Бывший ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков выдал желаемое за действительное, или Смена культурных фаворитов

Бывший ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков выдал желаемое за действительное, или Смена культурных фаворитов
5 Октября 2015

Экс-ректор Воронежской академии искусств культуртрегер Эдуард Бояков дал интервью столичному изданию «ТеатрALL», в котором признался, что его «съела местная элита», выдавив из Воронежа. Поскольку слова Боякова, их не комментируя, растиражировали массмедиа, возник закономерный вопрос: о какой прожорливой элите конкретно идет речь? Не выдает ли Бояков желаемое за действительное, чтобы обелить свою угробленную репутацию?

Тот факт, что Боякова «съела местная элита», легко опровергается. Культуртрегер прибыл в Воронеж по приглашению губернатора Алексея Гордеева и его супруги Татьяны, а вскоре, возглавив Воронежскую академию искусств, стал их фаворитом. Бояковские начинания финансировались именно что элитой, среди которой - владелец мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадий Чернушкин, один из основателей компании «Инстеп» Анатолий Шмыгалев, коммунист Константин Ашифин и другие. Впрочем, наиболее статусным попечителем культурного вуза стал столичный девелопер и давний знакомый культуртрегера Сергей Гордеев.

Так может Боякова «съели» консервативные круги? У них к его деятельности возникало множество вопросов. Одной из первых в городе им была проведена операция по демонтажу с фасада старого корпуса ВГАИ композиции «Муза» работы скульптора Александра Мельниченко. Статуя молодой девушки, вылетающей из-за кулис в окружении голубей, украшала здание, которое по самой своей идее должно быть прибежищем поклонников Музы. Как заявлял Бояков, «скульптура не вписывалась в предполагаемый план ремонта Академии искусств и новый дизайн».

муза.jpg

Та самая «Муза».

В дальнейшем Бояков организовал в бывшем Доме офицеров (исторически - Мариинской гимназии), где во время его воронежских гастролей располагался корпус ВГАИ, русофобский фестиваль «Открыто». Там высмеивались православные иконы, оскорблялась госсимволика, и его освятил своим присутствием губернатор. Бояков провел в Доме облправительства выставку современного искусства «Сон в зимнюю ночь». Бизнесмены, платившие большие деньги за лоты, смачно плевались и не хотели их забирать. Так называемые произведения долго захламляли помещения ВГАИ и департамента культуры. А в рамках детского фестиваля «Большая перемена» под чутким руководством Боякова в Воронеже пропагандировались гендерные отклонения. Главная идея ряда спектаклей форума заключалось в том, что русское народное творчество опасно, так как необоснованно учит полагаться на чудо. Заодно по ходу «Большой перемены» юным душам прививалось извращенное представление о театре: отсутствие структурно оформленных линий повествования, костюмов и декораций, преобладание импровизационного поведения актеров.

флаг.jpg

Скульптура «Трон» с фестиваля «Открыто», оскорбляющая российский флаг.

Кроме того, Бояков сколотил международную организованную группу авантюристов, включая еврея Антона Носика (псевдоним - dolboеd) и англосакса Терри Санделла, которая развела мебельного магната Геннадия Чернушкина на 6 (по другим данным - 8) млн рублей для изготовления черновой версии доклада «Воронежский пульс». Впрочем, первоначально никто не знал, что доклад черновой. Черновым он оказался только после того, как был признан местной общественностью сырым и, более того, халтурным. Документ четыре часа презентовали в правительстве Воронежской области с участием губернатора Гордеева и бизнесменов из гражданского собрания «Лидер». Затем он вызвал бурные споры общественности. Все попытки его практической реализации ни к чему не привели. Окончательной версии «Воронежского пульса», на которую в части выработки новой культурной политики властей возлагал надежды губернатор Гордеев, так и не появилось.

Выводы, изложенные в черновой версии «Пульса», стали одной из официальных причин для отставки Игоря Непомнящего, многолетнего директора воронежского Театра оперы и балета. Игорь Михайлович заявлял, что «Пульс» был направлен на закрытие госучреждения «Театр оперы и балета», а его заключения оказались основаны на голословных фактах, порочащих государственный театр, который, помимо всего остального, в 2010 году был признан Национальным достоянием РФ. «А когда я обратился в письменном виде к руководителю департамента культуры и архивного дела области Елене Ищенко с просьбой о выделении 120 тыс. рублей на проведение акустической экспертизы зрительного зала оперного театра, то получил отказ, - признавался Непомнящий. - Чтобы доказать ложь, направленную на дискредитацию учреждения, мне пришлось действовать в одиночку и за свой счет».

Непомнящий.jpg

Ведущий солист Театра оперы и балета Александр Назаров и Игорь Непомнящий.

Кроме Непомнящего и присоединившегося к нему худрука Театра юного зрителя Александра Латушко, против Эдуарда Боякова и его «Пульса» открыто выступал «Культурный фронт», общественное движение, ассоциируемое с журналистом и политологом Дмитрием Нечаевым, а также депутатами-коммунистами Андреем Померанцевым, Николаем Булавиным и скандальным политиком Галиной Кудрявцевой. «Я знаю Эдуарда давно, - говорил Латушко, - со времен его работы завлитом ТЮЗа. Уже тогда Бояков показал себя как аферистичный человек. Потом он нашел какие-то ходы в Москве, но ничего реального и глубокого за ними не стояло. Только лишь стремление показать себя в эпатажном свете».

Общественное мнение, конечно, важно для таких решений, как уход Боякова из Воронежа. Но ресурса Дмитрия Нечаева и ряда оппозиционных депутатов явно недостаточно, чтобы свалить фаворита губернаторской четы. И тут надо напомнить, что деятельностью Боякова интересовались силовики. Так что при анализе его «съедания», видимо, надо рассматривать целый комплекс причин и обстоятельств. 

Известно, что в конце апреля у Боякова прошли выемки документов. Затем осуществлялись некоторые оперативно-следственные мероприятия, вероятно, связанные с не совсем законной передачей Академии искусств бывшего Дома офицеров: здание оставалось на балансе Филармонии, а Минкультуры его забирать под свое крыло не сочло нужным. Также Боякову пытались инкриминировать махинации с автомобилями, что благодаря вмешательству губернатора вроде бы удалось замять. Согласно материалам регионального следственного управления, Бояков дал указание своим сотрудникам организовать ремонт принадлежащего ему автомобиля Mitsubishi Pajero за счет бюджета, причем документы на техническое обслуживание оформлялись на служебный автомобиль ВГАИ - Mitsubishi Lancer, который по указанию ректора - в его личных интересах и в нарушение действующего законодательства - был направлен в московский театр «Практика».

Бояков2.jpg

Эдуард Бояков на презентации «Воронежского пульса».

Интересную версию отставки культуртрегера предлагает, в свою очередь, публицист Виктор Лиходзиевский. «Есть мнение, что сочувствующие «Культурному фронту» консервативные силы и сделали изгнание Боякова из Воронежа неизбежным, - пишет он. - Но едва ли сам Бояков, который ни разу публично не вступал в дискуссию с общественным движением, стал бы называть его активистов местной элитой. Эксперты считают, что изгнанный культуртрегер намекает на иные персоны. И прежде всего - на главного режиссера Камерного театра Михаила Бычкова. Оба были приближены к губернатору, изначально рассматривались как единомышленники и партнеры. Практически именно Бояков и Бычков вместо областного министра по культуре задавали тон в местной культурной политике, отчего их прозвали тандем «2Б в культуре». Но позже между двух «Б» пробежала кошка. «Хитрыми закулисными играми вокруг губернатора и, главное, - его супруги Татьяны Бычков постепенно отодвигал Боякова в сторону, - сообщает один из экспертов. - Он педалировал все нелепости бывшего партнера, но на людях держался дружелюбно, со временем - просто нейтрально. Причина - деньги».

Виктор Лиходзиевский не прав в одном - в том, что Эдуард Бояков не отвечал «Культурному фронту». Напротив, он эмоционально реагировал на статьи «Четырех перьев», вступая в полемику с членами движения, в том числе с Галиной Кудрявцевой. А саму их активность объяснял, в частности, приближением губернаторских выборов 2014 года. Но в остальном версия журналиста заслуживает внимания, так как главный бенефициар отставки Боякова - действительно Бычков. 

Бычков-Шмыгалев.jpg

Михаил Бычков с одним из попечителей совриска Анатолием Шмыгалевым.

Уже после того, как культуртрегер бежал в Москву, выяснилось, что место единственного околокультурного фаворита губернаторской четы занял худрук Международного Платоновского фестиваля и главный режиссер воронежского Камерного театра Михаил Бычков, недавно отметившийся русофобской постановкой «Борис Годунов». Дирекция Платоновфеста занялась в Воронеже организацией детского театрального фестиваля «Маршак» и поэтического - имени Осипа Мандельштама. Параллельно в городе отказались от реализации «Большой перемены», организованной Эдуардом Бояковым, и от фестиваля «Молодой театр», проводившегося силами ТЮЗа и Александра Латушко. «Планы Бычкова возглавить детский фестиваль вызывают у меня недоверие, - реагировал Латушко. - Он раньше был нашим режиссером, а потом изменил ТЮЗу, перестал работать для детей. Теперь считает себя главным театральным деятелем Воронежа».

«Говорят, что на Бычкова равняется и областной министр культуры Эмилия Сухачева, - отмечает Лиходзиевский. - В кулуарах от нового министра часто слышат: «А что на то-то или то-то скажет Михаил Владимирович?» Совсем недавно похожий авторитет в департаменте культуры имел культуртрегер Эдуард Бояков. «Но основной культурный патрон в Воронежской области - супруга губернатор, - считает один из экспертов. - Она в свое время окончила Курсы современного искусства Марата Гельмана, равно уважала как Боякова, так и Бычкова. Когда же один преуспел в умении выставить в невыгодном свете дела другого, вопрос был решен. Какой жене понравится, когда ее муж выглядит нелепо по чьей-то вине?» Заметим, что, по-видимому, Михаилу Бычкову и стараться не пришлось. Многие помнят знаменательное фото из бывшего Дома офицеров, которое журналисты между собой прозвали «Губернатор в окружении фриков, не считая Ивана Чухнова».

фрики.jpg

Актив «Культурного фронта» называет Бычкова не меньшей угрозой традиционной культуре, чем сбежавшего в Москву культуртрегера. Он уже выражал обеспокоенность русофобской постановкой «Борис Годунов» в Камерном театре и требовал от Сухачевой убрать ее из репертуара. «Если быть точными, Боякова съела не элита, а контрэлита, - уверен лидер «Культурного фронта» Дмитрий Нечаев. - Я и мои коллеги по движению. Михаил Бычков у нас - на очереди».

Как рефербишменту воронежского Дома офицеров, проводимому Эдуардом Бояковым, помешала мусорная проблема

«Обострение консерватизма» - самая точная причина отставки ректора Воронежской академии искусств Эдуарда Боякова

Автор(ы):  Константин Чаплин
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~7UOmd


Люди, раскачивайте лодку!!!




Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы