал бы непричесанную среду где-нибудь на слете рок-музыкантов или еще где - там бы и выставлялся. Только подальше от уютной русской усадьбы.

В «Комсомольской правде» от 20.05.15 в заметке «Стальная Веневия» сказано: «В позапрошлом веке самые младшие из Веневитиновых в свободное от забав и уроков время занимались тем, что придумывали сказочную страну Веневию… Почти два столетия спустя работники усадьбы обнаружили в архивах карту страны Веневии. Рисунки отлично сохранились, и сегодня они представлены в основной экспозиции музея. Возможно, выдуманная страна так и осталась бы на бумаге, если бы не молодой воронежский художник Иван Горшков...»

Тут, уважаемые читатели, хоть в ладоши хлопай, хоть в воздух чепчики бросай: ай да Ваня, ай да молодца!

А власть культурная куда глядела? Власть глядела в рот начальству. Читаем местную прессу: «Губернатор высоко оценил новые необычные скульптуры в музее-усадьбе Веневитинова. «Веневию» поддержала Татьяна Гордеева». Кто супротив пойдет? Кто глас вопиющего в пустыне услышит, если сверху спущено высочайшее одобрение?

Не кажется ли вам, что «Веневия» - явно не по Сеньке шапка? Даже в мыслях на себя ее мерить, мягко говоря, - верх глупости.

Дети Веневитиновых Дмитрий, Алексей и Софья - воспитанники, а после ученики лучших профессоров Российского императорского университета. Известнейшие музыканты, художники к ним в дом ходили давать уроки. А теперь через два с лишним столетия так называемый молодой воронежский художник совместно с галереей современного искусства «Х.Л.А.М» вдруг решает отождествить себя с Веневитиновыми. На мой взгляд, подобная уравниловка - верх цинизма.

PC030179.JPG

На то, что в парке братская могила, - организаторы выставки внимания не обратили. Поэтому и обнаружились в нескольких метрах жуткие штаны без туловища и головы. Только нигде не сказано, что штаны близ братской могилы. И вход к ней обилечивается.

Но кто же позволил оболванивать русские традиции? Ответ дан официальным лицом, которое по долгу службы обязано беречь и свято чтить память хозяев усадьбы. Его мы прочтем в статье «Скульптуры Ивана Горшкова разбавили классику в усадьбе Веневитинова» от 15.05.2015 на сайте ГТРК «Воронеж». Светлана Деркачева, директор литературного музея имени Никитина, говорит: «Налицо определенная инновация. Ибо все-таки совместить современное искусство с классическим пониманием музейной экспозиции достаточно непросто. И мне кажется, на такое решаются смелые люди, я так предчувствую, у проекта есть будущее».

Да, очень смелые люди! Совместить абсолютно несовместимое - просто дурь несусветная. И трусливое заискивание перед губернатором. О каком будущем проекта идет речь?

Какой музей или парк подобная инновация украсит? Возможно, директорам музеев стоит призадуматься над пророчествами бесстрашной коллеги. Ее служебная рьяность уже давно не различает границ. А то, к примеру, привезут проект на зеленую площадку к художественному музею имени Ивана Крамского. И, возможно, к весне «Веневия» пополнится новыми арт-шедеврами и плавно перейдет в «Крамскевию». Хотя в городе, думается, такой номер не пройдет. Горожане сделаются агрессивными, непричесанными - яйцами закидают.

Живой тому пример - спасение храма Рождества Христова на Придаче от сноса. Воронежцы такой отпор дали, что власти были ошарашены. Мигом поняли, что когда собираются тысячи, чтобы защитить свои святыни, в них плевать нельзя. Сметут.

Вот еще что примечательно: «Веневия» освободила парк 16 октября. А через два дня директор музея Светлана Деркачева получила служебное повышение. Должность председателя комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Воронежской области. Вот какие бывают совпадения.

В усадьбе - документальная летопись истории края. Роль крупнейших землевладельцев, соратников Петра Великого, родственников Александра Пушкина. А в парке - эксперименты по оболваниванию людей и осквернению русских традиций.

В самом имении аналогичная подмена прошла втихую. В 2012 году после масштабных реставрационных работ стоимостью 57,5 млн рублей барский уютный дом осовременился. На окнах вместо тяжелых портьер и тюль оказались жалюзи. Окна стали точь-в-точь как в безликой конторской забегаловке. Баснословно дорогая мультимедиааппаратура днем не способна выполнить своего предназначения. Вместо видеофильма - скачут по белым тонким жалюзи слабые блики. Звук прекрасный, но картинка от дневного света размывается.

Осовременили до неузнаваемости расписной камин. Со стены над ним исчезли большие картины - украшение каминного зала. Убрали замечательные работы воронежских и саратовских художников. До слез жалко старинный красивейший паркет. Мозаика из пяти пород дерева. Паркет был настоящей гордостью дома. Все посетители обращали на него особенное внимание. Он был настолько крепким, что рабочим пришлось нещадно выковыривать его с помощью лома. Он бы века еще простоял. Зачем родную старину рушить? Сотрудники музея плакали, глядя на варварство.

В доме так трепетно чувствуются «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Атмосфера домашнего уюта передавалась из века в век. Но нынешнему поколению навязываются жалюзи на окнах. И одеваются шоры на глаза.

Остается добавить, что реставрация осуществлялась под патронатом Татьяны Гордеевой.

Губернаторы приходят и уходят, но что будет с нашим культурным наследием, если каждая жена главы региона захочет вносить новшества только на свой вкус и цвет?

Осадок остался горький, впрочем, надежда на возвращение по крайней мере портьер на окна есть. И картины вроде бы целы.

Ну а в заключение о том, с чего начала. О клевете.

На четырех листах формата А4 директор государственного бюджетного учреждения культуры Светлана Деркачева утверждает, что вход в парк свободный. Что публикация на интернет-портале «Четыре пера» преследует единственную цель: опорочить ее честь и достоинство. Но у меня есть фото с надписью на табличке «Вход в парковую зону музея по билетам. Для жителей села Новоживотинное вход свободный (по прейскуранту от 10 июня 2013 года при предъявлении удостоверяющего документа)».

Мое объяснение в полицейском участке №12 много времени не заняло. Правда-матка сразу обнаружилась, едва участковый открыл официальный сайт музея. Там в приложении к прейскуранту цен на входные билеты в пункте 6 он прочел, что «право на бесплатное посещение парковой зоны имеют жители села Новоживотинное при предъявлении удостоверяющего документа». Документ официальный с входящим номером и подписью. Проще говоря, есть в паспорте Ноживотинновская регистрация - вперед. А нет - извольте раскошелиться.

Так что тут жаловаться на клевету все равно, что шапку с головы срывать и прятать, как в известной поговорке «На воре шапка горит».

Но давайте зададимся простым вопросом: почему же только селянам дозволено без уплаты 110 рублей (согласно прейскуранту) войти в парк?

19c5c553c13c47fedcaded5b15f64add.JPG

Возможно, с барского плеча Светлана Деркачева решила местных милостью удостоить только потому, что именно здесь расположена усадьба? Так Веневитиновым принадлежали земли и дома Русской Гвоздевки, Староживотинного, Горожанки, Репного. Теперь они чужие? Им нельзя? Не мешало бы Деркачевой помнить, что музей - не личная фазенда с подсобным участком, а государственное учреждение культуры. Вся каста высокопоставленных чиновников очень любит там бывать. Особенно летом в парке. С дополнительной охраной. Шашлыки да чай кушают. Ни паспорта, ни денег с них не спрашивают. Так, возможно, главное назначение объявления на входе - оградить чиновников в неудобный час от жителей села? Кто ж в селе с паспортом-то гуляет? 

Наверное, после моей новой публикации им еще больше захочется посадить меня в тюрьму. А интернет-портал «Четыре пера» - и вовсе в клочья порвать.

Но куда полезнее для воронежцев и гостей усадьбы будет заняться публикацией книги Михаила Чернышова о Дмитрии Веневитинове. Двадцать лет рукопись в забвении. К 210-летию поэта вдова саратовского писателя передала 160 (половину) листов рукописи. У нее остался большой архив, фотографии, рисунки. Для истинно творческого человека - бесценная находка. Но руководитель музея упорно не хочет ее видеть. Вроде бы удалось заинтересовать книгой председателя Общественной палаты Воронежской области Нелю Пономареву. Но тут тема отдельная. А пока остается сказать одно: веневитиновская усадьба, несмотря ни на какие катаклизмы, обладает сильнейшей позитивной энергетикой. Она - идеальная историческая площадка для возрождения русского духа, традиций русской культуры. Так давайте сохранять свет, который от нее исходит.

В усадьбе Дмитрия Веневитинова под Воронежем берут плату за проход к обелиску героям Великой Отечественной войны

Автор(ы):  Светлана Сысоева
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~en3p3


Люди, раскачивайте лодку!!!