Нефть щелочку найдет

Нефть щелочку найдет
1 Июня 2022

 

Согласование шестого пакета санкций против России, растянувшееся почти на месяц и ставшее для государств - членов ЕС серьезным испытанием европейской солидарности, завершилось для них пусть не хэппи-эндом, но его видимостью.

По итогам прошедшего в Брюсселе 30-31 мая внеочередного саммита глав государств и правительств 27 стран Евросоюза его участники после бурных дебатов все-таки сумели договориться о мерах, формально устраивающих всех.

Однако если предложение отключить Сбербанк от международной платежной системы SWIFT особых споров не вызвало, то с нефтяным эмбарго - запретом на импорт российской нефти - вышла совсем другая история. Рождавшееся в переговорных муках не день и не два, нефтяное эмбарго в отношении России появилось на свет с родовой травмой.

Итак, чего же добился ЕС, повторяющий мантру о необходимости усиления санкционного давления на Россию и успевший собрать уже шесть пакетов санкций, за которыми обещан новый, седьмой пакет?

Изначально предполагалось, что в рамках шестого пакета полный запрет на импорт сырой нефти из России в страны Евросоюза введут через полгода после его вступления в силу, а запрет на импорт нефтепродуктов - с 2023-го.

Однако гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Реализовать программу-максимум Еврокомиссии - ввести полное нефтяное эмбарго - из-за возражений Венгрии так и не удалось. Согласованный в Брюсселе пакет санкций включает частичное нефтяное эмбарго - только запрет на танкерные поставки по морю. В то же время поставки российской нефти по нефтепроводу «Дружба» в Европу продолжатся.

Конечно, Еврокомиссия хотела бы прикрыть канал торговли энергоресурсами и всячески дает понять, что со временем доберется до «Дружбы», но пока не представляет - как. Дата вступления в силу новых ограничений так и не была озвучена. К тому же европейские танкеры будут продолжать развозить российскую нефть по миру: санкции шестого пакета не предусматривают запрет на ее транспортировку в страны, не входящие в Евросоюз.

В общем, при более пристальном рассмотрении выясняется: хотя санкционный пар полностью и не вышел в свисток, вместо нефтяного эмбарго на российскую нефть получилось эдакое полуэмбарго, позволяющее всем членам общеевропейского дома и старшим по подъездам в лице брюссельской бюрократии сохранить лицо.

«Я приветствую соглашение, принятое на Европейском совете, по нефтяным санкциям против России. Оно позволит сократить нефтяной импорт из РФ на 90% до конца года», - написала в Twitter глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Правда, ее цифра заметно расходится с данными главы Европейского совета Шарля Мишеля, по подсчетам которого речь будет идти о сокращении двух третей поставок.

Но, видимо, каждый считает как-то по-своему.

Не скрывал своего удовлетворения и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который в ходе переговорного процесса сделал все, чтобы его страна откосила от санкций, отбивался от них руками и ногами, и ему удалось отбиться. Венгрия продолжит получать нефть по трубе «Дружбы». «Соглашение достигнуто. Венгрия освобождена от нефтяного эмбарго», - вздохнул с облегчением после саммита ЕС Виктор Орбан.

На первый взгляд может показаться, что весь раздрай по вопросу нефтяного эмбарго стал результатом одиночного демарша Виктора Орбана. Дескать, появился enfant terrible, общеевропейский диссидент, санкцеотступник, который всех взбаламутил. Однако в итоге санкцепоклонники взяли верх.

В самом деле, Виктор Орбан немало потрудился для того, чтобы пустить общеевропейский санкционный экспресс под откос.

Не ради России, а исходя из интересов своей страны.

«Речь идет о безответственном поведении Еврокомиссии. Она сформулировала идею эмбарго на нефть, не решив вопрос об энергетической безопасности Венгрии. Надо сначала найти все решения, а уже потом можно думать о санкциях», - обрушился на чиновников из Брюсселя Виктор Орбан.

По его словам, первые пять пакетов санкций против России принимались по принципу «Сначала санкции, а потом думаем о последствиях и ищем решения». «Энергетика - серьезная вещь. Теперь нам нужно изменить подход и сначала думать о решениях, а уже потом вводить санкции», - предупредил Орбан.

Однако при более пристальном рассмотрении выясняется, что демарш Орбана - лишь верхушка айсберга, и мучительные поиски жанра в проведении нынешней и будущей санкционной политики свидетельствуют не только о возращении ЕС к прежней европейской разобщенности после небольшого периода консолидации, но и об утрате санкционного целеполагания.

Речь о размывании смысла дальнейшей политики давления на Москву, оставляющей без ответа вопросы - зачем, ради чего, чего уже добились и можем добиться?

Остановить спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины не удалось и не удастся, рейтинг президента Владимира Путина продолжает расти и уже превышает 80%, а реализация идеи наказания России в итоге скорее выглядит как наказание европейцами себя самих.

Неожиданное признание делает британская газета «The Guardian», указывающая на то, что санкции в отношении России приносят больше вреда, чем пользы. Газета напоминает, что меры против России спровоцировали взлет цен на энергоресурсы, грозя серьезными экономическими трудностями европейским странам. В Великобритании около 6 млн домохозяйств могут столкнуться зимой с веерными отключениями энергии, то же самое грозит континентальной Европе.

В то же время европейские страны продолжают ежедневно выплачивать России порядка 1 млрд долларов за поставки газа и нефти, и высокие нефтяные цены играют на руку Москве. Ситуация, как отмечает «The Guardian», свидетельствует о том, что Евросоюз не знает, что делать дальше в отношениях с Россией.

«Ни рубль не упал, ни Россия финансово не ощутила наших меру. Цену за санкции заплатят европейские граждане, а Владимир Путин будет только удовлетворенно улыбаться», - признает президент Хорватии Зоран Миланович.

А когда цель неясна, то желающих откосить и вернуться к элементарному здравому смыслу в своих национальных квартирах становится все больше. Прецедент Венгрии и ряда других стран Восточной Европы показателен. В самом деле, если для кого-то делается поблажка, учитывающая тяжелые последствия от возможного нефтяного эмбарго для экономики конкретной страны, то почему тогда санкционное бремя должны исправно нести другие? Им что, легко?

Кто должен решать и по каким критериям, что одним можно покупать нефть, а другим нельзя? И о какой общеевропейской солидарности тогда может идти речь?

Между тем реакция на демарш Венгрии внутри Евросоюза оказалась разной, что весьма символично.

Так, вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек видит в Викторе Орбане просто плохого парня, наносящего союзникам удар в спину. «Вопрос в том, хотят ли Виктор Орбан и Венгрия сохранить европейскую солидарность и трансатлантическое партнерство? Сейчас на солидарность не похоже», - заявил Роберт Хабек в интервью CNN.

В свою очередь, канцлер Австрии Карл Нехаммер считает неправильным решение Еврокомиссии обсуждать эмбарго на поставку нефти из России, если отдельные государства не получили гарантии компенсаций от негативных последствий. По его словам, санкции не должны вредить принявшим их странам Евросоюза больше, чем самой России.

«Странам, которые зависят от российской нефти, должно быть в особенной степени сложно выполнять санкции. Тогда нефтяное эмбарго - неправильная мера», - заявил Карл Нехаммер.

В общем, неудивительно, что нефтяное эмбарго на поверку превратилось для отгораживающейся от России Европы в полуэмбарго. Санкции санкциями, а нефть щелочку найдет.

Автор(ы):  Сергей Строкань
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~PUjn6


Люди, раскачивайте лодку!!!




Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы