Не братские народы, а триединый русский народ
Знакомые и коллеги часто спрашивают: «Останутся ли русские и белорусы братскими народами?» Уже сама постановка вопроса вызывает у меня грусть. Видимо, украинский кризис ничему не научил большинство российских и белорусских граждан, раз они по-прежнему считают, что в отношении восточных славян применима концепция братских народов. Заявлять, что русские, украинцы и белорусы - братские народы, примерно так же остроумно, как объявить братскими народами русских, уральцев и сибиряков. То есть, по сути, речь идет об искусственном выделении из русского монолита отдельных региональных компонентов и возвышении их до наций. Предположим, что большевики не остановились на расчленении русского народа на три части и пошли дальше - создали на русской этнической территории Уральскую и Сибирскую ССР. Какие герои были бы у новоявленных уральцев и сибиряков? Очевидно, те, которые отстаивали мифическую самостийность Урала и Сибири по отношению к Москве. Наверняка героем уральского пантеона стал бы Иван Зарубин - яицкий казак, участвовавший в антиправительственных бунтах XVIII века, а провинциальных интеллигентов, организовавших в XIX столетии «Общество независимости Сибири», канонизировали бы как будителей сибирской нации. И Зарубин, и сибирские сепаратисты были наказаны московской властью, что, конечно, послужило бы отличным основанием для спекуляций об извечных притеснениях свободолюбивых уральцев и сибиряков злыми москалями. Даже если б уральцы и сибиряки были объявлены братскими для русских народами, сама концепция уральской и сибирской самостийности не утратила бы своей антирусской сути и рано или поздно проявилась бы русофобскими эксцессами. Реальные украинский и белорусский самостийные проекты устроены именно так, как гипотетические уральский и сибирский. Великороссы изначально воспринимались свидомыми и свядомыми деятелями как важнейший Другой, на противопоставлении которому следует строить историческое самосознание. Поэтому главным героем украинского национального пантеона был выбран предатель Мазепа, а белорусского - польский мятежник Винцент Калиновский. На постсоветской Украине, как мы знаем, вслед за Мазепой в ранг национальной гордости возвели Симона Петлюру и Степана Бандеру, и весь украинствующий паноптикум через систему образования и СМИ был внедрен в сознание граждан незалежной. Результат известен - «Никогда мы не будем братьями». Белоруссия идет по тому же пути, только чуть медленнее. Русофобия в современных Украине и Белоруссии вполне объяснима и даже естественна. Самостийные украинцы и белорусы были выращены в советском инкубаторе наций. Именно в период существования СССР называть малороссов и белорусов русскими стало считаться предосудительным и оскорбляющим их национальные чувства. К 1991 году Украинская и Белорусская ССР более или менее окрепли как псевдонациональные сущности, а потому объявили о своей государственной самостоятельности. Действительно, если жители Киева и Минска - нерусские, то почему они должны жить в государстве со столицей в Москве? В постсоветский период для утверждения собственной национально-государственной субъектности власти Украины и Белоруссии принялись выстраивать на западнорусской территории две небольшие АнтиРоссии. То, что в бывшей Белорусской ССР пока не получилось в полной мере, связано только с худшей проработанностью белорусского националистического проекта. Однако работа ведется. Поэтому нет сомнений, что через какое-то время Белоруссия будет обсуждаться на российском ТВ в том же контексте, в каком уже несколько лет обсуждается Украина: «Жили же дружно, и тут на тебе - кто не скачет, тот москаль». Для того чтобы попытаться не допустить чего-то подобного, необходимо вести целенаправленную работу по внедрению в белорусское общественное сознание концепции триединого русского народа, которая господствовала в Белоруссии и во всей остальной России до октябрьской революции. Суть концепции выразил белорусский историк XIX века Михаил Коялович: «Если отправиться в западную Россию из русского средоточия, то придется неизбежно и самым наглядным образом убедиться, что западная Россия, несомненно, русская страна и связана с восточной Россией неразрывными узами, именно придется чаще всего самым нечувствительным образом переходить от великороссов к белорусам или малороссам; часто даже нелегко будет заметить, что уже кончилось великоросское население и началось белорусское или малоросское, но во всяком случае придется признать, что все они - один русский народ, от дальнего востока внутри России до отдаленного запада в пределах Польши и Австрии». Белорусскую формулу русскости прекрасно сформулировал известный философ Николай Лосский в очерке «Украинский и белорусский сепаратизм» (1958): «Сознание того, что белорус есть русский, мне хорошо знакомо, потому что я сам белорус, родившийся в Двинском уезде Витебской губернии, в местечке Креславка на берегу западной Двины. Учась в Витебской гимназии, в возрасте 12 лет я читал только что появившуюся книгу «Витебская старина» (1883). Из нее я узнал о нескольких веках борьбы белорусов за свою русскость и православие. С тех пор мне стало ясно, что называние себя белорусом имеет географическое значение, а этнографически для белоруса естественно сознавать себя русским, гражданином России». При таком подходе российско-белорусская интеграция в формате Союзного государства приобретет осмысленность и будет восприниматься как естественный процесс объединения большого русского народа в единое государственное образование. И в Российской Федерации, и в республике Белоруссия на объединение есть существенный запрос. Благодатная почва для идеи общерусского единства имеется также на территории Донецкой и Луганской народных республик, которые, несомненно, должны присоединиться к интеграционным процессам на пространстве исторической России. Если же к постсоветским гражданам так и не придет понимание того, что по отношению к великороссам жители Белоруссии и Донбасса никакие не братские народы, а тот же самый народ, то Россия потеряет их точно так же, как потеряла (к сожалению, видимо, уже навсегда) якобы братские Киев, Полтаву и Чернигов. Автор(ы):
Кирилл Аверьянов-Минский
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~znulh
Люди, раскачивайте лодку!!!
|